Социокультурный компонент при формировании ключевых компетенций на уроках иностранного языка

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Использование иностранного языка как инструмента общения в диалоге культур современного мира предполагает формирование и развитие ключевых компетенций, таких как ценностно-смысловая, общекультурная, информационная, социально-трудовая, а также компетенция личностного самосовершенствования.
Компетентностный подход как совокупность общих принципов в определении целей образования акцентирует внимание на результатах образования, которые признаются значимыми, если учащиеся овладели способностью умело действовать в различных проблемных ситуациях, способны к социальной мобильности, компетентны в сфере иноязычного общения.
Средствами формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения: метод проектов, метод дебатов, языковые, ролевые, деловые игры, драматизация, развитие критического мышления, проблемные дискуссии, технологии модульного обучения, технологии интерактивного обучения (в парах, в творческих группах), языковой портфель.
Активные формы работы на уроке способствуют развитию компетенций учащихся. Они предполагают совместное определение целей урока, высокую мотивацию через нестандартные ситуации, актуальность темы урока в современной жизни. Характер учебной деятельности на уроках и во время подготовки к урокам включает в себя поисковый, проблемный, эвристический методы, самостоятельную форму работы, самостоятельный анализ проблемы, поиск способов ее разрешения. Использование ролевых, деловых игр способствует созданию психологической готовности учащихся к речевому общению, их тренировке в выборе нужного речевого варианта, помогает им овладеть умением ситуативной спонтанной речи. Усвоение содержания обучения осуществляется не просто путем передачи информации обучаемому, а в процессе его собственной деятельности по овладению этим содержанием.
Но главное место в процессе обучения английскому языку занимает формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя речевой, языковой, социокультурный, компенсаторный и учебно-познавательный компоненты. Особое внимание следует уделить социокультурному компоненту ввиду того, что именно он способствует овладению языком в контексте диалога культур. Необходимо прилагать все усилия для того, чтобы развивать социокультурную составляющую, так как появляется проблема возможности диалога культур, знания или незнания особенностей менталитета народа, язык которого изучается для обеспечения толерантности и безопасности общения для обеих сторон. Важно заложить в детях интерес к изучению и пониманию культуры стран изучаемого языка, ведь это обогащает личность обучающихся социокультурными знаниями. Они получают возможность впитать в себя и использовать в жизни опыт, мудрость и оригинальность иной культуры. Включение социокультурного компонента при обучении учащихся английскому языку в общеобразовательной школе служит для формирования у учащихся целостной картины мира через приобщение к его культурному наследию, воспитания патриота своей страны и гражданина мира, расширения объема знаний учащихся в различных видах деятельности: аудировании, чтении, письме и говорении. Осведомленность о социокультурной специфике своей страны и стран изучаемого языка, развитие чувства толерантности к представителям другой культуры, их традициям, обычаям, взглядам и умение видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом, расширяет кругозор учащихся, повышает уровень их общей культуры и уровень мотивации к изучению иностранного языка. Если в учебный процесс включить социально – культурный компонент на основе использования элементов национально – культурных особенностей в содержание учебных планов и осуществить интенсификацию учебно – воспитательного процесса путём использования новых методов и приёмов обучения, совершенствования учебных умений и навыков самостоятельной работы, групповых форм сотрудничества, то содержание обучения учащихся английскому языку будет более эффективным, ориентировано на их личностные установки.
Владение иностранным языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не только на иностранном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности учащихся, привлекает внимание учащихся к различным языковым формам выражения мысли в родном и иностранном языках. Изучая иностранный язык, учащиеся развивают и тренируют память, волю, внимание, трудолюбие; расширяется кругозор, развиваются познавательные интересы, формируются навыки работы с текстами любого типа. На передний план выходят не только знания и умения, но и определённые личностные качества, самостоятельность, осознанность, моральные установки и нравственные ценности, убеждения, способность находить общий язык с окружающими, адекватная самооценка, способность действовать продуктивно в любой незнакомой ситуации. Отсюда вытекает необходимость психологического сопровождения и подготовки обучающихся, а также учителей и родителей, формирование нужных установок, наработка алгоритмов эффективной деятельности. 
В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера. В условиях, когда от образования требуют подготовки целостной, вариативно мыслящей, креативной личности, способной управлять информацией и обладающей обширными коммуникативными умениями и навыками, обучающиеся, вступая в социокультурное взаимодействие с представителями других культур, испытывают трудности в понимании смысла коммуникации в силу несформированности умения пользоваться информацией, пропуская ее через свой культурный опыт. Возникшее противоречие между необходимостью формировать осмысленное отношение, готовность и умение пользоваться информацией на уровне социокультурного взаимодействия и существующим «потребительским» отношением к информации делает актуальным проблему формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих общей культуры личности. Соответственно, важно выявить механизмы, средства и условия формирования социокультурной компетенции обучающихся в процессе освоения ими социокультурного информационного образовательного пространства, который объединяет информационные ресурсы, духовно-нравственные нормы и ценности, особенности менталитета, смысловой опыт личности [1].
