Природные условия и ресурсы стран Латинской Америки


Тема: Природные условия и ресурсы Латинской Америки, уникальные природные объекты и богатства Дата:
47 урок
Класс 11
Ожидаемые результаты урока Цели урока сформировать представление о природных и минеральных ресурсах Латинской Америки; дальнейшее формирование умений работать с учебником, атласом, делать анализ; развивать коммуникативные навыки; воспитывать усидчивость, внимание, ответственность, организованность, самостоятельность
Тип урока Изучение нового материала
Вид урока Практическая, самостоятельная работа
Методы Практические, графические
Форма работы Индивидуальная, групповая
Оборудование Атласы за 7 и 11 класс, раздаточный материал, ТСО, учебник,фломастеры и ватманы
время Этап/ деятельность ресурсы
Орг момент.
3мин Приветствие
Настрой на урок
Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке, тему которого вам нужно расшифровать.
Попробуйте расшифровать тему урока с помощью «мобильной связи».
Природные ресурсы
5(4);6(1); 4(1); 6(1); 5(3); 3(1); 5(2);8(4); 3(2);
0
6(1);3(2); 6(2);6(4);6(1); 8(4).
слайд
Проверка д.з3 минуты Определение ФГП материка Ю.А. Атлас
2 минуты
20 минут Карточка для группы 1
Вопросы:
1. Покажите на карте основные формы рельефа
2. Назовите какими полезными ископаемыми богата Латинская Америка
3. Определите обеспеченность ресурсами на душу населения в виде диаграммы
3. Составьте логическую схему «Минеральные ресурсы и их районы распространения»
4. сделайте вывод об обеспеченности стран Латинской Америки минеральными Ресурсами.
Карточка для группы 2
Вопросы:
Дайте характеристику природным условиям стран Л.Америки (климатические пояса, температура, осадки, почвы)
Охарактеризуйте природные ресурсы региона.
Определите обеспеченность ресурсами на душу населения в виде диаграммы
Составьте логическую схему « Прирлдные ресурсы Л.А и районы их распространения»
Сделайте вывод об обеспеченности стран Л.А природными ресурсами.
Карточки с заданием для групп
Фломастеры, ватманы
Физинутка 6 минут Защита групп
Регламент 3 минуты Зарепление4 минуты Написать небольшое эссе
2 мин
Рефлексия Достиг ли урок цели и что вы узнали.
Что у меня на сердце 3мин
Дом. задание Задание на выбор
Написать сказку «однажды в Латинской Америке»
Составить экономико-географическую характеристику Бразилии по плану (план в учебнике)
Составить кроссворд по теме (не менее 15 вопросов) Маршрутный лист
Ф. И. ___________________________________________________________________
ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): __________________________________________________________________
ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________
Этап Учебная деятельность Моё участие на данном этапе
(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)
Начало урока Настрой на урок
включился с желанием узнать новое
включился с интересом
включился, так как надо
Расшифровка
«Мобильная связь» Определение темы урока Расшифровал один из первых
Если долго мучиться что нибудь получится
Даже не стал пытаться
1 шаг Построение проекта активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта
с интересом участвовал в обсуждении построения проекта
согласился с большинством при обсуждении построения проекта
2 шаг Реализация проекта успешно с правился со своей ролью
При выполнении своей части работы мне помогали
передал инициативу партнерам в группе
3 шаг Эссе успешно написал развернутое эссе
Эссе получилось краткое, почти ничего не запомнил
не смог самостоятельно выполнить задание
4 шаг Моя активность на уроке принял активное участие в работе
участвовал в работе по мере своих возможностей
созерцал происходящее на данном этапе
5 шаг Инструктаж по домашнему заданию и итог урока мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание
мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание
мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.
Просуммируйте свой балл и выведите оценку
10-7 баллов «5»
11-15 баллов «4»
16-21 балл «3»
Моя оценка ______
Карточка для группы 1
Вопросы:
1. Покажите на карте основные формы рельефа и определите средние высоты
2. Назовите какими полезными ископаемыми богата Латинская Америка, рассказать про «оловянный пояс»
3. Определите обеспеченность ресурсами на душу населения в виде диаграммы
3. Составьте логическую схему «Минеральные ресурсы и их районы распространения»
4. сделайте вывод об обеспеченности стран Латинской Америки минеральными Ресурсами.
Карточка для группы 2
Вопросы:
Дайте характеристику природным условиям стран Л.Америки (климатические пояса, температура, осадки, почвы)
Охарактеризуйте природные ресурсы региона.
Определите обеспеченность ресурсами на душу населения в виде диаграммы
Составьте логическую схему «Природные ресурсы Л.А и районы их распространения»
Сделайте вывод об обеспеченности стран Л.А природными ресурсами.
