Статья по теме: Условия создания учебной мотивации у младших школьников


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»
Статья по теме:
Условия создания учебной мотивации у младших школьников
Автор-разработчик
Петкина Анастасия Сергеевна
Группа 42
Специальность :
Преподавание в начальной школе
Условия создания учебной мотивации у младших школьников
Необходимость создания учебной мотивации у младших школьников становится одной из важных педагогических задач для учителя . Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение нестандартных уроков, например: уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Проблема, связанная с неконструктивным и непродуктивным поведением учащихся на уроках описана следующим образом: дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания, это дети с заниженной или с завышенной самооценкой, уже сформированной на ранних ступенях воспитания и образования. Их подгоняет высокий уровень притязаний и на определенных этапах учебной деятельности такие дети перестают справляться с предметными задачами. Задача педагога - помочь обрести ребёнку уверенность в себе, для этого необходимо создавать особые условия: проводить беседу с ребенком наедине, показывать его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалить его за любые ответы, делать меньше замечаний и записей в дневнике.  Проведение внеурочной деятельности, внедрение олимпиадного движения, художественно-творческой деятельности, предлагать адресные поручения, задания, классные поручения, поведение коллективно творческого дела, разработка дидактических игр, проведение праздников с участием всех учеников. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы, предъявляют их публично, самостоятельно организуют проверку и самопроверку с последующей самооценкой и взаимооценкой. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реалии зует свой потенциал, получает и оценивает реальные результаты своего труда.
Для школьников важна сама личность учителя, его авторитет: очень часто, даже скучный материал, объясняемый любимым учителем средствами яркой и эмоциональной речи, хорошо усваивается в условиях создания положительного эмоционального настроя, а также доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества.
Педагогические действия учителя по созданию и оптимизации мотивационной среды целенаправленны и конкретны:
-ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока);
- вводить забытое понятие поурочного балла;
-проводить рефлексию через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности;
-использовать вопросы, требующие многовариантных оценочных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).
В настоящее время, мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема, формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижений передовых учителей, чем предметом специальной направленной систематической работы.
Учебная мотивация. как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.