Использование нетрадиционных форм урока при изучении «Новейшей истории стран Европы и Северной Америки».


Использование нетрадиционных форм урока при изучении
«Новейшей истории стран Европы и Северной Америки».
Учитель истории и права Куркина Александра Павловна
§1.Нетрадиционные формы урока истории при изучении теоретического материала
§ 2. Методическая разработка урока-семинара по теме «Объединение
Германии в XXв. и его историческое значение»
§ 1.Нетрадиционные формы урока истории при изучении теоретического материала.
Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.
Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.
Нетрадиционные уроки помогают учителю:
- осуществлять контроль знаний, умений и навыков, учащихся по определённой теме;
- обеспечить деловую, рабочую атмосферу, серьёзное отношение учащихся к уроку;
- предусмотреть минимальное участие на уроке учителя.
Нетрадиционный подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение.
Методически высоко эффективными, реализующими задачи обучения, развития и воспитания учащихся являются такие формы урока, как: уроки-семинары, зачёты, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, ролевые игры, урок фантазирования, деловая игра, урок взаимообучения, пресс-конференция, урок открытых мыслей, урок-соревнование; урок-КВН, урок творчества, урок спектакль, урок-диалог, мозговая атака, урок-лекция. Лекция - это урок, на котором излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы.
В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности учащихся, лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией - беседой.
Лекционная форма проведения урока целесообразна при :
-изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным;
-рассмотрения сложного для самостоятельного изучения материала;
-подаче информации разными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;
-выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам;
-применении изученного материала при решении практических задач.
Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов урока, организации, постановке целей и актуализации знаний; сообщении знаний учителем и усвоении их учениками; определении домашнего задания. Приведем возможные варианты структуры урока - лекции:
-создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции;
-ее разрешение при реализации намеченного плана лекции;
-выделение опорных знаний и умения и их оформлении с помощью памятки «Как конспектировать лекции»;
-воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.;
-применение полученных знаний;
-обобщение и систематизация изученного;
-формирования домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендованной литературы и перечня заданий из учебника.
На лекции деятельность учащихся имеет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа . Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель. Есть лекции, обращенные прежде всего к разуму, логическому мышлению учеников.
Одной из эффективных форм нетрадиционных форм обучения является семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы.
Семинар - это:
- вид ученических занятий, обсуждение учащимися под руководством преподавателя подготовленных сообщений или докладов;
- форма ученического процесса, построенная на самостоятельном изучении учащихся по заданию руководителя отдельных вопросов, проблемы тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждения.
Семинар-исследование – форма, смысл которой заключается в приобретении и частичной реализации знаний с привлечением в этот процесс компонентов научного исследования. Термин исследование означает «подвергнуть научному рассмотрению в целях познания, выявления чего-либо; изучить, изучать ».
Семинар – исследование включает три этапа и часто выходит за временные и содержательные рамки одного двух уроков:
1 этап. Подготовительная работа:
- постановка задачи;
- формулирование исходной проблемы;
- планирование семинара;
2 этап. Обсуждение темы семинара:
- реализация функций семинара (позновательно-исследовательная, воспитательная, практическая, методическая).
3 этап. Заключительный - ориентирующий:
- оценка семинара и участников;
- определение степени завершённости изучение темы;
- вычисление вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию.
Семинар – исследование может в каких-то аспектах усиливаться или ослабляться, меняться. При внесении на занятие элементов исследования в значительной мере повышает интерес учащихся к истории, заставляет их больше рассуждать, видеть закономерности развития, ценить исторический опыт, более целеноправлено искать ответы на сложные жизненные вопросы.
Также в современной школе практикуется такой вид семинарского занятия как «Круглый стол ».
Выражение «за круглым столом» рассматривается как встреча, совещание:
- на равных правах, условиях;
- формы публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определённом порядке;
- совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников.
Термин позволяет вычислить три его составляющих:
1) неразрешённый вопрос;
2) равномерное участие представителей всех заинтересованных сторон;
3) выработка приемлемых для всех участников предложений, рекомендации по обсуждаемому вопросу.
Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности. Одни группы работают над поставленными вопросами, другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд, лото, игру, составить план. В конце урока учащиеся рассказывают о результатах работы.
«Круглый стол» - это семинарное занятие, в основу которого преднамеренно заложено несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение, которых подводит к приемлемым для всех участников позициям или решениям.
В последнее время все чаще используется такая нетрадиционная форма организации урока, как «Мозговой штурм ».
«Мозговой штурм» на занятиях – это метод семинара, содержащий целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и комментированное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участника занятий; целесообразное, активное обдумывание и обсуждение вопроса.
Еще одной из нетрадиционных форм проведения уроков являются уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть не только тесным образом связаны с изученным материалом, но и способствовать прочному, неформальному его усвоению.
Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Главное их различие состоит в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс конструктивных умений учащихся. Следует отметить, что учебный эксперимент как метод самостоятельного приобретения знаний учащимися, хотя и имеет сходство с научным экспериментом, вместе с тем отличается от него постановкой цели, уже достигнутой наукой, но неизвестной учащимися.
Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным же способом организации деятельности учащихся на практикуме является групповая форма работы.
При этом каждая группа из 2-3 человек выполняет, как правило, отличающуюся от других практическую или лабораторную работу.
Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика.
Можно предложить следующую структуру уроков-практикумов:
- сообщение темы, цели и задач практикума;
- актуализация опорных знаний и умений учащихся;
- мотивация учебной деятельности учащихся;
-ознакомление учеников с инструкцией;
- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;
- выполнение работы учащимися под руководством учителя;
- составление отчетов;
- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.
Эту структуру практикума можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования.
Как и уроки-семинары, уроки лабораторно-практических занятий являются весьма разнообразными: урок решения задач, урок выполнения различных упражнений, практикумы, уроки-драматизация, урок разыгрывания маленьких сцен и др. Общим признаком для всех этих уроков соединение знаний учащихся с их практической, учебно-познавательной и общественно полезной деятельностью, обучение школьников применять знания в жизни.
Довольно часто учителя проводят уроки - конкурсы. Данная форма организации занятия позволяет: проверить прочность теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс обучения, систематизировать знания учащихся, формировать у учащихся добросовестное отношение к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий: воспитывать волю к победе, развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу, активность.
Наряду с уроками, учебная работа в школе проводится в форме экскурсий. Слово экскурсия от латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знание, путём выхода и месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственное ознакомление с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции:
1) с помощью экскурсии реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
2) экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью и практикой.
3) экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством.
В учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и определяется их содержание.
Экскурсии бывают:
- краеведческие: организуются с целью изучения природы и истории родного края.
- комплексные экскурсии.
Классификация ученических экскурсий зависит от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий. Одни из них служат средством изучения нового материала учащихся, другие используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе.
Основная задача экскурсии, изучение нового материала, который состоит в том, чтобы наглядно сообщить учащимся новые знания.
При проведении во время экскурсии закрепления того или иного материала важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы добиться его обстоятельного осмысления. Экскурсии предшествует лекция, в которой раскрывается её проблематика. Перед экскурсией учащиеся получают вопросы по её содержанию. На них они будут отвечать после экскурсии на уроке итогового повторения.
Относительно новой формой урока является урок-дискуссия. Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования вопроса (темы) и выявлении трудности в его решении, учащиеся в ходе спора намечают попытки выхода (благоприятного исхода) по разрешению проблемной ситуации. В то же время учащиеся выявляют предпосылки возникновения данной проблемы, её истоки. Так рождаются проекты – различные гипотезы по её решению. Каждая группа готовит свой вариант решения проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.
Одной из моделей дискуссии являются «дебаты» на основе работы соперничающих команд. Эти команды ведут спор вокруг чётко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
Другую модель дискуссии назвали «вертушка», целью которой является вовлечение буквально всего коллектива в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников и активную полемику с разными партнёрами по общению.
