«Интеграция как принцип обучения математике в начальной школе. Сравнение понятий дифференциации и интеграции применительно к процессу обучения. Реализация принципа интеграции в программе Рудницкой В.Н.»


Выступление
Слайд 1.
Тема моего выступления
«Интеграция как принцип обучения математике в начальной школе.
Сравнение понятий дифференциации и интеграции
применительно к процессу обучения.
Реализация принципа интеграции в программе Рудницкой В.Н.»

Слайд 2.

Сегодня ни для кого не секрет, что школьники стали хуже учиться. Причин для снижения мотивации обучения множество: перегрузка информационным потоком, недостаточный контроль со стороны родителей, изменение жизненных приоритетов и многое другое.
Однако, как показывает практика, обучение в большей мере зависит от заинтересованности детей и их эмоционального настроя. Помочь объединить эмоции и разум может интеграция . Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности , коммуникативных способностей.

Слайд 3.
Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может иметь два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (при этом интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция – средство обучения).Целью интеграции является формирование целостного восприятия мира у школьников, т.е. формирование мировоззрения.
Слайд 4.
Практической базой интеграции можно считать интегрированный урок, структура которого значительно отличается от обычных уроков:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью,
взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Слайд 5.
Интегрированные уроки математики в начальной школе позволяют решать следующие задачи:
повысить качество знаний по предмету;
повысить интенсификацию урока, расширить его информативную ёмкость;
отыскать точки соприкосновения предметов математики , информатики и др.
показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности;
способствовать развитию творческих возможностей учащихся, помогать более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса математики , информатики и др.
расширить кругозор учеников, повысить их познавательную активность, развивать интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла.
Слайд 6
Организация интегрированного обучения должна проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к обучению.
Интеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. В переводе с латинского “интеграция” означает значение “восстановление”, “восполнение”. Дифференциация – “разность, различие”. Именно поэтому в идеале на всех ступенях образования нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации.
Слайд 7
В учебниках Рудницкой В.Н. содержатся теоретические сведения и система упражнений, предназначенные для формирования у учащихся начальных математических знаний и выработки предметных, учебных и универсальных умений. Специальные интегрированные задания направлены на логико-математическое развитие детей, развитие их геометрических и пространственных представлений, математического языка и речи.


Слайд 8.
Арифметическую часть курса составляют натуральные числа и нуль, а также арифметические действия и алгоритмы их выполнения. Существенной задачей этой части курса является формирование у учащихся вычислительных навыков. Учитывая международный опыт , в целях расширения математического кругозора нашего младшего школьника и усиления практической направленности обучения в арифметическую часть курса четырехлетней школы включены такие вопросы, как ознакомление учащихся с различными шкалами, таблицами, диаграммами (линейными, круговыми), графиками, координатной осью и координатным углом.

Слайд 9
Рассматривая линию величин и их измерение, должна заметить, учащиеся легко выполняют практическую работу по измерению длины отрезков, находят расстояние между точками, определяют величину угла, массу предмета, время; вычисляют периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), объем прямоугольного параллелепипеда.
Слайд 10
В области алгебраического развития младших школьников одной из наиболее продуктивных идей является формирование понятия переменной, которая лежит в основе всей алгебраической части программы.
Геометрическая часть курса обеспечивает полноценное развитие пространственных представлений младших школьников, формирование круга геометрических знаний и умений с целью подготовить переход к изучению геометрии в средней школе. Учащиеся различают геометрические фигуры
( плоские -многоугольник, отрезок, круг, ломаная, изображают их на бумаге, пространственные – шар, цилиндр, конус, пирамида, призма), изучают преобразование – осевую симметрию. Много внимания в курсе уделяется формированию у учащихся графических умений и навыков.
Слайд 11
Считаю, что Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса. Её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.
Слайд 12
Интернет-ресурсы
Слайд 13
Спасибо за внимание!