Самоанализ + сценарный план урока Культура сильной власти

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Голышмановская СОШ №2» Отделение «Усть-Ламенская средняя общеобразовательная школа»
Голышмановского района Тюменской области











САМОАНАЛИЗ + СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН
УРОКА-ПРАКТИКУМА «КУЛЬТУРА СИЛЬНОЙ ВЛАСТИ».
(ТЕМА «КУЛЬТУРА РОССИИ К.XV-XVI ВВ.» - ИСТОРИЯ В 10 КЛАССЕ).















АВТОР:
Александрова Л.Ю. – к.п.н., педагог высшей квалификации, учитель истории и обществознания МАОУ «Голышмановская СОШ №2» Отделение «Усть-Ламенская СОШ» Голышмановского района Тюменской области.






2016

САМОАНАЛИЗ
Данный урок является заключительным в изучении раздела, посвященного истории России к.XV-XVI вв. При изучении вопросов культуры необходимы знания исторических событий данного периода, т.к. любое произведение искусства или литературы отражает тот или иной факт жизни людей. Чем лучше школьники усвоили предыдущий материал, тем легче им будет ориентироваться в вопросах культуры. В результате работы на уроке учащиеся должны прийти к выводу, что культура XVI века подготовила почву для развития хозяйственной, духовной жизни России XVII века. Я решила использовать тип урока – практикум. Во-первых, он предполагает творческую работу учащихся на уроке в роли активных участников, а не пассивных слушателей. Во-вторых, ЕГЭ показал, что многие учащиеся затрудняются в вопросах культуры, а так же в определении документа (источника знаний) и его назначении для истории. В-третьих, практикум дает возможность использовать разные методы и средства обучения. В-четвертых, можно за один урок-практикум больше извлечь информации о шедеврах культуры, чем в ходе лекции или семинара.
Цель практикума: заинтересовать учащихся такой увлекательной областью, как культура.
Задачи:
1. Образовательные – познакомить с достижениями культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти; показать ее фундаментальность; раскрыть понятия: шатровый стиль, панегирик, домострой, иосифляне, нестяжатели, и т.д.; закрепить знания о связи материальной и духовной жизнедеятельности.
2. Развивающие – развить умения анализировать разные источники и документы, соотносить названия памятников культуры с их создателями или местом нахождения, из устного рассказа выбирать важную информацию, продолжить работу по формированию навыков просмотра научных фильмом, высказывать и отстаивать свое мнение, заложить основы самообразования.
3. Воспитательные – укрепить патриотические чувства любви и гордости за свое отечество, развить эстетические чувства, сформировать понимание бережного отношения к культурному наследию Родины.
Все ли задачи были решены? Урок-практикум дал возможность решить все указанные выше задачи. Каждая задача выполнялась в логической связке с последующими задачами. Например: творческая работа в учебных парах решала задачи образовательные и развивающие – учащиеся, читая источник, приобретали знания о нем, затем соотносили их друг с другом в таблице. Главным аспектом на уроке являлась таблица, в ней была отражена одна десятая часть шедевров культуры к.XV-XVI вв. Эстетическое восприятие дали видеофрагмент и наглядное пособие «Архитектура и живопись». Все этапы урока были логически связаны между собой.
Использовались виды работы: индивидуальная, групповая и коллективная. Формы обучения: лекция, работа с документами, просмотр фильма. Контроль учителя за усвоением материала учащимися осуществлялся в ходе закрепляющих бесед после каждого этапа работы. Использовались таблички, карточки с заданиями, наглядность, видеофильм. Была применена современная технология урока – историческая мозаика (составление таблицы на интерактивной доске). Для лучшей организации практикума была составлена технологическая карта урока. Она помогла сохранить темп деятельности и дал возможность сориентироваться и выпустить тестовую работу, так как не хватило времени. Предполагается на следующем уроке ее провести, задания группы: А, Б. Домашнее задание было изложено на отдельных карточках для каждого ученика. Это темы сочинений-рассуждений и памятка по написанию ЭССЕ. В ходе урока наблюдалась хорошая работоспособность ребят. Психологическая атмосфера была доброжелательной. Школьники высказывали свои мнения, чувствуется глубокое знание предыдущего материала. Это облегчало работу с классом в целом. В конце урока была небольшая дискуссия по поводу темы урока. Можно ли назвать культуру России к.XV-XVI вв. «Культурой сильной власти». Ребята разошлись во мнениях. Я думаю, что некоторые учащиеся заинтересовались изложенным материалом и продолжат изучение самостоятельно. Рефлексия показала, что материал усвоен и ребята удовлетворены своей работой. А это самое главное для учителя!

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
:

КУЛЬТУРА СИЛЬНОЙ ВЛАСТИ
(Культура России конца XV – XVI веков)
Урок-практикум

Цель урока: знакомство с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти, показать на конкретных примерах ее фундаментальность.
Задачи:
1. Образовательные – познакомить с достижениями культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти; показать ее фундаментальность; раскрыть понятия: шатровый стиль, панегирик, домострой, иосифляне, нестяжатели, и т.д.; закрепить знания о связи материальной и духовной жизнедеятельности.
2. Развивающие – развить умения анализировать разные источники и документы, соотносить названия памятников культуры с их создателями или местом нахождения, из устного рассказа выбирать важную информацию, продолжить работу по формированию навыков просмотра научных фильмом, высказывать и отстаивать свое мнение, заложить основы самообразования.
3. Воспитательные – укрепить патриотические чувства любви и гордости за свое отечество, развить эстетические чувства, сформировать понимание бережного отношения к культурному наследию Родины.
Основное содержание: Складывание великорусской культуры. Общественная мысль на распутье. Публицистика (полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского). Официальное летописание и народные повести. Архитектурный стиль и его назначение для эпохи. Книгопечатание. Живопись. Знаменный распев как национальная музыка. Значение и вклад России в мировую культуру.
Оборудование: по возможности альбомы по русской культуре этого времени:
а)«Духовная церковь Троице-Сергиева монастыря» 1476 г., б)«Успенский собор Московского Кремля» 1475-1479 гг., в)«Благовещенский собор МК» 1487-1489 гг., г)«Грановитая палата МК» 1487-1491 гг., д)«Архангельский собор МК» 1505-1508 гг., е)«Церковь Вознесения в с. Коломенском» 1532 г., ж)«Троцкая (Преображенская) церковь в с. Вяземы» 90-е гг., з)икона «Чудо Георгия о змие», и)Церковь Иоанна Предтечи, к) П. Чирин «Никита воин», л)икона «Церковь воинствующая»;
раздаточный материал:
а) карточки с описанием памятников культуры России л.XV –XVI вв.;
б) карточки с биографией авторов документов или героев источников;
в) карточки с описанием стилей речи XVI века;
г) карточки с документами или источниками.
Оформление доски:
А) таблица на пластиковой основе;
Б) название урока;
В) схема:
КУЛЬТУРА

МАТЕРИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ


литература и наука и искусство
общественная просвещение
мысль

музыка живопись архитектура


мелкие магниты и железная доска; мел; видеофильм «Московский кремль» или интернет-проект «Архитектура к.XV – XVI века».
Г) иллюстрации - см. книгу А.В. Муравьева и А.М. Сахарова Очерки истории русской культуры IX-XVII вв., с.222-250 - Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря. 1476 г., Грановитая палата Московского Кремля. 1487-1491 гг., церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково под Москвой. Середина XVI в., Троцкая (Преображенская) церковь в селе Вяземы. 90-е гг. XVI в., «Чудо Георгия о змие». Икона. XVI в.
ТСО: видео оборудование или компьютер (локальная сеть).
Методические рекомендации: Тема рассчитана на два часа, но если Вам не хватаем времени, то можно организовать работу ребят в один час, но предусмотреть самостоятельные творческие задания на дом. В зависимости от месторасположения школы и ее материальной базы возможно несколько вариантов проведения урока. В Москве и Петербурге – урок-экскурсия с посещением исторических музеев, художественных галерей и выставок, архитектурных памятников того периода. В небольших городах или сельской местности возможно проведение урока-игры, урока - научно-практической конференции, урока - работы с источниками, интегрированного урока по истории и обществознанию на тему «Связь духовной и материальной культуры через культуру России к. XV- XVI вв.» и т.д. Я выбрала форму – урок-практикум в лицах. Цель - рассмотреть вопросы культуры через призму взгляда современников и через их биографию.
Виды работы: коллективная, групповая и индивидуальная.
Методы работы: слово учителя, беседа, определение источника и его профиля, составление таблицы, анализ документа по плану: исторический портрет автора, стиль речи, основная информация, значение для эпохи и современности; просмотр видео фрагмента «Московский Кремль»; элемент ОГЭ: тестовая работа (гр. А и Б), задание гр.С на дом; рефлексия и самоанализ, неформальный опрос.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Научатся определять понятия: культурное возрождение, полуустав, исторические песни, регалии, публицистика, домострой.
Получат возможность научиться: называть наиболее значительные произведения художественной и публицистической литературы XV - XVI веков. Проводить параллели между развитием русской литературы и предшествующими историческим событиями.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнёра, корректно указывают на ошибки
Личностные: Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи

Технологическая карта (хронометраж) урока:

Метод работы
Вид
Учитель
Учащиеся
Время

1.
Вводный контроль.
Коллективная
Сообщение цели и плана работы.
Запись в тетради темы практикума.
1 мин.

2.
Лекция с элементами беседы.
Коллективная.
Устное изложение с привлечением наглядности, составление и применение вопросов.
Выписка черт культуры XV-XVI вв.(3) в рабочую тетрадь.
3 мин.


3.
Определение источника и его профиля, анализ документа, составление таблицы (4 группы по 6 чел.).
Сочетание групповой и индивидуальной работы.
Направляющая,
координирующая роль.
Хронографисты (3 чел.) по информа-
ции о памятнике культуры опреде-
ляют его место в таблице.
Летописцы
изучают автора документа как историческую личность.
Лингвисты анализируют стиль
изложения документа.
Рецензоры добывают информацию из документа.
5 мин.

4.
Творческая защита.
Коллективно- индивидуальная.
Анализ выступления.
Лаконичное выступление:
хронографистов,
летописцев,
лингвистов, рецензоров.
14 мин.
0.30 с.
1 мин
0.30 с.
1 мин.

5.
Просмотр видео фрагмента «Московский Кремль».
Коллективная
Комментарии видео сюжета.
Просмотр видео фрагмента и запоминание названий шедевров культуры Московского Кремля.
12-14 мин.

6.
Беседа.
Коллективная.
Заключительное слово учителя.
Вывод (значение культуры России XV-XVI вв. и ее вклад в мировую культуру).
1 мин.

7.
Элемент ОГЭ (10 заданий).
Индивидуальная
Инструктаж выполнения.
Выполнение заданий группы А и Б.
5 мин.

8.
Рефлексия.
Групповая.
Инструктаж заполнения.
Самоанализ работы группы и членов группы.
1 мин.

9.
Творческое задание.
Индивидуальное.
Инструктаж выполнения.
Запись в тетради задания группы С для выполнения дома..
1 мин.



Резерв.
0 мин.
Итого.
45 мин.