Минеральные ресурсы Латинской Америки
Латинская Америка обеспечена практически всеми известными видами минерального сырья, по многим из них она выделяется среди других регионов мира. Здесь встречаются самые необычные сочетания полезных ископаемых на сравнительно небольших территориях.
На территории Латинской Америки имеются крупные запасы ниобия, лития, бериллия, молибдена, меди, серы, сурьмы, серебра, бокситов, нефти и пр.Богатство и разнообразие полезных ископаемых Латинской Америки объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее обширной территории. С кристаллическим фундаментом Южно-Американской платформы и складчатым поясом Кордильер и Анд связаны бассейны и месторождения руд черных и цветных металлов, особенно железной руды, лития, молибдена, меди, никеля, олова, а также золота и ceребра, которые в первую очередь привлекали испанских конкистадоров. А в краевых и межгорных прогибах этого пояса образовались крупные залежи нефти и природного газа.
Крупнейшие в регионе нефтегазоносные бассейны нaxoдятся в Венесуэле и Мексике, а также в Эквадоре и Колумбии. В Венесуэле это бассейн Маракайбо, расположенный в межгорной впадине, выходящей к Карибскому морю. Нефть здесь залегает как на суше, так и в пределах акватории озера Маракайбо. По некоторым данным, Венесуэла занимает 2-е место в мире по запасам нефти, уступая только Саудовской Аравии. В Мексике она также залегает и на суше, и на шельфе Мексиканскогo залива.
Латинская Америка богата и бокситами, образование которых связано с латеритной корой выветривания, а также со многими нерудными полезными ископаемыми, особенно с селитрой и серой. Наиболее крупными запасами бокситов обладают Бразилия, Ямайка, Суринам, Венесуэла.
Особенно богаты рудными полезными ископаемыми Анды. Уникальный оловянный пояс протянулся через Анды Боливии, Перу и прилегающие районы Бразилии. С оловянными месторождениями соседствуют залежи сурьмы (Боливия). Наиболее крупными ресурсами свинцово-цинковых руд располагают Перу и Мексика. В этих так называемых мезотермальных глубинах отлагались в основном руды меди и полиметаллов. Эти месторождения характеризуются очень богатыми скоплениями руды. Яркий пример подобного типа представляет собой известное месторождение Серр-де-Паско в Перу. Кроме того, в Андах есть большие запасы серебра, меди и других металлов.
Рудные полезные ископаемые Анд:
1. Медные.
2. Оловянные.
3. Железные.
4. Свинцово-цинковые.
5. Вольфрамовые.
6. Сурьмяные.
7. Молибденовые.
8. Благородных металлов.
В Латинской Америке протягивается медный пояс (Перу, Чили, Эквадор, Колумбия). 2/3 всех запасов меди приходится на Чили. В этой стране экспорт меди – одна из главных статей дохода.
Крупные запасы селитры находятся в пустыне Атакама.
Драгоценные камни добывают в Колумбии (изумруды), Перу, Бразилии.
Крупные угольные месторождения находятся в Бразилии и Колумбии.
Очень богата Латинская Америка железными рудами высокого качества. Важнейшие месторождения приурочены к метаморфизованным породам докембрийского континентального щита Южной Америки. На внеконкурентном первом месте – Бразилия. Одно из крупнейших в мире месторождений железной руды – 18 млрд т – это Каражас в штате Пара, которое, по предварительным оценкам, вдвое превосходит весь рудный потенциал штата Минас-Жерайс, где в настоящее время находятся практически все остальные эксплуатируемые месторождения. Кроме того, крупными запасами железных руд обладают Боливия и Мексика.
Земельные, водные ресурсы Латинской Америки
Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением eгo преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах.
Благоприятны агроклиматические ресурсы, однако в отдельные гoды губительное влияние на сельское хозяйство оказывает проникновение холодных воздушных масс с юга. К тому же гoдовое распределение осадков добавляет к этой картине свои важные коррективы, и наряду с зонами избыточного увлажнения (Амазония) в Мексике, Чили, Аргентине есть районы, где необходимо искусственное орошение. К тому же именно для Латинской Америки характерно периодическое повторение такой природной катастрофы, как явление Эль-Ниньо, которое связано с аномальным потеплением обычно довольно прохладных прибрежных поверхностных вод Тихого океана.
По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место, а по величине экономического гидроэнергетического потенциала она уступает только зарубежной Азии.
Лесные, агроклиматические ресурсы Латинской Америки
Огромное богатство Латинской Америки – ее леса, которые занимают более 1/2 всей территории региона. Неслучайно Латинская Америка из космоса представляется зеленым континентом. По обеспеченности лесными ресурсами из расчета на душу населения Латинская Америка занимает первое место в мире. Наиболее крупными лесными ресурсами обладают Бразилия (уступает только России), Венесуэла, Колумбия. Очень богат и разнообразен также животный мир региона.