МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ

Ильинова И.С.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ

Главной целью работы преподавателя считается создание на занятии таких психолого-педагогических условий, какие помогают студентам достичь такого уровня коммуникационной компетенции, какой был бы достаточным для осуществления общения в различных жизненных ситуациях; формирование междукультурных и коммуникационных знаний и умений; воспитание конкурентоспособной особенности, способной до самореализации и самосовершенствования.
Практически установлено, что значительный интерес у студентов вызывает использование технологии проектного обучения. На таких занятиях студенты занимают значительно активную учебную позицию и такие занятия проходят на грани технологии деловых игр и технологий коллективного обучения. Эта технология помогает создать ситуацию успеха на занятиях. Но когда кое-какое дело у тебя получается, и при том успешно, хочется работать еще и еще, появляется желание усовершенствоваться.
Технология проектирования предусматривает, с одной стороны, использование различных методов, способов обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений с различных отраслей науки, техники, творчеств, а так же использование преподавателем совокупность исследований, поисковых, творческих по своей сути методов, прийомов, средств. Учебное проектирование ориентированное прежде всего на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную или групповую на протяжении определенного отрезка времени.
Прочему используют данный метод:
С одной стороны – студенты недостаточно обучены формам самостоятельной деятельности, их мало интересуют проблемы современного состояния технических наук, они не совсем осознают ответственность за свое обучение и за обучение в целом.
С другой стороны – на сегодняшнем этапе развития нашего общества, развития высоких технологий, умение самостоятельно мыслить в новых неизвестных условиях, умение вести самостоятельно исследования, умение работать в коллективе, мыслить корпоративно ценятся особенно высоко.
Проводя такую работу в течение обучения студентов по многим темам, можно выделить положительные моменты по использованию метода проектов.
Этот метод позволяет приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Учащиеся овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление.
Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Стоит обратить внимание, что сущностью метода проектов является стимулирование интереса студентов к решению сложных проблем, какие предусматривают овладения приобретенных знаний, и через проектную деятельность, какая предусматривает решение одной иле целой связки проблем, демонстрация практического использования полученных знаний.
Одним с главных методов повышения эффективности проектной работы является способность преподавателей развивать личность на основании важных принципов: индивидуализации, добровольности, совместного творчества, эмоциональности привлекательности межличностных отношений и др. результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «ощущаемые», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, то конкретный результат, готовый до внедрения.
Результативность проекта прямо зависит от умелого использования различных форм учебной деятельности. При этом основное внимание преподаватели должны сосредотачиваться на том, что каждый проект обогащал студентов позитивным опытом, сопутствовал вырабатыванию у них умений анализировать, синтезировать и оценивать явления и действия, что нас окружают, что происходят в мире.
Во время проекта студенты не просто воспроизводят то, что усваивают, благодаря своей уникальности и неповторимости он развивает, дополняет и усовершенствует свои умения и навыки.
Успех проекта зависит от состава его участников и характера взаимоотношений между ними. Его еще называют «творческим процессом», поскольку создается на познании внутреннего мира студента в условиях максимального эмоционального удобства, значительных и систематических творческих усилий.
Студент в таком процессе выявляет свои лучшие черты характера, осознанно руководить собственными чувствами и желанием, делать их соответствующими ситуации.
Именно это и объясняет опережающий характер проекта, какой должен быть наполнен глубоким личностным содержанием и происходить в обстановке симпатии и щедрой теплоты.
Эти и другие позиции и идеи дают основание рассматривать проектную работу, как процесс целеустремленного духовного взаимообогащения педагогов и студентов в условиях восприимчивого психологического климата диалогической культуре и интеллектуальному совместному творчеству.
За этим методом будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриального общества. 








13PAGE 15


13PAGE 14315