Технологическая карта необходима для координации работы педагога и учащихся. Она помогает сохранять темп урока. Возможно, упущение некоторых менее важных элементов урока при нехватке времени или перенесение контрольных заданий на следующий урок.
Ход урока.
Вводный контроль. Как вы думаете, какую культуру можно назвать культурой сильной власти? Мнения ребят. Можно ли так охарактеризовать культуру России XV-XVI веков? На этот вопрос мы попробуем ответить в конце нашей работы. Тема нашего практикума «Культура сильной власти».
По ходу лекции выпишите основные черты культуры XV-XVI веков и определите, какие события на нее повлияли.
Лекция с элементами беседы. Условия образования единого государства, создавшегося в борьбе против иноземного ига и при отсутствии сколько-нибудь реальных элементов буржуазных связей, породили специфические черты государственной централизации в России по сравнению с некоторыми централизованными государствами Европы, возникавшими примерно в то же время – в XV веке. Феодальные отношения в России находились еще на восходящей стадии своего развития, образование Российского государства оказалось теснейшим образом связано с ростом крепостничества, что наложило сильнейший отпечаток на социальную структуру, экономический строй нового государства и культуру.
В процессе формирования русской (великоросской) народности сложились особенности языка, материальной и духовной культуры великороссов, определилась их основная территория, подвергавшаяся в дальнейшем весьма существенному расширению в ходе колонизационных процессов. Именно в XVI столетии отстоялись и выработались многие явления русской культуры, сохранявшиеся в основных чертах и в последующее время. Это - стремление к высоким триумфальным сооружениям, более тесное языковое единство, проникновение разговорной речи в литературные произведения, расширение научных знаний, проявление светского начала в живописи и «иконописи». Произошли важные изменения в языке. Все большее значение приобретает московский говор, легший в основу делового языка.
Развитие русской культуры в XVI веке протекало в весьма сложных и противоречивых условиях. С одной стороны, невиданный дотоле рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры в целях укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства, задачи укрепления положения церкви требовали создания многих произведений в области культуры – зодчестве, живописи, книжном деле и т.д. С другой стороны – все более сковывающее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора ставили серьезные преграды на пути развития культуры. Однако и в этих сложных исторических условиях развитие культуры продолжалось в целом по восходящей линии. Об этом свидетельствуют многие факты, о которых мы будем говорить.
Какие события, по вашему мнению, могли повлиять на развитие культуры? (Предполагаемые ответы). Образование единого государства, зарождение крепостного строя, образование служилого сословия – дворянства, опричнина, расширение внешнеполитических связей и освоение Сибири.
Творческая работа в группах.
Хронографисты получают конверт с заданием. Им, необходимо ознакомившись с информацией о памятнике культуры России XV-XVI веков, определить его место в таблице.

ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XV-XVI ВЕКОВ.

Просвещение и наука.
Общественная мысль и литература.
Фольклор.
Живопись.
Архитектура.
Музыка.
Материаль-ная культура.