Анализ различных толкований понятия «социокультурная компетенция» позволяет говорить о том, что в основе данной компетенции лежат следующие моменты: Е.Н. Соловова отмечает, что социокультурная компетенция является инструментом воспитания международно-ориентированной личности и предполагает усвоение учащимися социального опыта, традиций, не только страны изучаемого языка, но и своих родных, их учет в процессе взаимодействия, а также преодоление страха и недоверия (ксенофобии) по отношению к другим культурам. Также, продолжает она, социокультурная компетенция тесно связана с процессом обучения самому языку, то есть с формированием лингвистической компетенции [5].
Осознание ценности каждой культуры бесконечно важно для формирования созидательной личности. В лингвистический компонент содержания обучения иностранным языкам обязательно должен быть включен речевой материал разного уровня, в том числе тексты для аудирования и чтения, которые должны содержать страноведческие сведения по географии, истории, социальной жизни [4], элементы языковой культуры народов, говорящих на изучаемом языке и страноведческие сведения применительно к ситуациям общения [2]. В качестве содержания образования личности выступает культура, под которой подразумеваются личностно освоенные в деятельности духовные ценности, пространство, в котором происходит процесс социализации личности [3]. Социокультурная компетенция – это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.
В области преподавания иностранных языков проблема формирования социокультурной компетенции нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, где социокультурная компетенция является одной из основных целей обучения иностранным языкам как часть коммуникативной компетенции наряду с речевой, языковой, компенсаторной, учебно-познавательной [6].
К способам формирования и развития социокультурной компетенции у учеников можно отнести следующие:
- работа с аутентичными УМК;
- прослушивание, чтение и анализ текстов лингвострановедческого характера;
- разыгрывание миниатюр, диалогов с использованием языковых клише;
- изучение пословиц и поговорок;
- просмотр и обсуждение фильмов по истории и культуре, о достопримечательностях стран изучаемого языка;
- беседы по истории, культуре и достопримечательностях своей страны, родного города;
- встречи с носителями языка;
- поездки в страны изучаемого языка, образовательные туры;
- участие в онлайн-конференциях;
Актуальными способами формирования социокультурной компетенции являются проектная деятельность с привлечением национально-регионального компонента, методика обучения в сотрудничестве, сравнительно-сопоставительный и другие методы. Система работы по технологии проектов в учебном процессе предусматривает: выдвижение гипотезы, создание проблемной ситуации, анализ проблемы, конкретизация и осмысление, реализация, презентация. Ученик действует, двигаясь от простого к сложному, самостоятельно работает над новым материалом, мыслит, формируя свою точку зрения, свое мнение, проявляет творческие способности при работе над проектом.
Работа с диалогом предусматривает установить контакт с собеседником, запросить и дать информацию по ходу беседы для решения поставленной коммуникативной задачи, начать, поддержать и закончить разговор, выразить свое отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить мнение и отношение собеседника, четко ориентироваться в фактах иноязычной культуры и уметь дать оценочное описание фактов, реалий и событий, адекватно интерпретировать факты иноязычной культуры, проявляя чувства такта и толерантности.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что социокультурная компетенция – это умение действовать в соответствии с родной и иной культурой, применяя общечеловеческую мораль, культурную самобытность и правовые знания. В широком смысле – это способность и готовность жить в современном поликультурном мире, это инструмент, который может помочь избежать конфликта и способствовать межкультурной коммуникации, то есть диалогу представителей разных культур.
Готовность воспринимать иную культуру может помочь более ясному и глубокому восприятию собственной, в том числе и в целях осуществления коммуникации. Учителя и обучающиеся должны осознавать, насколько важно знание особенностей собственной страны, в том числе для того, чтобы рассказать о них иностранным сверстникам. Российские школьники должны быть готовы к тому, чтобы представить свой родной город и свою страну, быть в состоянии рассказать об основных моментах истории, обрисовать нынешнее положение вещей, рассказать о достопримечательностях того места, где они живут. А задача учителя не только предоставить данные об этом, не только научить получать знания самостоятельно, но и не бояться общаться с иностранцами на их языке.
Литература
Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Социокультурное информационное пространство в контексте проблемы формирования личности // Вестник ТюмГУ. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2010. № 5. С. 11-17.
Бим И.Л. Обучение иноязычной социокультурной компетенции. М.:Аркти- Глосса, 2004. .- С. 56-58.
Пассов Е.И. Программа концепции коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2000 .- С. 103-106
Рогова Г.В. «Социокультурный компонент при изучении иностранных языков». М., Просвещение, 2006. - С. 5.
Соловова Е.Н. Материалы курса "Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы". М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2010.- С. 3.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) образования по иностранному языку. URL: http://www.edu.ru.












Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515