Психолого-педагогическое сопровождение часто болеющих детей


Психолого-педагогическое сопровождение
часто болеющих детей раннего возраста.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовой ситуации может привести к эмоциональным нарушениям, замедленному темпу психофизического развития, снижению иммунитета ребенка.
Анализ результатов прохождения адаптационного периода в нашем учреждении показывает, что прохождение адаптационного периода улучшается с каждым годом. Но все еще остается проблема тяжелой адаптации к ДОУ (рис. 1).

Рис. 1 Адаптация детей раннего возраста.
Дети с тяжелой степенью адаптации долго находятся в подавленном эмоциональном состоянии. Испытывают трудности в установлении контакта со взрослыми. Часто играют одни. У них снижен аппетит. И такие дети в больше степени подвергаются простудным заболеваниям.
При беседе с родителями детей с часто болеющими детьми, выясняется, что дома дети редко гуляют, не соблюдается режим дня, часто ребенок мерзнет или потеет, а его не переодевают в детском саду. Большинство родителей заранее готовят себя, что ребенок будет часто болеть в детском саду.
Проблемы часто болеющих детей больше всего освещаются в медицинской литературе. Очень мало внимания уделяется этой проблеме в педагогической и психологической литературе.
Анализирую современную ситуацию развития детей, необходимо отметить, что большинство родителей и педагогов больше внимания уделяют познавательному развитию. Детей все чаще и больше нагружают развивающими занятиями и играми за компьютером. Совершенно забывая о прогулках и подвижных играх.
Однако не соблюдение режима дня, отсутствие дневного сна, редкие прогулки также снижают иммунитет ребенка. Дети становятся капризными, снижается познавательный интерес.
Чаще всего взрослые ограничивают больных детей в движении. Больше за такими детьми следят и часто дети не могут удовлетворить в полной мере потребность познании мира. И в результате физическое и психическое развитие таких детей отстает большинства. У детей формируются неуверенность, постоянная потребность в защите взрослого, не самостоятельность. Затягивается и усложняется процесс прохождения кризиса 3 лет.
Многие психологи и психотерапевты считают, что большинство личностных установок закладываются в детстве родителями. Анкетирование родителей в первой младшей группе «Сказка» (Тест «Определение собственной стратегии семейного воспитания» Л.А. Богатова, В.В. Герасимова) показал следующие результаты (рис 2).