КАРТОЧКИ.
Группа №1.
1. В конце XVI века на московском Пушечном дворе отлита знаменитая «царь-пушка», стоящая ныне в Московском Кремле. Эта огромная пушка весит 40 тонн и имеет диаметр канала ствола 89 см. Установлено, что, вопреки распространенному представлению о боевой непригодности «царь-пушки», она могла стрелять. Богато украшенная различными орнаментами и изображениями (среди них – сидящий на коне царь Федор Иванович), «царь-пушка» Андрея Чохова является одним из самых замечательных памятников русского литейного мастерства XVI века. (Царь-пушка) (Андрей Чохов).
2. Слово «Домострой» вызывает у нашего современника вполне определенные ассоциации: суровый деспотизм мужа и отца в доме, приниженное, бесправное положение женщины, других домочадцев. Заслуженна ли дурная слава этого произведения, одним из авторов которого был Сильвестр? Действительно, «Домострой» предписывает главе семьи наказывать детей и жену в случае их непослушания. Но в то время били розгами даже князей! Что же такое «Домострой»? В переводе на современный язык – это «домоводство», собрание полезных советов, поучений в духе христианской морали. Указывалось время приема мясных или рыбных блюд. Тут же сообщается и о способах приготовления всевозможных напитков. Есть правила этикета. Например, на пороге чужого дома следовало соблюдать «вежество»: вытирать ноги и прокашляться. В горнице сначала перекреститься на иконы, а затем спросить о здоровье хозяина и его жены. Во время беседы в гостях не следует ковырять в носу, плевать, заглядываться на что-либо, трогать вещи. Интересно, что «Домострой» дает советы применительно к условиям рыночных отношений, рекомендуя покупать товары, когда они бывают дешевы, и вести тщательный учет всем хозяйственным делам. («Домострой») (духовник Ивана IV Сильвестр).
3. В замечательном памятнике письменности «Сказании вкратце от начала царства Казанского» рассказывается о взятии Казани русскими войсками в 1552 г., но автор этой повести легко соединяет реальные факты с домыслами на сюжеты былинного эпоса. Царь Иван Грозный, как сказочный персонаж, изображается совершенно идеальным: «И бысть велми премудр, и храбр, и усерд, и крепко силен телом, и легок ногами, аки пардус; и подобен по всему деду своему..». Казанцы грабят Русь, мучают христиан – «горящее углие за сандалия засыпаху». Царь же молится за весь православный народ, веря в долгожданную победу. В стиле панегирика изображается русской войско. Но торжественный стиль повествования соседствует с точными жизненными наблюдениями. Истинный патриотизм не помешал автору «Сказания» с уважением, порой даже с восхищением говорить о поведении защитников Казани. («Сказание вкратце от начала царства Казанского»).
4. Книгопечатание способствовало распространению грамотности. «Букварь», напечатанный Иваном Федоровым в Львове в 1574 г., сталь первым светским учебником. Кроме самой азбуки в нем содержались тексты для чтения и сведения по грамматике с правилами склонений и спряжений. Сопровождались специальными предисловиями – инструкциями, обращенными к учителю: «Наказание ко учителем, како им учити детей грамоте и како детем учитися божественному писанию и разумению». («Букварь») (Иван Федоров).
5. В XVI веке появляются невиданные доселе каменные шатровые храмы. Первый такой храм был воздвигнут в 1532 г. на высоком берегу Москвы-реки в царском селе Коломенском. Церковь Вознесения построена по образцу «деревянного дела». Добиться легкости сооружения в камне было непросто, ведь собор мог выглядеть громадной каменной глыбой (площадь храма – 8,5 х 8,5 м., высота – свыше 60 м.). Современник-летописец не скрывал своего восхищения: «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже того в Руси». Строительство церкви Вознесения было связано с рождением наследника престола- будущего царя Ивана Грозного. (Церковь Вознесения) (с. Коломенское).
6. Творческая деятельность Дионисия была тесно связана с высшими светскими и духовными кругами государства. Дионисий исполнял важнейшие заказы митрополита и великого князя. Воплощая в своем творчестве те идеи, которые отвечали интересам укрепляющейся власти и церкви. Его перу принадлежат фрески Ферапонтова монастыря и житийная икона «Митрополит Алексий», в ряде клейм которой нашли отражение реальные черты жизни этого известного церковного деятеля. (Икона «Митрополит Алексий») (Дионисий).
Группа №2.
1.В третьей четверти XVI века при участии самого Ивана IV была составлена «Царственная книга», представляющая собой большую, богато иллюстрированную рукопись. «Царственная книга» возникла в момент обострения борьбы самодержавия против княжеско-боярской оппозиции. Недаром так много внимания в ней уделено описанию боярских «крамол» и мятежей. При описании восстания 1547г. содержится упрек в адрес бояр Глинских, поведение которых привело, согласно версии «Царственной книги», к народному восстанию. ( «Царственная книга») (участие Ивана IV).
2.Популярной была «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков». Это произведение псковского инока написано велеречивым стилем и более традиционно для древнерусской литературы. Польский король Стефан Баторий изображается трафаретно, «яко несытный ад» или «лютый зверь». Противник сравнивается автором «Повести» с дьяволом. Псков предстает «градом богоспасаемым». Жители идут на бой с любовью и слезами за «веру Христову». Король, как сказочное чудовище, обложил город со всех сторон и уже предвкушал победу. Польские войска подкатили туры (осадные башни0 и проломили стены в двух крепостных башнях – Покровской и Свиной. В это время Бог услышал молитвы псковичей! Они ударили по захваченной неприятелем Свиной башне, а затем заложили под нее порох и взорвали. Литву автор «Повести» определял «гордонапорной», а Стефана Батория называл «высокогорделивым», русское же воинство – «христолюбивым».
(«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»).
3. Песня о Кострюке посвящена женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюкове. В этой песне рассказывается, между прочим, и о том, как простой русский человек победил иноземного князя Кострюка, хваставшегося своей силой. Образ Грозного выглядит весьма противоречиво, как противоречивы были и его реальные исторические деяния. («Песня о Кострюке»).
4. Широкое распространение письменности привело к вытеснению в XVI веке пергамена, хотя он употреблялся еще в некоторых случаях (например, для написания царских грамот). Теперь основным материалом для письма стала бумага, которую привозили из Италии, Франции, германских государств, Польши. Каждый сорт бумаги имел специфические водяные знаки (например, изображение перчатки, ножниц и т.п. – на итальянской бумаге, розеток, гербов городов, имен владельцев бумажных фабрик и т.п. – на французской бумаге, вепреи, быков, орлов и т.п. – на немецкой бумаге и т.д.). Эти знаки помогают ученым определять время возникновения того или иного памятника письменности. Была сделана попытка, завести бумажное дело и в России, но бумажная мельница, построенная на реке Уче под Москвой, просуществовала недолго. (Бумажная мельница).
5. Недалеко от Коломенского, в селе Дьякове, была построена церковь Иоанна Предтечи (1547 – 1553 гг.) в память принятия Иваном IV царского титула. В отличие от церкви Вознесения дьяковский храм, сочетающий традиционную пяти-купольную композицию с шатрами и башнями, поражает тяжеловесной торжественностью и пышностью. (Церковь Иоанна Предтечи) (д. Дьяково).
6. Одним из самых замечательных музыкантов XVI века был Федор Христианин, прославившийся позднее и как композитор. Его произведения – стихиры евангельские были известны многим. Иван Грозный оценил талант Федора Христианина и пригласил служить в Александрову слободу. («Стихиры евангельские») (Федор Христианин).
Группа №3.
1. Замечательными публицистами предстают Андрей Михайлович Курбский и Иван Грозный. После своего бегства в Великое княжество Литовское А.М. Курбский направил из города Вольмара Ивану Грозному послание, в котором пытался оправдаться и обвинял московского государя в гонениях на преданных ему людей. В те времена даже в личных посланиях принято было выражать свои мысли и чувства торжественным церковным слогом – разговорный и литературный языки далеко отстояли друг от друга (живые обороты речи встречаются порой в деловых документах, но в литературе - крайне редко). А.М. Курбский был очень талантливым писателем, оставаясь при этом целиком в рамках литературной традиции. Он прекрасно владел стилем средневековой риторики. А она проявлялась и в своеобразной ритмической прозе. Грозный тоже в совершенстве владел риторикой, но царь нередко нарушал речевой этикет. Привычный стиль церковной риторики он мог взорвать грубым просторечием, образно-разговорной лексикой «от себя». А.М. Курбский упрекал царя за «варварский язык» посланий. Но его упреки свидетельствуют о достоинствах литературного стиля царя – ему удалось стать подлинным новатором в русской литературе XVI века. Князь Курбский в своих посланиях, так же как и в «Истории о великом князе Московском», развивал мысль о том, что государь должен править только вместе с мудрыми советниками, и решительно возражал против самовластия государя. Причину гонений на боярско-княжескую знать Курбский видел в злом характере Ивана Грозного и дурном влиянии, оказанном на него советниками из числа осифлянских церковников. Курбский отстаивал традиционное феодальное право свободного отъезда от одного государя к другому. Негодуя против осифлян, Курбский развивал взгляды нестяжателей, оказавшиеся удобным идеологическим оружием в руках боярско-княжеской оппозиции в борьбе против самодержавия, поддерживаемого осифлянами.
