Формирование культуры здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС на примере работы кружка «Пост Здоровья»


Секция 2. Реализация системно-деятельного подхода на уроках и во внеурочной деятельностиФормирование культуры здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС на примере работы кружка «Пост Здоровья»
Каморная И.М. учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №15 с УИОП города Заринска, Алтайского края
«Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия,
постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.»
Н.М. Амосов
учёный-медик, кибернетик, литератор
В соответствии с законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В деятельность образовательных учреждений внедряются современные технологии развивающего эстетического комплекса, который превращает образовательный процесс в «свободный и легкий», привлекательный и интересный для учащихся, способствующий освоению всего спектра видов учебной деятельности. В то же время, необходимо отметить, что в большинстве школ системный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся практически отсутствует, ограничиваясь разовыми, кратковременными либо узкоспециализированными мероприятиями. В условиях нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Для нас понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. Пребывание в школе тоже добавляет ряд изменений в здоровье ребёнка. По статистике нашей школы, на первом место стоит сколиоз у детей. А ведь эту проблему возможно решить безболезненно и эффективно, реализуя комплекс психолого-педагогических и физиолого-гигиенических мер в общеобразовательном учреждении, направленных на сохранение здоровья детей.
Поэтому передо мной, как перед руководителем школьного «Поста Здоровья» встали вопросы: как помочь детям быть физически здоровыми, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия, чтобы они были регулярными.
Основу кружка составляют учащиеся, обучающиеся по ФГОС. Это ребята 4 - 5 класса, так как в будущем изучении предмета анатомии потребует изучение вопросов здоровья. И для кружковцев это хорошая накопительная база знаний и материала. К тому же в кружок записались ребята, мечтающие с детства стать врачами. И апробирование материала для бесед легко сразу проводить на классных часах. «Ценить, беречь и укреплять здоровье!» - мы выбрали девиз кружка «Поста Здоровья»!
Целью является кружка: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в повседневной жизни. 
Сформулированы задачи:
1. научить с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье;
2. организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности;
3. воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью;
4. расширять кругозор учащихся; 
5. повышать степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность; 
6. пробуждать активность исследовательских и познавательных интересов; 
7. развивать логическое и творческое мышление Ценностные ориентиры предполагают:
воспитание у обучающихся способности восприятия жизни по законам живой природы красоты, гармонии, эстетики;
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек (тестирование разных возрастов школьников), творческие проекты - санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Результатом практической деятельности по программе формирования здорового и безопасного образа жизни «Поста Здоровья» можно считаю следующее:
- повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
- повышение функциональных возможностей организма обучающихся. Развитие физического потенциала школьников.
- повышение приоритета здорового образа жизни.
- повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
- повышение активности учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
- сформировать первоначальные навыки по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
- сплочение коллектива.
Изучая программу, учащиеся познают:
- биологические основы жизнедеятельности организма человека и составляющие здорового образа жизни.
- способы сохранения и укрепления здоровья.
- принципы правильного построения режима труда и отдыха в течение дня.
- правила гигиены кожи, полости рта, слуха, зрения, дыхания, питания, одежды, сна.
- факторы, разрушающие здоровье и мероприятия по их устранению.
- основные приемы и методы психической релаксации.
Остановлюсь на одной из главных тем занятий кружка.
Сколиоз и нарушения осанки у учащихся – большая проблема. Наши дети проводят за партой и за столом больше времени, чем взрослый: это и уроки в школе, и домашнее задание, и игры за компьютером. Длительное сидение в пассивном положении приводит к неправильному развитию мышц и костей позвоночника, в результате чего искривляется спина, нарушается осанка.
Во взрослом возрасте эти нарушения часто приводят к болезням внутренних органов, головным болям, раннему началу остеохондроза и старению позвоночника, и прочим проблемам. Вот почему в наше время так много двадцатилетних молодых людей с грыжами дисков – проблемой, которая раньше была только у пожилых людей.
Сколиоз легче предупредить, чем потом лечить! На занятии кружка «Поста Здоровья» мы с ребятами подготовили беседу для учащихся с 1 по 7 класс «Что такое осанка?». Создали проект работы с классами и на классных часах начали знакомить ребят с основными правилами сохранения здоровой осанки. Первая беседа прошла в кадетском 7Б классе. Провела её ученица 5Б класса Сокальцова Алёна. На протяжении всей беседы у детей проявлялся интерес к данной теме. Многие попробовали провести эксперимент с позвоночником. Для этого необходимо сесть ровно, как в первом классе, выпрямив спину. Засекается время, Алёна рассказывает материал, демонстрирует наглядные слайды, показывает упражнения и объясняет их предназначение и здесь уже на 5 минуте рассказа замечает, что многие согнули спины, кто-то сел облокотившись, кто склонил голову… Здесь мы делаем паузу, останавливаем эксперимент. Хотя многие продолжают сидеть прямо - они чувствуют себя хорошо. Просим объяснить смену позиции вашего тела. И ведь удивительно ребята отвечают, что им так не удобно и не комфортно, мы привыкли сидеть как нам удобно. А ведь под понятием удобно скрывается предрасположенность к искривлению позвоночника. Ребята задумываются и сами формулируют и причину, и какой выход из сложившейся ситуации. Простая беспечность, не осознавание того, чем это может грозит в будущем. Мотивация есть – быть красивым стройным или быть сутулым? Цель нашей беседы достигнута!
Были приятно удивлены, работая в начальных классах. С каким вниманием, желанием, включались малыши в работу на наших беседах и практикумах. Результат не заставил себя долго ждать, как заметили учителя. После классного часа «Что такое правильная осанка» малыши следят за правильным положением спины, даже делая замечания друг другу, что нужно правильно сидеть за партой. С удовольствием изучают стенд агитации за здоровый образ жизни, изъявили желание записаться в кружок. Наши ряды пополнились новыми ребятами, а значит, мы вызвали интерес к развитию у детей в новой для них области знаний.
В 5 классе Б при демонстрации слайдов с фотографиями детей, как они проводят время за компьютером. Мы спросили: «А не могли бы вы показать или узнать себя на фото, есть ли такие среди вас?» Весь класс оживился. Вот это я, а я так вот сижу! А правильно ли это для позвоночника? Это лишь часть небольшой информации выявления причин сколиоза у детей, которые фиксируют ребята кружка. Нами начат проект исследовательской работы «Выявление причин сколиоза у школьников». Материал собирается и обобщается после бесед с классами.
По каждой теме бесед у нас выпускаются памятки для ребят и родителей. Готовы презентации на родительские собрания. Проводим акцию «Волна зарядки». В начальной школе начинает зарядку один класс подхватывает эстафету другой и так все классы вовлечены в акцию, мотивируем к здоровому образу жизни учащихся.
Запущен конкурс рисунков «Как я понимаю значение слов – Быть стройным?»
Как видим, работа нашего кружка стала востребованной, а значит, мы на верном пути к здоровью!
В 2014 году моя работа обобщение опыта деятельности «Поста Здоровья» было представлена на Ярмарке социально-педагогических инноваций 2014 на базе МБОУ «Первомайская СОШ» с. Черемное, где получила награду ЛАУРЕАТА VI регионального этапа Международной Ярмарки. Опыт представлен на школьном сайте: http://school15-zar.ru/index.php/site-map/78-novosti/189-obrazovatelnye-standarty