«Основные направления индивидуальной, профилактической и социально — педагогической коррекции девиантного поведения обучающихся и с семьями, находящимися в социально — опасном положении»



Выступление
27.09.2016г.
Гагарина Н.Ф.
Слайд 1Тема: «Основные направления индивидуальной, профилактической и социально - педагогической коррекции девиантного поведения обучающихся и с семьями, находящимися в социально - опасном положении»
Добрый день, уважаемые депутаты! Вопросу предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними в образовательном учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, уделяется огромное внимание. Контингент обучающихся школы – интерната, это дети с интеллектуальными нарушениями, имеющие отклонения в эмоционально – волевой сфере, кратковременную память, низкий уровень нравственности, есть дети и с тяжелыми эмоционально волевыми нарушениями. Особенности этих детей значительно затрудняют работу профилактики и коррекции девиантного (отклоняющегося) поведения. Несмотря на сложности, пед. коллектив работает над решением этой проблемы.
Слайд 2
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Социальные и экономические проблемы в российском обществе существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с отрицательным психологическим климатом. Эти и многие другие факты в большинстве случаев приводят к детской безнадзорности, беспризорности, к правонарушениям и преступлениям, совершаемыми несовершеннолетними.
Школа является важнейшим звеном в системе государственных институтов по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Слайд 3
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего ребенка). Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается сегодня, как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних. Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении.
Педагогический коллектив руководствуется нормативно-правовой базой по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с семьей.
Слайд 4
Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно ; 32);
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ№51-ФЗ (ч.1);№14-ФЗ (ч.2);
Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.199
Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»№159-ФЗ от 21.12.1996 г.;
Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.;
Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (национального плана действий в интересах детей)» № 942 от 14.09.1995 г.;
Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г. » № 154 от 13.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет ,не обучающихся в ОУ» №419/ 25-8 от 21.03.2002 г.;
Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» № 30-51-914/ 16 от 15.12.2002 г.;
Безработица, распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу школы в данном направлении. Можно сказать, что школа – это последний щит по защите наших детей от влияния улицы. Особое внимание уделяется занятости обучающихся во внеурочное время. В первую очередь вовлекаются дети из неполных, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей.
Воспитание социально-адаптированной личности ребенка осуществляется через решение задач:
Слайд 5
1. создание единой социально-культурной среды для воспитания и образования детей, их социальной защиты в соответствии с «Конституцией РФ», с «Конвенцией ООН и правах ребенка», « Закона об образовании», психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье в рамках реализации ФГОС ОВЗ;
2. диагностики социально – психологических и педагогических ситуаций в школе - интернате с целью духовно - нравственного оздоровления. Привития навыков здорового образа жизни;
3. оказание своевременной помощи детям в разрешении их социальных проблем;
4. координации усилий педагогического коллектива для защиты и охраны прав детей во взаимодействии с представителями различных учреждений;
5. предупреждение отклонений в поведении подростков с эмоционально волевыми нарушениями;
Слайд 6 (сетевое сообщество)
Разработан алгоритм взаимодействия школы и системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей, находящихся в социально - опасном положении, в том числе и с поселковыми администрациями Николаевского муниципального района. Так как часть детей обучающихся в школе – интернате проживают в районе. Определен порядок взаимодействия, учреждений системы профилактики по своевременному выявлению, учету организации индивидуальной профилактической работы в отношении семей с несовершеннолетними детьми и принятию мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям.
Ежегодно в школе – интернате с 01сентября проводится единовременный учет школьников, не приступивших к занятиям, организовано проведение телефонных «горячих линий». Проводится анализ причин неявки детей. Далее проводится ежедневный контроль посещаемости учащихся. Под особый контроль взята явка на занятия 01 сентября школьников, проживающих в социально незащищенных семьях, учащихся «группы риска». С этой целью проведены рейдовые мероприятия в семьи обучающихся классными руководителями совместно с инспектором ПДН. Усилена работа с родителями (законными представителями) обучающихся, по разъяснению ответственности за содержание, воспитание, получение общего образования их детьми. Для родителей проведен цикл мероприятий и бесед на правовые темы. Им разъяснена ответственность в соответствии с Российским законодательством.
Разработан план совместных мероприятий и действенных мер по предупреждению совершения правонарушений и преступлений среди детей и подростков с правоохранительными органами. Еженедельно проводится заседание «Совета профилактики» по предупреждению пропусков уроков с участием инспектора ПДН. Своевременно представляются материалы на заседания комиссии по делам несовершеннолетних и в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей г. Хабаровска. Разрабатываются и реализуются индивидуальные реабилитационные планы работы с обучающимися и их семьями.