Иван Грозный в своих посланиях развивал противоположные взгляды. Грозный доказывал. Что самодержавная власть имеет божественное происхождение, она вручена царю от бога и поэтому царь только перед богом ответствен за свои поступки. Осифлянский тезис о божественном происхождении царской власти имел своей целью подчеркнуть необходимость влияния церкви на государственную власть, Иван IV сделал упор на другую сторону вопроса - на неограниченность своей власти, как врученной от бога. Тезису Курбского о праве свободного отъезда Грозный противопоставил обвинение в государственной измене. Более того, Иван Грозный считал недопустимым сравнивать царскую власть по своему значению с церковной. (Переписка) (А.М. Курбский и Иван IV).
2. Песня «Об Иване Грозном и разбойниках» рассказывает о том, как простой человек, «добрый молодец» повстречался с разбойниками, попросил у них денег, а когда ему отказали, то побил разбойников и отобрал их добычу – монастырскую казну. Добытые деньги добрый молодец раздал народу в кабаке, но был пойман по обвинению в грабеже церковного имущества. Судил молодца сам Грозный, вынесший неожиданный приговор – оправдать обвиняемого и заплатить ему за «бесчестье» сорок тысяч рублей. Здесь сказалась явная идеализация образа Ивана Грозного, наивная народная вера в «справедливого», «доброго» царя. («Песня об Иване Грозном и разбойниках»).
3. Необходимость унификации, исправления и широкого распространения церковных книг побудило Ивана IV обратиться к митрополиту Макарию с предложением об организации в России книгопечатания. Организация книгопечатания в XVI веке была обусловлена государственными потребностями, служила определенным политическим целям и явилась отражением нового этапа развития Российского государства. Работами советских исследователей установлено, что начало книгопечатания в России относится к 1553 г. Косвенные данные в этом отношении нашли теперь точное подтверждение в прямой записи, обнаруженной М.Н. Тихомировым в «Тотемском летописце». В течение десяти последующих лет в Москве было напечатано девять книг. Новый этап книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена в Москве типография. Во главе ее стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. Иван Федоров был дьяконом одной из кремлевских церквей в Москве. Когда ему было поручено книгопечатное дело, он справился с ним с большим искусством. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол». Затем был напечатан «Часословец» (1565 г.). (Книгопечатание).
4. Интерес к знаниям порождал спрос на всякого рода «Азбуковники», количество которых во второй половине XVI века стало увеличиваться. В этих «Азбуковниках» содержались в алфавитном порядке всякого рода сведения о природе, растительном и животном мире, развитых странах, явлениях природы и т.п. («Азбуковники»).
5. В 1555 – 1561 гг. на Красной площади в Москве был выстроен каменный храм (до этого был деревянный) в ознаменование взятия Казани 2 октября 1552 г., на следующий день после праздника покрова Пресвятой Богородицы. Храм получил наименование собор Покрова что на рву. Но народ позднее стал называть его храмом Василия Блаженного в честь известного юродивого Василия, погребенного в одном из его приделов. Выстроили этот уникальный памятник архитектуры зодчие Барма и Постник Яковлев. Первоначально собор был красно-белый, с куполами из луженного «Белого» железа и, видимо, обычной луковичной формы. Современные разноцветные купола, преобразившие облик собора, появились в XVII веке. Неповторимый архитектурный шедевр, Покровский собор сконцентрировал в своем облике наиболее яркие и своеобразные черты русского национального зодчества XVI века. На высоком цокольном этаже – подклете возвышаются восемь столпообразных башен, увенчанных фигурными многокрасочными главами, которые окружают девятую, центральную башню, завершенную высоким пирамидальным шатром. Вокруг всего собора идет перекрытая сводом обходная галерея – гульбище. Впечатление воздушности и легкости второго этажа достигается умелым сочетанием и разнообразием украшающих его деталей – многопрофильных карнизов, нишек, кокошников, обрамления граней башен и окон (стиль – барокко). («Покровский собор на рву») (Барма и Постник Яковлев).
6. Царь интересовался церковным пением. Он был автором, по крайней мере, двух сочинений – музыки и слов службы в честь митрополита Петра и праздника иконы Владимирской Божией Матери. Не случаен выбор царем тем для своих сочинений: они прямо связаны с историей Русского государства, борьбой с внешними врагами. Иван Грозный и от музыки требовал служения державным идеалам. («Служба в честь митрополита Петра» и «Служба в честь праздника иконы Владимирской Божией Матери») (Иван Грозный).
Группа №4.
1. В марте 1475 г. вместе с Толбузиным приехал в Москву знаменитый болонский инженер и архитектор Аристотель Фиораванти, которому и было поручено строительство Успенского собора. Летописец особо отметил, что «хитрый» Фиораванти все делал «в кружало» и «в правило», т.е. пользовался циркулем и линейкой. Впрочем, итальянец не делал никакого секрета из своих приемов и охотно учил русских мастеров. Заложив здание, он отправился сначала во Владимир, а потом проехал через Ростов в Ярославль на Север, в Устюг Великий. Благодаря этому Фиораванти удалось создать в Успенском соборе выдающееся произведение именно русского зодчества, обогащенное некоторыми элементами итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Успенский собор был закончен в 1479 г. Сходство с владимирским собором не выходит за рамки нескольких внешних элементов: оба храма имеют по пять глав и украшены аркатурным поясом по стенам. Но во владимирском соборе – 14 столпов, а московский стоит на шести, при чем четыре из них Аристотель сделал не квадратными, а круглыми. Вместо трех апсид алтарной части в московском соборе пять. Государственная сила и строгость нашли превосходное воплощение в четких формах собора. Современник писал: «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирскиа церкви, а мастер Аристотель». («Успенский собор») (Аристотель Фиораванти).
2. Значительным произведением монументальной живописи XVI века были фрески Золотой палаты Кремлевского дворца, построенной в 1547 – 1552 гг. Увы, Золотая палата была разобрана в XVIII веке, и фрески не сохранились. Главным мотивом росписей было утверждение идеи божественного происхождения царской власти и ее преемственной связи с римскими и византийскими императорами. Стенопись тематически начиналась с сюжета «Выбор веры князем Владимиром», затем «Низвержение идолов» и т.д. Большое место занимали композиции на темы Ветхого Завета и истории древнего мира. Особенно интересны были росписи сводов. Здесь – и представления о мироздании, и раздумья о добре и зле, о жизни и смерти, о временах года. Эта торжественная живопись имела государственное назначение: в Золотой палате проходили парадные приемы иностранный послов и высоко поставленных гостей царя. (Фрески «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян») (Золотая палата в Московском Кремле).
3. 8 сентября 1549 г. Иван Пересветов подал свою челобитную с проектами государственных реформ. Эти проекты сохранились в архиве царя. Главным пороком государства являлось, по его мнению, засилье аристократии, ее произвол, неправый суд, ее равнодушие к общегосударственным делам. Иван Пересветов выступил решительным сторонником централизованной дворянской монархии. Он настаивал на том. Что государство должно возглавляться мудрым и сильным царем: «как конь под царем без узды, так и царство без грозы». Опорой такой власти должны являться «воинники», т.е. дворяне. К царю, по мнению Пересветова, должны быть приближены люди, заслужившие этого своими личными достоинствами, а не происхождением. Для достижения этой цели он считал необходимым произвести военную, судебную и финансовую реформы. («Проекты государственных реформ») (Иван Пересветов).
4. Очень интересны песни, связанные с именем Ермака Тимофеевича. В одной рассказывается о взятии Казани и о подвигах Ермака Тимофеевича, в результате чего народный герой Ермак оказывается в числе помощников Ивана Грозного при взятии Казани. Связывая образ Ермака с взятием Казани, народ тем самым оценивал падение Казанского ханства как подвиг народа, олицетворявшегося богатырем того времени. В другой - говорится о вкладе Ермака и его дружины в освоении Сибири. («Песня о Ермаке»).
5. В конце XV века произошло новое оживление математической мысли. Когда в 1492 г. «конца света» не произошло, то церковникам пришлось. С одной стороны, объяснить, как это сделал, например, Иосиф Волоцкий, что воля божья никому неведома, а с другой – спешно заняться вычислением новых «пасхалий». Эта довольно сложная вычислительная работа была осуществлена в церковных кругах Новгорода и Москвы, где были составлены новые «пасхалии» на восьмое тысячелетие от «сотворения мира». Так как составление «пасхалий» требовало обязательного учета солнечного и лунного циклов, то оно способствовало также оживлению интереса к астрономическим вопросам. Так, был переведен и использовался «Шестокрыл», содержавший расчеты времени затмений и «Космография», правильно объяснявшая затмения прохождением теней Луны и Земли. («Шестокрыл» и «Космография»).
6. В 1487 – 1491 гг. ансамбль кремлевских построек пополнился замечательным сооружение Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари – Грановитой палатой, предназначенной для приема иноземных послов. Это был самый большой зал того времени, Своды опирались на громадный столп посередине. Наверху были сделаны особые сени с тайником, откуда женщины великокняжеской семьи могли незамеченными наблюдать за происходившим в Грановитой палате. Позднее, в конце XVI века, палата была расписана фресками. («Грановитая палата») (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари).
Летописцы получают карточки с описанием автора документа или героя, описанного в источнике. Учащимся необходимо дать характеристику исторической личности автора или героя источника (см. памятку).