Целый ряд дискуссионных занятий может быть построен на основе работы ключевой группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся занятия по типу «круглого стола». Также преподаватель может провести заседание «экспертной группы», где учащиеся выступают с сообщениями по проблеме, затем весь класс обменивается мнениями об их сообщениях. Более широкомасштабную дискуссию можно провести по типу «симпозиума», когда готовятся серьёзные доклады с противоположными оценками проблемы, а весь коллектив следит за ходом выступлений и участвует в обсуждении.
Учитель играет важную роль в проведении дискуссии. Он устанавливает порядок в аудитории и ставит проблему обсуждения, конструктивно её формулирует, предлагает перечень обсуждаемых вопросов. По ходу обсуждения он поясняет ребятам задачи, предлагает стимулирующие вопросы, побуждающие участников дискуссии к поиску решения проблемы, суммирует высказывания, выявляет расхождения и разногласия в оценках групп, включает в действие пассивных участников в оценках групп и обращается к мнению меньшинства, тем самым, добиваясь всесторонности и глубины обсуждения проблемы коллективом.
Учитель, организуя дискуссионные занятия, должен помнить определённые правила. Он даёт время на обдумывание ответов учащихся, избегает неопределённых вопросов, обращает внимание на каждый ответ, изменяет ход рассуждений ученика, уточняет и проясняет высказывания участников для всего коллектива, задаёт конкретизирующие вопросы, побуждает учеников к углублению мысли, держит паузу, когда это необходимо.
В то же время учитель держит в поле зрения сам ход дискуссии и оценивает участников. Особое значение придаётся работе в группах, поэтому он должен равномерно, по силам, распределять учащихся и равнозначно им помогать в дискуссии. Затем учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли велось обсуждение, кто выдвигал идеи, выявляются наиболее активные и пассивные участники занятия. Выставляются оценки, и даётся домашнее задание. Все вопросы, которые относятся к теме обсуждения, учитель адресует всем участникам разговора.
Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности является дидактическая игра.
В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. В свою очередь, правила игры создают условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.
Учитель, руководя игрой, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход, поддерживает интерес к ней.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые принимаются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который придает ей законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму, превращаясь в выполнение указаний, упражнений и т.д.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При условии новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию, с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.
На современном этапе развития образования учителя истории всё чаще стали проводить уроки – презентации. Презентация – это представление какой-либо информации. Презентация (слайд-фильм) на компьютере представляет собой серию слайдов. Слайды оформляются в едином стиле и содержат информацию, необходимую для иллюстрации во время урока. Грамотное использование презентации усиливает мотивацию учения и эффективность восприятия учащимися информации. Применение презентации наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как новое дидактическое средство для организации ученического процесса.
Компьютерные презентации можно использовать на различных этапах учебного занятия для достижения своих специфических целей:
- при актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала;
- при формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрирующе-демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела;
- при формировании новых и развитии имеющихся умений - для иллюстрации, демонстрации того, как выполняется то или иное задание учителя;
- при обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия - для выделения наиболее важной учебной информации;
- при оценке и контроле знаний учащихся возможно использование минипрезентации, в которой даны задания учителя. Возможна также форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости внедрения в педагогический процесс нетрадиционных форм уроков, так как именно они позволяют сделать учебный процесс действительно привлекательным для учащихся, то есть повысить мотивацию знаний.
§ 2. Методическая разработка урока-семинара по теме «Объединение Германии в XX в. и его историческое значение».
Методические рекомендации по проведению семинара.
Семинар –это один из видов урока.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.
Задачи семинарских занятий:
1. Образовательные:
- расширение общего научного кругозора;
- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;
- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;
- овладение методикой конкретной науки;
- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.
2. Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
- развитие эмоций, чувств;
- развитие волевых усилий;
- развитие памяти;
- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.
3. Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;
По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.
Методика подготовки учащихся к семинару
Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков. Алгоритм методики
1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.
2. Доведение до учеников цели и задачи семинара.
3. План семинара.
4. Сообщение списка литературы с комментарием.
5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов.
