Разработка урока Разметка заготовок из тонколистового металла.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
п. Восток Красноармейского муниципального учреждения
Приморского края






Разметка заготовок из тонколистового металла
(разработка урока)







Разработал:
Учитель технологии:
Власова М.И.






п.Восток 2016 г.

План конспект
5 класс
Номер урока: 14
Тема урока: Разметка заготовок из тонколистового металла.
П.Р: Разметка заготовок из тонколистового металла.

Задачи урока:
1. Обучающая: продолжить формирования знаний о разметке.
2.Воспитывающая: способствовать воспитанию внимания на уроках технологии.
3. Развивающая: развивать умения делать разметку на тонколистовом металле.
Оснащение урока:
1. Материально-техническое оснащение: Карандаш, ручка, тетрадь, чертежные инструменты.
Инструменты: чертилка, линейка.
Оборудование: столярный или слесарный верстак.
Материалы: заготовка из тонколистового металла, жести.
2.Дидактическое оснащение: презентация: Разметка заготовок из тонколистового металла; Технология учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / А. Т. Тищенко, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, Н. П. Шипицын; Под ред. В.Д. Симоненко. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 174 с.
3. Методическое оснащение: План-конспект урока, методические рекомендации: Технология 5 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко / ав.-сост. Ю. П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157 с.
Место проведения: Учебная мастерская
Тип урока: Комбинированный

План урока:
1 Организационный момент 1-2 мин.
2 Проверка домашнего задания 5-8 мин.
3 Изложение нового материала 15-20 мин.
4 Практическая работа 30-35 мин.
4.1 Вводный инструктаж (1-2 мин.)
4.2 Выполнение работы и
текущий инструктаж (30 мин.)
4.3 Заключительный инструктаж (2-3 мин.)
5 Подведение итогов урока 5 мин.
6 Рефлексия 2-3 мин.
7 Домашнее задание 1-2 мин.
8 Уборка рабочих мест 3-5 мин.
ИТОГО: 80 мин.
Ход урока:
Организационный момент (1-2 мин.)
Учитель приветствует учеников и отмечает присутствующих по журналу.
Проверка домашнего задания (5-8 мин)
Метод обучения (МО): беседа, опрос. Учитель проводит опрос обучающихся по изученной теме.
Вопрос 1: Что называют правкой? (Правка – это слесарная операция по выравниванию заготовки).
Вопрос 2: Способы правки тонколистового металла? Деревянным бруском (жесть до 0,3 мм) и киянкой на правильной плите (кровельная сталь, от 0,5 мм)
Вопрос 3: Способы правки проволоки? Правку мягкой проволоки небольшого диаметра можно выполнять, протягивая ее между двумя деревянными брусками, или перемещением проволоки вокруг цилиндрической стальной оправки.
Вопрос 4: Каким инструментом производят правку мягкой и стальной проволоки? Мягкую - киянкой, стальную- слесарным молотком.
Вопрос 5: Правила безопасной работы
На руку, удерживающую заготовку при правке, надевают рукавицу; руку держат подальше от места удара киянкой или молотком.
Остерегаться острых кромок листовой заготовки и проволоки.
При правке проволоки надежно закреплять в тисках деревянные бруски и стальную оправку.
Боек молотка и киянки должен быть хорошо закреплен на ручке.

Изложение нового материала (15-20 мин.)
МО: объяснение материала по плакату или презентации, беседа. Запись определений и понятий в тетрадь.
Выделенное курсивом и подчеркнутое конспектируется в тетрадь.
Учитель: Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Прежде чем приступать к обработке заготовки из тонколистового металла, её следует разметить, т. е. нанести на заготовку контуры будущего изделия. Эти контуры показывают границы обработки заготовки.
Для разметки используют следующие инструменты:
металлическую линейку (рис. 91, а);
слесарный угольник (рис. 91, 5), с помощью которого проводят линии под прямым углом и проверяют прямые углы у деталей;
чертилку (рис. 91,6) для нанесения разметочных линий;
разметочный циркуль (рис. 91, г) для проведения окружностей;
кернер (рис. 91, д) для получения на поверхности небольших впадин (лунок).




