МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ: «Набрасывание учебного раствора на поверхности стен с помощью ковша Шаульского и совка Илюхина».


Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий индустриально-строительный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ НА ТЕМУ:«Набрасывание учебного раствора на поверхности стен с помощью ковша Шаульского и совка Илюхина».
Разработала: Мастер п/о Крюкова С.В.
г. Липецк 2015
План урока.
Профессиональный модуль: ПМ.01 Выполнение штукатурных работ
Тема раздела: «Выполнение простой штукатурки».
Тема урока: «Набрасывание учебного раствора на поверхности стен с помощью ковша Шаульского и совка Илюхина».
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний).
Цели урока:
Образовательные:
проверка знаний, обучение студентов новым умениям и навыкам по нанесению раствора на поверхность стен с помощью ковша Шаульского с разравниванием под правило.
Развивающие:
развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию; находить пути повышения эффективности своего труда, снижения материальных и трудовых затрат, развивать умения предвидеть возможные виды брака. Развивать у студентов способность и стремление вносить в процесс труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда.
Воспитательные:
воспитывать интерес к избранной профессии; чувство ответственного и творческого отношения при выполнении работы; коллективизма и стрессоустойчивости, умение применять в работе профессиональные знания; рационализацию организацию труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда.
Задачи:
Закрепление знания и умения по нанесению раствора на поверхность стен с разравниванием под правило.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, контроля и самоконтроля.
Межпредметные связи:
Технология штукатурных работ, охрана труда, материаловедение.
Материально-техническое обеспечение урока:
металлическая щетка, полутерок, правило, кисть окомелок, ведро, растворный ящик, штукатурная лопатка, ковш Шаульского, известково-песчанный раствор, вода.
Оснащение урока:
1. Технологическая карта.
2. Учебный элемент.
3. Кроссворд.
4. Тестовые задания.
Форма организации учебной работы: фронтально-групповая, бригадная (звеньевая), индивидуальная.
Система производственного обучения – операционно-комплексная.
Ход урока.
I. Вводный инструктаж
1. Организационный момент: приветствие, сверка присутствующих
по журналу, оценка внешнего вида студентов.
2. Сообщение темы и разъяснение целей и задач урока.
3. Актуализация знаний обучающихся по материалам спецдисциплин и предыдущих уроков производственного обучения.
4. Объяснение темы урока.
5. Инструктаж по охране труда.
II. Текущий инструктаж:
1. Самостоятельные упражнения учащихся в выполнении приемов и операций на каждом этапе производственного задания.
2. Осуществление контроля за:
организацией рабочего места;
выполнением санитарно-гигиенических правил;
выполнением правил по охране труда;
соблюдением правильного и последовательного выполнения технологических приемов и операций;
своевременным устранением недостатков в работе студентов.
3. Уборка рабочего места.
III. Заключительный инструктаж:
Подведение учебно-производственных итогов работы:
Оценка выполнения работы по практическому заданию,
Анализ типичных ошибок, допущенных в работе, причин их возникновения и способов их предупреждения или устранения.
Оценивание выполненной работы.
Домашнее задание.
План - конспект урока производственного обучения
