Материалы по интеграции предметов эстетического и гуманитарного циклов

Шарова Наталья Владиславовна
учитель истории, обществознания
МБОУ кадетская школа «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»
Интеграция предметов как средство формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся
Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ. Наблюдается сложный процесс становления нового, личностно - ориентированного типа образования. Российская школа обращается к нестандартным формам и методам преподавания. Свое место завоевывает идея интегрированного обучения.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей учеников, в том числе и его исследовательской компетенции.
Любой школьный предмет в той или иной степени связан с другими предметами. Неформальная творческая группа учителей нашей школы занимается интеграцией предметов эстетического и гуманитарного циклов (учитель музыки, учитель истории, учитель ИЗО, МХК, учитель литературы).
Регулярно проводятся интегрированные уроки: «Слушая «Лебедь» К. Сен-Санса» (музыка+литература), «Опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и роман А. С. Пушкина» (музыка+литература), «Последний концерт на «Титанике» (музыка+литература), «Искусство Древней Греции» (искусство+история), «Культура Зрелого Средневековья Франции» (музыка+МХК+история), «Колокольные звоны России» (музыка+Основы Православной культуры), «Образ Георгия Победоносца» (история+искусство+литература) и др. Своим опытом регулярно делимся с коллегами, разработки помещены на различных профессиональных сайтах.
Постепенно мы пришли к выводу, что на основе интеграции есть возможность помогать коллегам в научно-исследовательской деятельности. Консультации нескольких учителей при написании учеником исследовательской работы, повышают её потенциал.
В 2014-2015 учебном году совместные консультации ученицы 8 класса (исследование «Почему не иначе (Имена монархов)») проводили учителя литературы и истории. Историко-лингвистический анализ имен французских, английских и российских монархов был высоко оценен на Всероссийской научно-исследовательской конференции «Науки юношей питают» в г. Вологда.
В этом же учебном году работа ученицы 11 класса «Столыпинская аграрная реформа 1905-1914 гг. в Тамбовской губернии» получила Диплом II степени в Областном конкурсе исследовательских работ обучающихся по краеведению «Моя земля, мои земляки». Особенностью подготовки этой работы стала художественная деятельность талантливой девочки, которая для того, чтобы лучше увидеть быт тамбовского крестьянства начала ХХ в. рисовала эскизы одежды того времени, слушала русские народные песни (консультировали учителя музыки и ИЗО).
В прошедшем учебном году наша творческая группа оказала помощь в написании исследовательской работы ученице 10 класса «Сленг в русском и немецком языках». Учитель русского языка помогла с русской лингвистикой, учитель музыки с прослушиванием и анализом песенной составляющей работы, я, как учитель истории, провела консультации по истории вопроса. Работа получила Диплом II степени на Всероссийской научно-исследовательской конференции «Науки юношей питают» в г. Вологде.
Осуществляется интеграция и в отношении точных наук. В прошедшем учебном году интересной стала совместная деятельность учителя русского языка и физики над работой ученицы 8 класса «Виды сил». Осуществлялся анализ слова «сила» с точки зрения русского языка и литературы и с точки зрения физической величины (полезные для коллег материалы помещены на профессиональных сайтах).
Интересен опыт работы учителя физики нашей школы Исследование ученика 7 класса «Почему человек может плавать?» стало победителем городской научно-практической конференции Малой Академии наук «Эврика». При подготовке к работе были изучены и литературные источники, и история вопроса, и произведения художников, и музыкальные произведения. Помощь в этом оказали учителя соответствующих предметов.
Как учитель истории, я считаю, что научно- исследовательская деятельность повышает качество знаний, способствует формированию целостной картины мира, даёт возможность самореализоваться.
Исследовательскую деятельность с обучающими начинаю с 5 класса. Работа ведется в разных формах: индивидуально и в группах (совместная исследовательская работа учащихся). Для выявления наиболее мотивированных детей небольшие творческие работы делают все учащиеся 6-8 классов. Их направленность разнообразна: изучение местного фольклора и создание образцов одежды, создание генеалогического древа, создание фотоальбомов известных земляков. В старших классах реализуется профессиональное самоопределение обучающихся. В научно-исследовательской работе принимают участие те ребята, кто в дальнейшем думает связать свою профессию с историей, юриспруденцией, экономикой, другими гуманитарными дисциплинами. Учащиеся используют материал младших школьников, применяя свои идеи и методики. И уже тогда создают большие творческие работы, которые успешно принимают участие в конкурсах городского, областного и всероссийского уровня. Создание таких работ было бы трудным, если бы не проводились консультации с учителями искусства и литературы.
Текущий учебный год был объявлен Годом кино, что способствовало развитию научно-исследовательской деятельности, дальнейшему сотрудничеству учителей. Был создан проект «Советский кинематограф». Талантливые ученики писали стихотворения, эссе на заданную тему, рисовали картины, изучали историю вопроса. Итогом работы стал смонтированный учащимися часовой фильм, раскрывающий взгляд современного ребенка на историческую эпоху и советский кинематограф. Помогали трудится над фильмом учителя истории, литературы, физики, искусства, педагоги дополнительного образования.
Учащиеся, показывают хорошие результаты на уроках, занимают призовые места на олимпиадах и конкурсах различного уровня, имеют высокие показатели на ГИА, поступают в учебные заведения с гуманитарной направленностью.
Можно сделать вывод, что планомерная научно-исследовательская работа - одно из условий развития личности, способствующее профилизации учащихся. Предлагаемый опыт позволяет с уверенностью сказать, что в условиях общеобразовательной школы возможно решение задач, направленных на выявление одаренных детей и развитие исследовательских навыков учащихся.
Таким образом, интеграция предметов является одним из ведущих факторов эффективного формирования умений и навыков исследовательской деятельности учащихся. Интеграция не регламентирована ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Она напрямую связана с личной заинтересованностью учителя сделать свой труд информативнее, заинтересовать учащихся, создать творческую атмосферу в коллективе. При определённой подготовке опыт может быть использован коллегами из других школ.