Рис.2 Стили воспитания родителей
Анкетирование не было анонимным, и мы выяснили, что родители часто болеющих детей используют в воспитании авторитарный или индифферентный стиль. То есть родители либо чересчур требовательны, категоричны и неуступчивы, либо предоставляют ребенку самому решать свои проблемы. И в том, и другом случае ребенку трудно рассчитывать на участие и поддержку взрослого. А сам он еще не готов отвечать за себя. Ему очень не хватает любви и заботы взрослого.
Поэтому преодоление проблемы тяжелой адаптации и частой заболеваемости детей необходимо решать в первую очередь с просвещения родителей. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение мы проводим индивидуальные беседы с каждым родителем. Стараемся разъяснить значение длительного пребывания ребенка на свежем воздухе, соблюдении режима дня для малышей. Большинство современных родителей считают, что ритм жизни взрослого совпадает с ритмом жизни ребенка. Часто забывают, что маленький ребенок гораздо больше сил тратят, чем взрослые. Большинство современных детей очень подвижны, им труднее остановиться и отдохнуть. Поэтому преобладание бодрствования над отдыхом у детей младшего дошкольного возраста приводит к эмоциональной перегрузке, а впоследствии, к частым простудным заболеваниям.
Мы стараемся убедить родителей, что регулярные прогулки на свежем воздухе, в любую погоду, при правильно организованной деятельности укрепляют иммунитет ребенка, улучшают их физическое и психическое здоровье.
В нашем учреждении проводятся организационные собрания для родителей раннего возраста («В детский сад без слез» (приложение 1), «Стили семейного воспитания», «Мы – дошколята»), индивидуальные встречи с родителями с целью выработки стратегии поведения и общения с ребенком. Используется интернет консультирование по средствам сайта учреждения.
При подготовке к адаптационному периоду проводятся семинары практикумы, индивидуальные консультации для педагогов. Планируются прогулки, обновляются картотеки игр.
Правильно организованные прогулки в ДОУ имеют большое значение в развитии детей. Хорошо организованная прогулка включает в себя наблюдение, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности. Если педагог заранее продумал деятельность для ребенка, то два часа проведенные на свежем воздухе помогут ребенку получить множество полезной информации, снять эмоциональное напряжение и получить удовольствие от игры, бега и общения со сверстниками. Только родителям необходимо позаботиться, что одежда позволяла свободно двигаться.
Использование релаксационных минуток в течение дня, пальчиковых гимнастик, упражнений на дыхание, имитационные игры способствуют снижению эмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Такая целостная совместная система работы специалистов дошкольного учреждения в течение учебного года привела к снижению уровня заболеваемости детей. Дети открыты, эмоциональны, стремятся к общению со взрослым и друг с другом.
Следовательно, их развитие идет более ускоренным темпом, и дети могут удовлетворить все свои потребности.
Приложение 1.
Родительское собрание «Улыбка малыша в период адаптации».
Слушатели: родители детей раннего и младшего дошкольного возраста поступающих в дошкольное учреждение.
Цель: ознакомить с правилами и требованиями МАДОУ , изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому саду.
Оборудование: нормативные документы: закон об образовании РФ, Устав МАДОУ №6, Положение о родительской плате, Положение об укомплектовании детского сада, Приказ управления образования г. Черняховска об Укомплектовании групп на 2014-2015 учебный год, мультимедиа, слайд шоу, анкеты для родителей, памятки «Улыбка малыша в период адаптации» (приложение 1), цветные ленточки, музыкальное сопровождение.
Повестка дня:
Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Заведующий В.
«Правила группы» воспитатели
«В детский сад без слез». Педагог-психолог
Экскурсия по детскому саду. Заведующий МАДОУ
Ведущий: Уважаемые родители, поздравляем вас с первым родительским собранием. Тема нашего собрания “Улыбка малыша в период адаптации”.
Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения. Для начала давайте познакомимся.
Знакомство при помощи клубочка!
Ведущий: Обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и передайте клубочек следующему!
Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 6 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь!
Скоро Ваши дети приобретут новый дом, в котором будут проводить большую часть времени на протяжении 5 лет . А мы с вами сегодня вместе подумаем как сделать эту жизнь комфортной, безопасной и веселой.
1. Ознакомление с нормативно-правовой базой МАДОУ. Заведующий Лазар2. Выступление «Правила группы» воспитатель (Приложение 2)
3. «В детский сад без слез» Консультация педагога-психолога. (Приложение 3)
Приложение 3
«В детский сад с радостью»
Выступление педагога-психолога МАДОУ №6
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
четкий режим дня;
отсутствие родных рядом;
постоянный контакт со сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
резкое уменьшение персонального внимания.
Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.
Кому адаптироваться легче?
Уважаемые родители, подумайте и напишите на листах, какие навыки, способности, возможности организма помогут быстрее привыкнуть к новому дому.
Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли «в садик» с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).
Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт».
Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду: 7:00 – подъем, умывание, одевание; 8:15 – крайнее время для прихода в сад; 8:30 – завтрак, 10:00 – прогулка, 11:30 – возвращение с прогулки, 11:50-12:30 – обед, 13:00 – 15:00 – дневной сон, 16:00 – усиленный полдник. Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30.
Детям, чей рацион питания приближен к садовскому. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом.
Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

Поведение родителей по отношению к ребенку, начавшему впервые посещать детский сад
Как надо
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
Щадите его ослабленную нервную систему.
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Сократить просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутайте своего ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
Создать для него в воскресные дни дома такой же режим, как в детском саду.
Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома.
Как не надо
В присутствии ребенка говорить плохо о детском саде.
«Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
Мешать его контактам с детьми в группе.
Конфликтовать с ним дома.
Наказывать за детские капризы.
Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
Не обращать внимания на отклонение в обычном поведении ребенка.
Водить ребенка в многолюдные и шумные места.

Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад
(рекомендации для родителей)
Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
"Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.