6. Консультация учителя.
7. Прослушивание реферата или доклада.
Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.
Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.
Организация урока-семинара
1. Заслушивание реферата, доклада.
2. Вопросы участникам семинара.
3. Выступление учащихся.
4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.
5. Заключительное слово автора реферата.
6. Заключительное слово учителя, проводившего семинар-урок.
7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.
Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом.
Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару.
Рекомендуется после заключительного слова учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы.
Одна из главных дидактических задач учителя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.
Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно объединить по двум, трем сложным учебным предметам.
Тема: «Объединение Германии в XXв. и его историческое значение».
9 класс.
Тип урока: урок формирования навыков и умений ( практический урок).
Вид урока: частично-поисковый.
Форма урока: семинар.
Цель: исследовать реализацию основных этапов объединения ФРГ и ГДР в 1989-1990 гг.
Образовательные задачи:
рассмотреть и проанализировать исторические предпосылки объединения Германии в конце ХХ в;
рассмотреть этапы реализации политики Объединения Германии;
определить и рассмотреть исторические итоги Объединения Германии.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать у учащихся умения выделять причинно-следственные связи; навыки самостоятельной работы с литературой; умения слушать и выделять главные и второстепенные факты; умения высказывать свою точку зрения.
Воспитательные задачи:
На основе примера объединения Германии воспитывать у учащихся чувства единства нации, национальной идентичности; качества коллективизма, ответственности.
План урока:
1. Назревание исторических предпосылок объединения Германии в конце XX столетия.
2. Основные направления внутриполитического развития ГДР.
3. Значение объединения Германии.
К уроку учащиеся готовятся заранее. Четырем учащимся даются темы сообщений:
1Сообщение учащегося: «Политическое и социально-экономическое развитие ФРГ 1949-1989гг.»
2 Сообщение учащегося: «Политическое и социально-экономическое развитие ГДР 1949-1989гг.»
3 Сообщение: « Договор об Экономическом, Валютном и Социальном союзе».
4 Сообщение: «Договор об установлении единства Германии и первые общегерманские выборы».
Список литературы:
Ахтамзян А.А. Объединение Германии, или Аншлюс ГДР к ФРГ. М., 1994.
Ватлин Ю.А. Германия в XX веке. М., - 2002.
Кузьмин И.Н. Крушение ГДР. История. Последствия. – М., 1996.
Леволкина Л.П. ФРГ 1949-1969. – М., 1990.
Орлова М.И. ГДР: рождение и крах. – М., 2000.
Петрушев А.И. Германская история. – М., 2003.
Остальные учащиеся также готовятся к занятию заранее, изучают параграф в учебнике на тему «Объединение Германии».
Учитель:
Объединение Германии в 1990 году можно считать наиболее важным, заслуживающим особого внимания интеграционным процессом в Европе за последние полвека. Это событие имело не только государственно-правовой, но и международно-правовой характер. Идея единства нации рассматривалась как эффективное средство построения свободной Европы.
Объединение ФРГ и ГДР явилось финалом решения «германского вопроса», который долгое время после второй мировой войны оставался открытым.
Сегодня на уроке, мы с вами выявим основные исторические предпосылки объединения Германии в конце XX столетия; рассмотрим основные этапы реализации политики объединения; определим исторические итоги объединения Германии.
1Сообщение учащегося: «Политическое и социально-экономическое развитие ФРГ 1949-1989гг.»
2 Сообщение учащегося: «Политическое и социально-экономическое развитие ГДР 1949-1989гг.»
Учащиеся в процессе рассказа сообщений заполняют таблицу:
Исторические предпосылки объединения Германии.
Особенности политического и социально-экономического развития ФРГ 1949-1989гг. Особенности политического и социально-экономического развития ГДР 1949-1989гг.
Политический строй: федерализм, парламентская республика.
1949-1989гг. – у власти блок ХДС-ХСС, до 1963г. канцлер К.Аденаур.
В 1951г. Отменен оккупационный режим, в 1955г. стала членом НАТО, в 1957г. основатель ЕЭС.