КАРТОЧКИ.
Группа №1.
СИЛЬВЕСТР (? – 1566)
Протопоп, политический деятель и писатель, был священником в Новгороде, с 1540-х гг. – священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником (с 1547). Член Избранной рады. Автор одной из редакций «Домостроя». В 1550 г. Сильвестр написал послание Ивану IV, где развивал мысль о высокой ответственности царя перед богом, требующей устранения многих существующих в России бед. Среди которых «ненависть, и гордость, и вражда, и маловерие к богу, и лихоимство, и грабление, и насилие», и порча нравов. С 1560 г. – в опале, постригся в монахи.
Группа №2.
ЕРМАК ТИМОФЕЕВИЧ (? – 1585).
Кто такой Ермак, откуда он родом – неизвестно. Рассказывали, будто бы при рождении назвали его Василием, а Ермак – это его прозвище. Появилось оно в ту пору. Когда был он кашеваром в казацком отряде и молол зерно на ручной мельнице. Называлась она ермаком. Отсюда и пошло его имя. Другие утверждали, что при рождении получил он имя Ермолай. От него пошло и прозвище – Ермак. Летопись сохранила нам описание его внешности: роста среднего, плечист. Плосколиц, борода черная, волосы густые, кудрявые. И еще одно достоверно: был Ермак казак отважный и решительный, умный и хитрый. Он организовал поход в Сибирь в 1581 – 1585 гг., в результате которого распалось Сибирское ханство Кучума, и было положено начало присоединения Сибири к Русскому государству. Ермак получил от царя в подарок доспехи, но недолго пришлось их носить герою.
Группа №3.
КУРБСКИЙ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1528 – 1583)
Князь, воевода, писатель. В течение долгого времени был другом Ивана IV. Член Избранной рады. Отличился в Казанских походах. В Ливонской войне командовал русской армией. Опасаясь начавшихся репрессий против бояр и опалы за военные неудачи, в 1564 г. бежал в Литву. Назначенный польским королем Сигизмундом II членом Королевского совета, воевал на стороне поляков. После побега написал Ивану Грозному три послания, в которых осуждал репрессии, критиковал его правление, отстаивал древние боярские права, высказывал соображения об идеальном государственном устройстве. В своих ответах Иван Грозный писал о необходимости самодержавной власти.
Группа №4.
ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (1530 – 1584).
Князь московский и всея Руси (с1533), русский царь (с 1547), сын Василия III Елены Глинской. Детство прошло в обстановке обострившейся после смерти отца борьбы различных боярских группировок за власть. Был женат семь раз, имел пятерых сыновей и трех дочерей, но, за исключением Ивана, Федора и Дмитрия, все они умерли в малолетстве. Первые годы правил вместе с Избранной радой. Реформировал центральное и местное управление, военное строительство, создал законодательную базу правления. Около 1560 г. порвал с деятелями Избранной рады и подверг их опале. В 1558 г. начал Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю, которая длилась 25 лет и окончилась неудачей. После ряда поражений в войне Иван IV начал искать «виновных в измене».
Устранив Избранную раду, Иван IV начал укреплять самодержавную власть, опираясь на дворянство и верхушку горожан. Уже в годы Ливонской войны он усилил борьбу с остатками феодальной раздробленности в стране, причем все чаще методами расправы с политическими противниками становятся опалы, казни, ссылки. С этой целью в 1565 г. была введена опричнина. В ходе опричного террора были истреблены многие представители боярской оппозиции, самих опричников. Простого населения. За годы правления Иван включил в состав государства Чувашию, Башкирию, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, ряд других территорий.
В 1572 г. опричнина была отменена. Однако ее итогом явилось разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства и пресечение династии Рюриковичей (наследник престола, старший сын Иван был убит самим царем в 1581 г.). Характерной чертой социальной политики Ивана IV было усиление крепостного гнета (отмена Юрьева дня, введение «заповедных лет»). Несмотря на это, Иван IV получил в народе прозвище Грозного, отразившее представление о нем как о царе-тиране, деспоте. Иван IV многое сделал для укрепления сильной центральной власти в России.