Структура урока.Структура урока Содержание урока. Методы обучения.Учебно-техническое обеспечение урока
Первый этап:
Вводный инструктаж
Организационный момент. Приветствие; сверка присутствующих по журналу, проверка готовности обучающихся к работе Беседа;
Сообщение:
темы урока;
целей и задач
урока. Тема урока: «Набрасывание учебного раствора на поверхности стен с помощью ковша Шаульского».
Цели урока:
Образовательные:
проверка знаний, обучение студентов новым умениям и навыкам по нанесению раствора на поверхность стен с помощью ковша Шаульского с разравниванием под правило.
Развивающие:
развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию; находить пути повышения эффективности своего труда, снижения материальных и трудовых затрат, развивать умения предвидеть возможные виды брака. Развивать у студентов способность и стремление вносить в процесс труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию труда.
Воспитательные:
воспитывать интерес к избранной профессии; чувство ответственного и творческого отношения при выполнении работы; коллективизма и стрессоустойчивости, умение применять в работе профессиональные знания; рационализацию организацию труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда.
Задачи: Закрепление знания и умения по нанесению раствора на поверхность стен с разравниванием под правило. Актуализация знаний студентов. 1. Фронтальный опрос студентов с использованием слайд-презентации. 2. Письменный опрос по тестовым заданиям. Взаимопроверка с использованием эталона ответов Приложение №2
3. Устный опрос на знание инструментов и приспособлений.
- Какими инструментами подготавливаем поверхность?
- Какими инструментами набрасывают раствор?
- Какими инструментами разравнивают раствор?
- Какие приспособления мы используем при работе? Приложение №1
4.Письменный опрос на знание инструментов и приспособлений. Решение кроссворда. Самопроверка Приложение №3
Объяснение темы урока. 5.Норма времени на оштукатуривание.
6.Площадь оштукатуренной поверхности.
7.Работа по ИТК. Беседа
Инструктаж по охране труда 8. Техника безопасности. Второй этап
Текущий инструктаж
Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах. Обучающиеся самостоятельно выполняют практическое задание. Наглядные, практические.
Приложение №5
Целевые обходы мастера п/о Мастер п/о проверяет и оценивает работу обучающихся по оценочной таблице. Приложение №4
Уборка рабочих
мест. Обучающиеся убирают свои рабочие места и приводят в порядок рабочий инструмент. Третий этап
Заключительный инструктаж.
Анализ выполненных работ. Разбор типичных ошибок в работах обучающихся. Указать на допущенные ошибки и разобрать причины, их вызвавшие. Сообщение оценок качества работы обучающихся на уроке. Прокомментировать студентам оценки выполнения работы, отметить лучших обучающихся. Выставление оценок в журнал. Домашнее задание
Повторить приёмы набрасывания и разравнивания раствора.
Г.Г. Черноус «Технология штукатурных работ» п. 4.5.3 стр.79-82
Составить кроссворд. Приложение №1
Вопросы для фронтального опроса
Какие работы должны быть выполнены на объекте до начала штукатурных работ?
2. Как называется первый слой штукатурки?
Как подготавливают кирпичную поверхность под оштукатуривание?
Назовите виды поверхности стен.
5. Назовите инструменты штукатура.
6. С какой целью смачивают поверхность стен перед оштукатуриванием?
7. Чем определяют подвижность раствора?
8. На какую глубину выбирают раствор из швов кирпичной кладки?
