Прогнозирование содержания воспринимаемого текста


Урок развития речи
Прогнозирование содержания воспринимаемого текста.
Цель:
Обучающая
- Обучение написания изложения с творческим заданием, используя прием прогнозирования.
Развивающая
- развитие умения анализировать учебный текст
- развитие устной речи
- развитие ассоциативного мышления
- развитие функциональной грамотности
Воспитательная
Воспитание сознательного отношения к искусству.

Ход урока.
Разминка (побуждение)
Работа с эпиграфом
«Понимание текста есть в той или иной мере
понимание индивидом самого себя»
А.А. БрудныйУчитель
Я выбрала этот эпиграф не случайно, так как, по – моему мнению, он как нельзя лучше подходит сегодня к нашему уроку. Мне и нашим гостям хочется увидеть как вы понимаете самих себя, а значит как вы умеете понять текст.
Предтекстовой этап работы.
Мозговой штурм
Работа в группах
Задание
1 группа дает ассоциации к слову художник
2 группа дает ассоциации к слову подвиг.
- почему этих два слова? Потому что текст, с которым мы сегодня будем работать называется «Подвиг художника», а эти слова с которыми вы поработали, помогли мне понять то как вы понимаете их смысл и их значение. Итак, текст называется «Подвиг художника».
- Как вы думаете, что может быть отражено в заглавие текста. Обычно это тема. Давайте с вами вспомним, что такое тема текста (тема текста – это то, о чем (или о ком) в нем говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии)Что же тогда такое основная мысль (основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан). Но она тоже может быть выражена и в заглавии и в одном из предложений текста.
Итак, я возвращаюсь к своему вопросу: Как вы думаете, что отразилось в заглавии текста – тема или основная мысль (заглавие позволяет предложить , что в тексте пойдет речь о каком-то поступке художника (тема) и очевидно этот поступок автор оценивает как подвиг.
Предложите, о чем автор мог бы сообщить в тексте с таким заглавием «Подвиг художника»
Приблизительные ответы (имя художника, возможно биографические сведения о нем, его словесный портрет, внутренний мир творческой личности, рассказ о его работах. Текст может включать сведения об эпохе, в которой художник творил, о взаимоотношениях с современниками. Кроме того, в тексте должны содержаться сведения о поступке художника, который оценивается автором текста как подвиг: когда при каких обстоятельствах, как был совершен этот поступок, оценка действий художника современниками и потомками).Отобразите свои предположения в виде схемы в своих группах.
Общее выносим на доску.
Защита постеров.
Знакомство с текстом.
Соберите текст. Стратегия «Мозайка» (текст разбит на 4 части, группы распределяют кому отдать какую часть, затем уходят по очереди по группам).
Горячий стул (пересказ)
Пересказ по аналогии.
Вы познакомились с текстом, сейчас для каждой группы будет своя ситуация, где что-то домысливая, а может и нет, вы должны дать
1 группа пересказ
Ситуация №1
Вы работали вместе с Буанаротти. Чем вы занимались (приблизительный ответ – бил камни в камнеломне, ужасный, тяжелый труд).
Группа Ситуация №2
Вы ученик Буонаротти, чем помогаете великому мастеру (поддерживал приспособление подавая и меняя краски, мыл кисточки).
Вернемся к тексту.
Поскольку вам писать изложение вам нужно знать пересказ. Составьте, пожалуйста в группах сейчас рисуночный конспект текста. Защита рисуночного конспекта.
Вернемся к нашим записям. Посмотрим, какие предположения из тех, которые вы давали методом мозгового штурма оправдались, а какие нет.
1 группа – ищут то, что спрогнозировали и совпало
2 группа – то, что не совпало из ваших прогнозов.
Беседа
Ребята, почему автор ничего не сказал об эпохе? (для автора было не важно, как выглядел и когда родился Микеланджело. У него была другая цель – показать грандиозность замыслов художника, его титанический труд).В какой части текста дана оценка труда Микеланджело? (в первой части: труд титана, подвиг художника; а также в конце: мы благодарны художнику за его колоссальный труд ).
- а как сам Микеланджело оценивал свой труд? Считал ли он, что совершает подвиг? (нет, для него такая всепоглощающая работа была естественной, он не мог жить иначе).
Вывод.
Рассказывая о творческой деятельности Микеланджело, автор приводит нас к размышлению над философской проблемой. Что это за проблема? (автор задается вопросом о смысле творчества; ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, такой всепоглощающей работе?)
- отвечает ли автор на поставленный вопрос?
- как бы вы ответили на него?
Просмотр презентации.
Д/з. опираясь на схему и ваши записи, напишите подробное изложение текста с творческим заданием и попытайтесь высказать собственное мнение о смысле творчества.
Рефлексия
Что нового я узнал.
В чем испытывал трудности