Разметка очень ответственная операция. От точности её выполнения зависит качество будущего изделия.
Рассмотрим последовательность разметки на примере детали «подставка под паяльник» (рис. 92, 93).
МО: Объяснение по плакату (презентации). После объяснения показать на практике.
Перед разметкой заготовку правят, очищают от пыли, загрязнений и следов ржавчины.
Сначала на расстоянии примерно 5...8 мм от края заготовки чертилкой по линейке проводят базовую линию (рис. 93, /), после чего по угольнику под углом 90° к ней проводят вторую линию (рис. 93, 2).
При этом остриё чертилки плотно прижимают к линейке, а саму чертилку наклоняют в сторону движения. Линию проводят только один раз, иначе разметка будет неточной.
От второй линии по линейке отмеряют длину заготовки (220 мм) и проводят чертилкой риску (рис. 93, J), после чего на отложенной длине по угольнику проводят третью линию, перпендикулярную базовой (рис. 93, 4).
Затем на второй и третьей линиях откладывают ширину развёртки (размер 50 мм), линию симметрии (25 мм от базовой линии) и проводят риски на расстоянии 10 мм от каждого угла заготовки (рис. 93, 5). После этого по линейке проводят намеченную линию контура и осевую линию (рис. 93, 6).
На осевой линии чертилкой отмечают одну риску на расстоянии 15 мм от второй линии и проводят вторую риску на расстоянии 190 мм от первой (рис. 93, 7), затем завершают работу, размечая внутренние углы (рис. 93, 8).
Если необходимо разметить несколько одинаковых деталей с криволинейными контурами (например, крючков для вешалки, показанных на рис. 82, 5), то применяют шаблоны пластины-образцы, имеющие контуры детали (рис. 94). Шаблон прижимают к поверхности заготовки рукой или струбциной и обводят его чертилкой.
Разметку окружности начинают с того, что в размеченный центр окружности ставят кернер и лёгким ударом молотка по его бойку делают на поверхности заготовки неглубокую лунку (рис. 95, а). В лунку устанавливают ножку разметочного циркуля, заранее настроенного на необходимый радиус окружности, и второй ножкой очерчивают окружность. При проведении дуги циркуль слегка наклоняют в сторону движения, опираясь на ножку, которая находится в размеченной кернером лунке (рис. 95, б).
При разметке проволоки рассчитывают необходимую длину заготовки для выбранного изделия, правят заготовку, отмеряют на ней с помощью линейки или рулетки рассчитанную длину и наносят риску чертилкой.
Правила безопасной работы
Перед разметкой проверять исправность разметочных инструментов.
Выполнять разметку только после правки заготовок.
Остерегаться острых кромок листовой заготовки и проволоки.
Не класть чертилку и разметочный циркуль в карман рабочего халата.
Передавать чертилку только кольцом от себя.

4.1. Вводный инструктаж (1-2 мин.)
МО: объяснение
Учитель: Сегодня на уроке мы выполним следующую практическую работу.
Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Рассмотри инструменты для разметки, ознакомься с конструкцией разметочного циркуля. Запиши в рабочую тетрадь названия разметочных инструментов и их назначение.
Рассмотри выданный учителем чертёж детали из тонколистового металла или проволоки или чертёж детали твоего проектного изделия, изготовляемого из того же материала.
Выполни разметку на выбранной заготовке одной из деталей: подвеска, крючок, чертилка, корпус хозяйственного совка (см. рис. 85), подставка для книг (см. Приложение, рис. 162) или разметку детали твоего проектного изделия.
4.2. Выполнение работы и текущий инструктаж (30 мин.)
МО: объяснение, беседа, наблюдения. Учитель наблюдает со стороны за учениками, делает целевые обходы: контролирует качество выполнения работы, правильность выполнения трудовых приемов, соблюдение правил техники безопасности, правильную организацию рабочего места обучающихся.
4.3. Заключительный инструктаж (3 мин.)
МО: объяснение, беседа.
Учитель подводит итоги практической работы, выполняет анализ недостатков и успехов в процессе выполнения работ. Акцентирует внимание учащихся на достижение поставленных целей. Обсуждает итоги с учениками.
5. Подведение итогов урока (5 мин.)
МО: беседа. Учитель беседует с учениками по итогам всего урока.
6. Рефлексия (2-3 мин.)
Краткое мнение обучающихся о прошедшем уроке, что понравилось и что не понравилось и почему.
7. Домашнее задание (1-2 мин.)
МО: объяснение.
Учитель диктует домашнее задание, обучающиеся записывают его в дневник.
Домашнее задание §23
8. Уборка рабочих мест (3-5 мин.)
Учитель контролирует уборку мастерской.
Ученики наводят порядок на рабочем месте, складывают все инструменты на свои места.

Список использованной литературы.
Методические рекомендации: технология. 5 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко / ав.-сост. Ю. П. Засядько. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157 с.
Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков): 5 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 288 с. - (В помощь школьному учителю).
Технология [Текст] : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков / А. Т. Тищенко, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко, Н. П. Шипицын; Под ред. В.Д. Симоненко. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 174 с.










15