9. Что называется штукатуркой?
10. Назовите второй слой штукатурки.
11. Какие вы знаете вяжущие средства для раствора?
Приложение №2
Тестовое задание
I – вариант
1. Какие вы знаете виды штукатурок?
1. известковая.
2. обыкновенная (простая, улучшенная, высококачественная)
3. декоративная
4. цементно – известковая.
5. специальная.
6. внутреннее работы.
2. Толщина слоя обрызга при оштукатуривании кирпичных поверхностей
1. 3мм
2. 7 мм
3. 5 мм
4. 10 мм
5. 2 мм
3. Какие способы набрасывания вы знаете?
1. кельмой с сокола.
2. кельмой с растворного ящика.
3. соколом.
4. ковшом.
5. полутёром.
4. Какова толщина слоя высококачественной штукатурки?
1. 15 мм
2. 20 мм 3. 25 мм5. Какова толщина слоя простой штукатурки?
1. 12 мм
2. 10 мм
3. 15 мм
II – вариант
1. Для чего наносят слой обрызга:
1. для выравнивания поверхности.
2. для образования необходимой толщины штукатурного намёта.
3. для заполнения пор и шероховатостей поверхности.
2. Какова толщина улучшенной штукатурки?
1. 12 мм
2. 15 мм
3. 18 мм3. Каким инструментом провешивают стены:
1. уровнем с правилом.
2. гибким уровнем.
3. отвесом.
4. Чем определяется подвижность штукатурного раствора?
5. Какова толщина слоя простой штукатурки?
1. 12 мм
2. 10 мм
3. 15 мм
Тестовое задание
III – вариант
1.Что является причиной дутиков?
1. частицы извести, продолжающие гасится в штукатурном слое.
2. применение песка загрязненного комочками глины (комочки крупнее 3мм)
2. Каким инструментом разравнивают поверхность?
1. соколом.
2. правилом
3. мастерком.
4. полутерком
3. Чем определяется подвижность штукатурного раствора?
4. Какой слой штукатурного намёта можно намазывать?
5. Какова толщина слоя простой штукатурки?
1. 12 мм
2. 10 мм
3. 15 мм
Тестовое задание
IV – вариант
1. Какова толщина слоя обрызг при оштукатуривании кирпичных поверхностей?
1. 3мм
2. 7 мм
3. 5 мм
4. 10 мм
5. 2 мм
2. Каким инструментом подготавливают поверхность?
1. металлическая щетка
2. полутерок
3. зубило
4. ковш
5. молоток
3. Чем определяется подвижность штукатурного раствора?
4. Какова толщина слоя простой штукатурки?
1. 12 мм
2. 10 мм
3. 15 мм
5. Для чего предназначено правило?
1. для набрасывания.
2. для разравнивания.
3. для намазывания.
Верные ответы для взаимопроверки:
I - ВАРИАНТ
1. Какие вы знаете виды штукатурок? (обыкновенная (простая, улучшенная, высококачественная), декоративная, специальная.) 2. Какова толщина слоя обрызга при оштукатуривании кирпичных поверхностей? (3 – 5 мм)
3. Какие способы набрасывания вы знаете? (кельмой с сокола, кельмой с растворного ящика, ковшом)
4. Какова толщина слоя высококачественной штукатурки? (20 мм)
5. Какова толщина слоя простой штукатурки? (12 мм)
II – ВАРИАНТ
1. Для чего наносят слой обрызга? (для заполнения пор и шероховатостей поверхности)
2. Какова толщина слоя улучшенной штукатурки? (15 мм)
Каким инструментом провешивают стены? (уровнем с правилом, отвесом)
Чем определяется подвижность штукатурного раствора? (Стандартным конусом)
5. Какова толщина слоя простой штукатурки? (12 мм)
Приложение №3
КРОССВОРД
Инструмент, для наковки штукатурки?
Для получения шероховатости деревянныхповерхностей на них набивают…
Инструмент, с которого наносят раствор на поверхность?
Приспособление, для провешивания поверхности и проверки их горизонтальности?
Инструмент для проверки ровности поверхностей и срезания неровности?
Проем в стене для освещения и проветривания?
Подвижное ограждение для сообщения между помещениями?