Слайд 7
Проводя анализ, роста правонарушений несовершеннолетними выявлено, что одной из главных причин совершения правонарушений, является слабый контроль со стороны родителей. В школе – интернате есть обучающиеся из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием своих несовершеннолетних детей, педагогически несостоятельны. Велика роль семьи в жизни ребенка и неправильный образ жизни родителей, отсутствие их обеспокоенности за жизнь и здоровье своих детей, наносят им непоправимый вред. Немаловажным является и тот факт, что из 157 обучающихся, 81 ребенок проживает в неполной семье. Профилактика и социально - педагогическая коррекция девиантного (отклоняющегося) поведения обучающихся, неотделима от работы с семьей. В школе проводится комплексная групповая и индивидуальная работа с родителями учащихся. Родители вовлекаются в общешкольные мероприятия. Сотрудничество с ними осуществляется через организацию родительских собраний, тематических встреч с работниками правоохранительных органов, индивидуальное консультирование. Выработанные совместные с родителями решения включались в план по оздоровлению климата семьи и ее сопровождению. Несмотря на положительную динамику снижения количества неблагополучных семей, проблема остается, где родители самоустраняются от воспитания и содержания своих детей. И все же, всевозможные применяемые формы и методы с семьей и прилагаемые усилия системой профилактики не приносят ожидаемого результата.
Целью участников воспитательного процесса, является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей. Социально - педагогическая коррекция состоит в правильной организации жизнедеятельности.
Основные направления профилактики и социально педагогической коррекции девиантного поведения обучающихся с умственной отсталостью, выполняются через виды деятельности:
Комплексная диагностика подростков и их семей.
Результаты диагностики являются основой для составления и реализации индивидуального плана коррекции и сопровождения семьи.
Слайд 8
Одним из значительных направлений коррекции поведения является включение девиантного подростка в социально полезные виды деятельности.
Слайд 9.10, 11, 12, Большое внимание уделяется вовлечению детей «группы риска» в общешкольные и городские мероприятия, к участию в позитивной деятельности. Ежегодно педагоги школы – интерната совместно с воспитанниками принимают участие в городских спортивных и культурных мероприятиях, а дети- инвалиды, в Краевом спортивном фестивале детей – инвалидов, краевых и всероссийских дистанционных конкурсах. За участие дети награждались дипломами и грамотами. В июле – августе 2016г. подростки «группы риска» и состоящие на учёте в ПДН приняли участие в мероприятиях проводимых «Районным домом молодёжи» по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни и вовлечении их в волонтёрскую деятельность.
Слайд 13 Целью таких общешкольных мероприятий как: «Подросток и закон», проводимый совместно с инспектором ПДН , кружок «Закон и дети», является правовое просвещение обучающихся, которые направлены на улучшение модели их поведения.
Слайд 14, 15, 16, 17, Через применение инновационных коррекционных технологий, педагог воспитывает в детях гражданские чувства, вырабатывает активную жизненную позицию. На каждом занятии создаются проблемные ситуации, перед детьми ставятся проблемные вопросы о гарантиях своей личной безопасности, о соблюдении прав гражданина в нашей стране и способах их защиты. На занятиях педагоги широко применяют информационно-коммуникативные средства обучения, позволяющих повысить степень мотивации учащихся.
Слайд 18, 19 Наличие в школе информационных интерактивных стендов «Закон и дети», «Я гражданин – России», включающие в себя сменную информацию по правовой культуре о проведении воспитательных мероприятий, фотографий с мероприятий правовой направленности и профилактике подростковой преступности, наркомании, курения, алкоголя.
Слайд 20 В итоге, имеем такие результаты сформированности правовой культуры школьников. Формирование у подростков сложных и абстрактных категорий, к которым относятся морально- этические понятия – задача трудная, но необходимая. И все же вся проделанная работа оказывает положительную динамику в сокращении пропусков учебных дней и отклоняющегося поведения школьников, но коллективу еще есть над, чем работать, т.к. максимально, еще не удается активизировать всех школьников на осознание ими практической значимости изучаемого материала.
Слайд 21 Формы и методы индивидуально профилактической работы, используемые педагогами в школе представлены на слайде
Изучение контингента обучающихся, позволило выявить семьи с детьми, находящимися в социально опасном положении.