Лингвисты, ознакомившись с текстом документа или источника, определяют стиль речи изложения. Перед началом работы получают карточки с текстами и видами средневековых стилей речи.
КАРТОЧКА.
Панегирик – литературный жанр; восторженное, часто неумеренное, восхваление. Например: «Вси же вои избранники оружницы и копейники и доброконники – и вси на Казань дыхающе дерзостию брани и гневом, аки огнем».
Торжественный церковный слог – «Если кто не Бозе живет и страху Божия не имеетчинит всяку неправду и насилие и обиду, сильно отимет, взяв не даст, волокитою уморит..».
Средневековая риторика – «Ты же, тела ради,
Душу погубил еси,
И славы ради мимотекущия
Нетленную славу презрел еси,
И на человека возъярився
На Бога возстал еси».
Разговорный (литературный) стиль – просторечие. Например, Иван IV о королеве Елизавете пишет: «И мы чаяли того, что ты на своем государьстве и сама владееш.Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о наших государских головах и о честех и о землех прибытка не смотрят. А ищут своих торговых прибытков. А ты прибываеш в своем девическом чину, как есть пошлая девица».

Рецензоры добывают информацию из предложенного документа или источника
.
Группа №1.
ДОМОСТРОЙ
Како дети учити и страхом спасити.
«Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту души твоей. И не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет; ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти Казни сына своего из млада и порадуешися о нем в мужестве
Поучати мужу своя жена. Подобает поучати мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом добре строити; и во всем ему покарятися
Первие: имети страх божий. Восстав от ложа своего и молебная совершив, женам и девкам дело указати дневное всякому рукоделию, что работы: дневная ества варити, и которои хлеба печи все бы сама государыня умела; ино умеет и слуг научити, и все сама знает
Как избная порядня устроити хорошо и чисто. Стол и блюда и ставцы (приделанные к стене шкафчики) и лошки, и всякие суды и ковши, и братены (сосуды), воды согрев из утра, перемыти и вытерьти и высушить, а после обеда такоже, и вечере
Изба, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и двери, и в сенях, и на крылцы – вымыть и вытереть и выместь и выскресть, - всегда бы было чисто. Ино то, у добрых людей, у порядливой жены, всегда дом чист и устроен; все по чину: и упрятано, где что пригоже, и причищено и приметено; всегды в устрои как в рай войти!..
А только жены, или сыны или дщери, слово или наказание не имеет, не слушает, и не внимает и не боитца и не творит того, как муж или отец или мати учит, - ино плетью постегать, по вине смотря; а побить не перед людьми, наедине: поучите да примоълвите и пожаловати, а никако же не гневатися ни жене на мужа, ни мужу на жену. А про всяку вину по уху, ни по видению не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть; никаким железным или деревянным не бить: кто с сердца с кручины так бьеть, - многие притчи от того бывают, слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие и зубная болезнь. А плетью с наказанием бережно бити: и разумно и болно и страшно и здорова».


Группа №2.
ПЕСНЯ О ЕРМАКЕ.
Что пониже было города Саратова,
А повыше было города Царицына,
На крутом на красном бережочке
Собирались люди, вольные казаки.
Становились они во единый круг,
Крепко думу думали единую.
Говорил им Ермак Тимофеевич:
«Не пора ли убираться нам отсюдова:
На Волге жить – ворами слыть,
На Яик идти – переход велик,
В Казань идти – грозен царь стоит,
Грозен царь-государь Иван Васильевич.
Не лучше ли нам во Сибирь идти,
На Кучума, царя татарского»
Вот пришли они на Иртыш-реку
Под высокую гору Тобольскую.
Понаделали чучел соломенных.
Палки длинные в руки им всунули,
Напугали татар неразумных.
И тому татары дивилися,
Каковы русские люди крепкие,
Что ни единого убить не могут.
И тогда татары покорилися,
Приносили Ермаку свои подарочки,
Чернобурок многие сорока,
Соболиные шкуры десятками.
И поехал Ермак во столицу Москву
К государю Ивану Васильевичу.
Вопрошает его тут сам государь:
«Я за службу твою благодарствую,
Чем дарить тебя, не надумаю».
Снял он шубу с плеч соболиную,
Собственноручно Ермаку пожаловал
И послал его в ту сторону сибирскую

Группа №3.
РАССКАЗ О ВЗЯТИИ КАЗАНИ.
«Перед самым солнечным восходом взорвало большой подкоп (в 48 бочек пороха), и обрушилась часть городской стены. Русское войско, заранее приготовленное, со всех сторон ударило на город. Татары встретили русских выстрелами из пищалей и тучею стрел; лили на них кипящую воду и скатывали бревна. Однако осаждающие влезли на стену и ворвались в город. Но тут многие из них, увлеченные корыстью, оставили битву и принялись грабить дома и лавки. Заметив это, казанцы удвоили усилия и потеснили осаждающих назад из города. Корыстолюбцы обратились в бегство с криком: «Секут! Секут!» Но храбрейшая часть войска устояла на месте. Между тем опытные мужи, окружающие Иоанна, взяв его коня за узду, поставили его близ главных городских ворот и подняли над ним большую хоругвь, а половине отборного царского полка велели сойти с коней и подкрепить сражавшихся. Побежденные казанцы отступили на царский (ханский – авт.) двор и еще несколько времени отчаянно оборонялись. Наконец они вывели Едигера на башню и сказали русским воеводам: «Пока наше царство стояло. Мы бились насмерть за царя и отечество; а теперь отдаем вам царя живым, а сами идем на широкое поле испить с вами последнюю чашу». Они спустились со стен. Перешли вброд реку Казанку и устремились через поле в соседний лес; их оставалось еще тысяч пять, и самых храбрейших; тут они были почти все истреблены после мужественного сопротивления.
3 октября Казань была очищена от трупов. На следующий день Иоанн торжественно вступил в нее с духовенством, боярами и войском; вокруг города совершен был крестный ход, священники окропили улицы и стены святой водою. Царь назначил места для христианских храмов и заложил соборную церковь Благовещения».