? 1 2 3 4 5 6 7 КРОССВОРД
Инструмент, для наковки штукатурки?
Для получения шероховатости деревянныхповерхностей на них набивают…
Инструмент, с которого наносят раствор на поверхность?
Приспособление, для провешивания поверхности и проверки их горизонтальности?
Инструмент для проверки ровности поверхностей и срезания неровности?
Проем в стене для освещения и проветривания?
Подвижное ограждение для сообщения между помещениями?

? 1 Б У Ч А РД А 2 Д РА Н Ь 3 С О К О Л
4 О Т В Е С 5 ПРА В И Л О 6 О К Н О 7 Д В Е РЬ Приложение №5
Упражнение на формирование первоначальных умений набрасывания раствора КОВШОМ
Наклоняются и захватывают раствор и ящика ковшом ( а).

2.Встают перед поверхностью (6),

3.Выпрямляются и поднимают ковш уровня пояса( в).
left000
4.Поднимают ковш до уровня плеча (г).

5.Наклоняют ковш (д).
6.Ставят ковш параллельно стене (с).
7.Резким движением ковша вниз выплескивают раствор на поверхность(ж).

Приложение №4
Критерии оценки работы
Отметка
«5»
- Имеется спец.одежда в полном объёме, чистая, без повреждений.
- Правильно организовано рабочее место с набором инструментов.
- Поверхность подготовлена полностью.
- Правильно выполнены приемы набрасывания раствора.
- Правильно выполнены приемы разравнивания раствора.
-Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются 1- 2 просвета до 2мм.
- Отсутствуют нарушения по ТБ.
-Выполнение всех операций предусмотренных инструкционно-технологическими картами
- Учебное – производственное задание выполнено в полном объёме, рабочее место чистое.
Отметка
«4»
- Отсутствуют некоторые элементыспец.одежды, недостаточно чистая.
- Не хватает одного инструмента, имеется один дефект в работе.
- Поверхность подготовлена полностью.
- Незначительные нарушения при выполнены приемов набрасывания раствора.
- Незначительные нарушения при правильно выполнены приемов разравнивания раствора.
- Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются 2 -3 просвета до 2мм.
- Есть одно нарушение правил ТБ.
- Присутствует одно нарушениеинструкционно-технологической карты
- Учебно – производственные работы выполнены на 80%, недостаточно чисто помыта кабинка, не помыты инструменты.
Отметка
«3»
- Отсутствует собственная спец. одежда. Учащийся работает шумно, мешает другим.
- Не хватает одного инструмента, имеется два дефекта в работе.
- Поверхность подготовлена полностью.
- Незначительные нарушения при выполнены приемов набрасывания раствора.
- Незначительные нарушения при правильно выполнены приемов разравнивания раствора.
- Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются углубления и выпуклости более 5мм.
- Есть два нарушение правил ТБ.
- Присутствует два нарушения инструкционно-технологической карты.
- Учебно – производственные работы выполнены на 50%, кабинка промыта плоха, не весь инструмент чистый.
Отметка
«2»
- Одежда грязная, порвана, раскомплектована.
- Не подготовлен инструмент, имеется более трех дефектов.
- Поверхность подготовлена плохо.
- Значительные нарушения при выполнении приемов набрасывания раствора.
- Значительные нарушения при выполнении приемов разравнивания раствора.
-Между оштукатуренной поверхностью и правилом имеются 2 -3 просвета до 2мм.
- Более двух нарушений правил ТБ.
-Инструкционно-технологическая карта нарушена более 2 раз
- Учебно – производственные работы выполнены на 30%, не произведена уборка рабочего места.
Правила поведения в кабинете штукатурного дела.
Практические работы надо выполнять в рабочей одежде, а так же пользоваться средствами индивидуальной защиты (очки, перчатки).
Инструмент следует поддерживать в рабочем состоянии. Нельзя работать неисправным инструментом.
На рабочем месте должны быть только нужные только инструменты и материалы.
Необходимо соблюдать правила личной гигиены.
Рабочую одежду следует хранить отдельно.
Помните о том, что вода отлично проводит электричество – не прикасайтесь мокрыми руками к выключателям, розеткам, включенным электроприборам.
По окончании работы нужно убрать рабочее место, очистить инструмент, снять рабочую одежду и вымыть руки.
Слои штукатурного намёта:
обрызг- первый слой штукатурного намета предназначен для соединения штукатурки с основанием путем заполнения пустот и трещин отделываемой поверхности (толщина не менее 2 и не более 5 мм.)
грунт- второй слой служит для выравнивания поверхности более густым раствором и получения требуемой толщины штукатурки. (толщина не более 7 мм)
накрывка- для образования заглаженного и уплотненного отделочного слоя (толщина 2 мм)
Средняя суммарная толщина слоев: простой штукатурки — 12 мм,
улучшенной — 15 мм,
высококачественной — 20 мм.
Список использованной литературы.
Шепелев А.М. «Штукатурные работы», Москва 1970г.
Ивлиев. А.А. Кальгин А.А., О.М.Скок «Отделочныестроительные работы», Москва 2001г.
Мороз Л.Н. Лапшин П.А. Штукатур: мастер отделочных строительных работ.- Ростов/Д: Феникс
Белоусов Е.Д. Технология малярных работ: Учебник. - М.: Высщ. школа.
Облицовщик. Мастер отделочных строительных работ. Ростов-на/ Дону: Издательство «Феникс».
Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник для нач.проф.образования М. Издательский центр «Академия».
Интернет источники:
- www.stroitelstvo-new.ru/shtukaturnye_raboty.shtml
-www.remont 63.ru/gost33.htm