В 50-ые гг. небывалый экономический рост – «немецкое чудо». ВНП вырос в 3 раза.
Творец экономического чуда министр экономики и финансов Людвига Эрхарда, который в 1963 г стал канцлером. Экономический подъем создал прочную базу для демократии, для господства центристских партий.
Под лозунгом «новой восточной политики» в 60-ые гг. к власти приходит коалиция СДП и СВДП – канцлером стал В.Брандт. Подписан договор 1970г. с СССР, признаны послевоенные границы Взаимное признание ФРГ и ГДР открыло им путь в ООН.
В 70-е гг. снижаются темпы экономического роста. Прокатывается волна ультралевого терроризма, разворачиваются новые массовые движения – «зеленых» и пацифистов. В результате СВДП перешла к союзу с ХДС-ХСС и в 1982 г. они образовали правительство во главе с Г.Колем. В результате мер, сходных с политикой Рейгана и Тэтчер, с 1983 г, начался экономический подъем.
В 1989г. Г.Коль возглавил движение за объединение Германии.
Общественными движениями и партиями избран немецкий национальный совет, который 7 октября 1949 г. провозгласил создание ГДР. Президентом стал В.Пик, а главой Временного правительства О.Гротеволь.
1949 г. – курс на построение социалистического общества по модели советской системы государственного социализма.
Недовольство режимом: 1953 г. массовые выступления в Берлине, Лейпциге, Галле после принятия программы строительства «основ социализма».
- бегство восточногерманских немцев в ФРГ (закрытие границы).
- 1961 г. – возведение Берлинской стены, Брандербурские ворота обнесены железным частоколом и колючей проволокой, охрана.
Реформы: начало шестидесятых годов – сочетание централизованного планирования с относительной самостоятельностью предприятий, вводился хозрасчет.
Ликвидация частной собственности. Ограниченная автономия предприятий. Повышение уровня технической оснащенности. Улучшение управления. Повышение производительности труда.
Приход к руководству Хонеккера привел к свертыванию реформ. Осуществлялся процесс формирования тоталитарного социализма.
Конец 80-ых гг.ухудшение экономической ситуации: диспропорции, дефицит бюджета, государственный долг, возникновение новых политических и общественных организаций. Разгон демонстрации 7 октября 1989 г. Массовые выступления в других городах.
18 октября 1989 г. Хонеккер ушел в отставку.
9 ноября пала Берлинская стена.
В 1990г. на выборах победила некоммунистическая оппозиция.
Учитель: Какие исторические предпосылки послужили объединению Германии в XX веке?
Учащиеся: Процесс объединения ФРГ и ГДР был бы невозможным без ряда как внутренних, так и внешних предпосылок. К числу первых надо отнести систему особых отношений между ГДР и ФРГ во всех сферах деятельности, ведь именно система многообразных связей между ГДР и ФРГ стала тем прочным основанием, на котором возникла объединенная Германия.
Кроме того, одной из внутренних предпосылок к объединению является нарастание кризисных явлений в экономике. Быстрыми темпами росла задолженность ГДР странам западам. Снижение эффективности народного хозяйства вело к росту социальной напряженности. А руководство страны находилось в оторванном от народа состоянии и продолжало проводить свою политику. Произошел окончательный разрыв партийно-государственного аппарата с передовой, демократически настроенной частью населения.
Перед тем как прослушать 3сообщение учитель дает задание учащимся: слушая сообщение выписать в тетради, почему данный союз назывался экономическим, валютным и социальным?
3Сообщение: « Договор об Экономическом, Валютном и Социальном союзе»
Учащиеся выписывают основные положения договора по трем направлениям: валютное, экономическое, социальное.
18 мая в Бонне был подписан государственный договор о создании Экономического, Социального и Валютного союза с ФРГ.
Почему союз называется Валютным: Восточная марка на территории ГДР обменивалась на DM, которая становилась отныне единственным платежным средством. DeutscНe Bundesbank стал единственным центральным банком.