Слайд 22 В коллективе изучено Положение, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от.31 августа 2015г.№ 279 –пр. об организации наставничества в отношении семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Согласно Положению организована работа по внедрению наставничества в отношении семей. Его целью является эффективное решение проблем детской безнадзорности, повышение социального уровня семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Контингент наставников состоит их педагогов образовательного учреждения - классных руководителей, которые знают и постоянно контролируют семейную атмосферу в семьях, проводят индивидуальную профилактическую работу с семьей, содействуют в оказании педагогической, психологической и социальной помощи семьям. Наставники принимают участие в реализации межведомственного индивидуального профилактического плана работы с семьей и организации просветительской работы с семьями в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики алкоголизма родителей и насилия над ребенком.
Слайд 23
Не все проблемные ситуации в семьях педагоги могут решить самостоятельно. Благодаря партнерскому взаимодействию со структурами профилактики образовательному учреждению удается решать проблемы. Не остаются без внимания письменные обращения в ОМВД о содействии в работе с неблагополучными семьями, детьми группы «риска»
Слайд24 Направлено 27 материалов в ОМВД в 2014-2015уч. году. В 2015-2016уч. году зарегистрировано 24 материала. На обращения образовательного учреждения в ОМВД, в адрес школы приходит уведомление о рассмотрении каждого сообщения. Следует сказать об эффективности привлечения ведомств и сложившихся хороших партнерских отношений в реализации профилактического плана совместной деятельности. Мероприятия совместного плана включают групповые и индивидуальные занятия на правовые темы с детьми «группы риска» и состоящими на разных видах учета. Совместно с сотрудниками ОМВД принимаются меры по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям через такие формы работы:
-индивидуальный социальный патронат семей, дети которых не посещают школу без уважительной причины, страдающих бродяжничеством, девиациями в поведении,
-рейдовые мероприятия в неблагополучные семьи, влияние которых негативно сказывается на детях;
- привлечение родителей к административной ответственности.
Слайд25 В целях защиты прав несовершеннолетних направлялись обращения в отдел опеки и попечительства по Николаевскому муниципальному району, в том числе ходатайств о признании учащихся, нуждающихся в помощи государства в 2014-2015уч.году. В 2015-2016 уч.году направлено 16 материалов и начало года направлялись 2 обращения. Часто перед администрацией школы – интерната встает проблема, когда в семье выявлена ситуация угрозы жизни и здоровью ребенка, например оставление несовершеннолетнего без родительского попечения. До определения статуса ребенка, находящегося в социально опасном положении, когда его жизнь в семье, подвергается опасности, сталкиваемся с серьезной проблемой определения его места жительства. Нет возможности поселить ребенка в интернат школы, назначение которого, для иногородних детей. Недавно появилась в нашем городе социальная участковая служба по работе с семьей и детьми. Совместно занимались организацией летнего отдыха детей, находящихся в социально опасном положении и другими вопросами.
Результативно сотрудничество специалистов школы и поселковых администраций по своевременному возвращению детей с каникул из неблагополучных семей, проживающих в Николаевском районе и другим возникающим социальным проблемам.
Имеет значимость в социально педагогической коррекции поведения школьников,
рассмотрение персональных дел на заседаниях КДН администрации Николаевского района.
Слайд 26
Показатель правонарушений незначительно колеблется, за 3 последних года находится почти на одном уровне
Анализ профилактического учета
Виды учета 2014-2015учебный год 2015-2016учебный
год Начало
2016-2017учебного года
Внутришкольный учет учащихся КГКОУ ШИ 16 20 14 10
Учет в ПДН ОУУП и ОМВД России по Николаевскому району, обучающихся в КГКОУ ШИ 16 11 15 12
Профилактика правонарушений
Заседания службы: «Совет профилактики» Проведено 36заседаний
Рассмотрено 108 случая Проведено 33заседания
Рассмотрено 104 случая Участие социального педагога в КДН администрации Николаевского района 16 заседаний 18 заседаний Показатель является результатом слаженной системы профилактики и социально - педагогической коррекции поведения обучающихся. И все же проблема безнадзорности и правонаушений несовершеннолетних остается актуальной. В недавно открытом, «Реабилитационном профилактическом центре для подростков из социально незащищенных семей в г. Хабаровске», одним из условий, является отсутствие учета детей в ПНД. Воспитанники школы – интерната, почти все проходят через ПНД. Двое наших ребят находились в этом центре, надо отметить положительную динамику в поведении подростков. Не удается максимально снизить уровень преступности и правонарушений несовершеннолетних, если существуют такие ограничения для воспитанников школы – интерната. Обращаемся к органам государственной власти районного управления, с просьбой, о сопричастности к решению данной проблемы в нашем городе. Считаем, что открытие центра временного содержания детей, находящихся в социально опасном положении, крайне необходимо.

Социальный педагог КГКОУ ШИ 16 Н.Ф. Гагарина