Почему союз называется Экономическим: С созданием союза в ГДР должны были возникнуть предпосылки необходимые для развития социальной рыночной экономики. Их образуют частная собственность, появление которой не только не возбраняется, но, наоборот; принцип свободного ценообразования, конкуренция, свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, свобода частного предпринимательства. Перед ГДР ставилась задача создания функционирующих при рыночной экономике системы налогообложения, финансовой и бюджетной системы.
Почему союз называется социальным. ГДР перенимала принятую в ФРГ систему страхования. ГДР по примеру ФРГ была обязана предоставлять право забастовок, право участия в рабочем самоуправления, а также право обеспечит условия для появления юридически закрепленных уставов предприятий.
Учитель: Какое значение имел « Договор об Экономическом, Валютном и Социальном союзе»?
Учащиеся: С созданием союза в ГДР должны были возникнуть предпосылки необходимые для развития социальной рыночной экономики. Их образуют частная собственность, появление которой не только не возбраняется, но, наоборот; принцип свободного ценообразования, конкуренция, свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, свобода частного предпринимательства. Перед ГДР ставилась задача создания функционирующих при рыночной экономике системы налогообложения, финансовой и бюджетной системы. Кроме того одной из задач было прилаживание аграрного сектору к сельхозсектору стран - участников Европейского Союза.
ГДР перенимала принятую в ФРГ систему страхования: пенсионного, по болезни, в случае безработицы или от несчастного случая, а также развитую в ФРГ систему социальной помощи. ГДР по примеру ФРГ была обязана предоставлять право забастовок, право участия в рабочем самоуправления, а также право обеспечит условия для появления юридически закрепленных уставов предприятий. Для финансирования системы социального страхования ФРГ гарантировала выделение средств из федерального бюджета, а для выравнивания бюджета ГДР дополнительную сумму из так называемого «Спецфонда Единство Германии» в размере 115 млрд. DM.
Сразу же после вступления договора в силу, уже 1 июля, у банков, сберегательных касс, а также почтовых отделений выстроились огромные, бесконечные очереди: люди стремились поменять деньги. Всего было открыто 15 тысяч пунктов по обмену денежных средств. Филиал же DeutscНe Bank в Восточном Берлине начал работу уже в полночь, и даже в полночь его открытия ждали уже тысячи и тысячи человек.
4Сообщение: «Договор об установлении единства Германии и первые общегерманские выборы»
Учащиеся записывают основные положения сообщения.
Договор об установлении единства Германии был подписан 31 августа 1990 г. в Берлине.
Земли Брандербург, Мекленбург, Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия становятся землями Федеративной республики Германии. 23 района Берлина образуют землю Берлин, который является главным городом (столицей) Германии.
Договор и затрачивал практически все сферы деятельности (помимо экономической) общества и регулировал положения Конституции, административного права, уголовного права и т.д.
На 2 декабря были назначены первые общегерманские выборы, которые и подвели черту под процессом объединения. Общий итог ХДС/ХСС 43.8%, СДПГ 33.5%, СВДП 11.0%, Зеленые 3.9%, ПДС 2.4%, Союз 90/Зеленые 1.2%, Прочие 4.2%. Участие в выборах приняли 77.8% избирателей.
Вывод: После выслушанных сообщений учащиеся самостоятельно в виде тезисов записывают в тетради значение объединения Германии, а затем несколько работ по данному вопросу зачитываются.
- увеличение территории и численности населения;
-изменение геополитического положения Германии;
-единство нации;
-улучшение экономического положения страны;
-развитие демократических принципов.
Учитель: Таким образом, на основе исторических, политических и экономических предпосылок в 1990 г. произошло соединение двух государств ФРГ и ГДР в единое государство Федеративная Республика Германии. Это событие носило не только государственно-правовой характер, но и международно-правовой. Идея единства нации рассматривалась как эффективное средство построения свободной Европы. Кроме того, объединение Германии отвечало императивам исторического развития, прежде всего с точки зрения восстановления справедливости в отношении разделенного народа. Объединение явилось финалом решения «германского вопроса», который долгое время после второй мировой войны оставался открытым.