Группа №4.
ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО ОБ ИЗМЕНЕ КНЯЗЯ КУРБСКОГО.

«Писание твое принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому, хотя письмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни.В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину. Вы ведь еще с юности, подобно бесам, поколебали мое благочестие и державу, полученную мной от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть. А это ли совесть прокаженная – держать свое царство в руке и не давать господствовать своим рабам? Это ли противно разуму – не хотеть быть под властью своих рабов?..
Так обстоят дела с мирскими делами; в духовных же и церковных делах если я и совершал небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены; кроме того, и я – человек; нет ведь человека без греха, один Бог безгрешен; это только ты считаешь себя человеком, равным ангелу. А о безбожных народах, что и говорить! Так ведь у них цари своими царствами владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи. А ты того в своей злобе не смог понять, считая благочестием, когда самодержавие находится под властью известного попа и под вашим злодейским повелением. А это, по-твоему, нечестие, когда мы сами обладаем властью, данной нам от Бога, и не хотим быть под властью попа и под вашим злодейским повелением» (перевод Я.С. Лурье.)
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОДЛИННОГО ПОСЛАНИЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.
«Ты же, тела ради, душу погубил еси, и славы ради мимотекущия нетленную славу презрел еси, и на человека возъярився, на Бога возстал еси. Кто бо убо и желает таковаго ефиопскаго лица видети?И где ты хотел упокоен быти от всех твоих трудов, в Вольмере, и тут на покой твой Бог нас принес, и где, чаял, ушел – а мы тут, з Божиею волею сугнали, и ты тогда дальноконнее поехалТуто о постелях, о телогреях и иные бещисленные, воистину, яко бы неистовых баб басни.».
Творческая защита. Лаконичное выступление: хронографистов, летописцев, лингвистов, рецензоров. Учитель исправляет и направляет рассуждение ребят. Хронографисты заполняют таблицу на доске и ее защищают. Например:


ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XV-XVI ВЕКОВ.

Просвещение и наука.
Общественная мысль и литература.
Фольклор.
Живопись.
Архитектура.
Музыка.
Материаль-
ная культура.

«Букварь» Иван Федоров.
«Домострой» Сильвестр.
«Сказание вкратце от начала царства Казанского»
Икона «Митрополит Алексий» Дионисий.

.Церковь Вознесения в селе Коломенское.

«Стихиры евангельские» Федор Христианин.
Царь-пушка
Андрей Чохов

«Азбуковни-ки».
«Царственная книга» участие Ивана IV.
«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».
Фрески «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян» Золотая палата в Московском Кремле.

Церковь Иоанна Предтечи д. Дьяково.

«Служба в честь митрополита Петра» и «Служба в честь праздника иконы Владимирской Божией Матери» Иван Грозный.

Бумажная мельница

«Шестокрыл» и «Космогра-фия».
Переписка А.М. Курбский и Иван IV
«Песня о Кострюке».


«Покровский собор на рву» Барма и Постник Яковлев

Книгопе-чатание


«Проекты государственных реформ» Иван Пересветов.
«Песня об Иване Грозном и разбойниках».

«Успенский собор» Аристотель Фиораванти.






«Песня о Ермаке».

«Грановитая палата» Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари



Слово учителя: Подъем русской культуры непосредственно отразился в небывалом оживлении общественно-политической мысли и литературы. Наглядно это можно проследить в выступлениях наших лингвистов и рецензоров.
Лингвисты. Их примерные ответы: «Домострой» - торжественный церковный слог; «Рассказ о взятии Казани» - панегирик; «Послание Ивана Грозного князю Курбскому» - средневековая риторика; «Песня о Ермаке» - разговорный (литературный) язык.
Просмотр видеофрагмента «Московский кремль». Обсуждение в ходе, которого закрепляются знания об основных шедеврах Кремля.
Беседа. Какие явления говорят о расцвете культуры в к. XV – XVI века? Можно ли ее назвать культурой сильной власти? Докажи свое мнение. Вывод: В истории русской культуры в к. XV-XVI века были и трудные времена, и многие темные стороны, тяжелы были условия ее развития. Но, опираясь на богатейшие традиции народного творчества, вдохновленная идеей единства и независимости родной страны, культура России XVI в. стала тем надежным «предмостьем», с которого начиналось в XVII в. развитие новой русской культуры.
Элемент ОГЭ. Цель: получить информацию об усвоении материала темы.

КУЛЬТУРА РОССИИ К. XV - XVI ВЕКА.
1. В честь кого Покровский собор в Москве назван храмом Василия Блаженного?
А) Василия I, Б) Василия II, В) Василия III, Г) юродивого Василия.
2. Самый знаменитый писатель средневековой России, осмелившийся ввести в литературу разговорную речь?
А) Иван Пересветов, Б) Федор Карпов,
В) Иван Васильевич Рюриков, он же Иван Грозный, Б) Андрей Курбский.
3. Имена архитекторов Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового, Марко Руффо связаны со строительством
А) Московского Кремля, Б) Троице-Сергиевского монастыря,
В) храма Василия Блаженного, Г) дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга.
4.Установите соответствие между памятниками зодчества и временем из создания
1) Софийский собор; 5) XVI в
2) Церковь Покрова на Нерли; 6) XII в.
3) Грановитая палата Московского Кремля; 7) XI в.
4) Церковь Вознесения в Коломенском; 8) XV в. Ответ:
1

2

3

4


5. Установите соответствие между именами и названиями
Составитель «Домостроя» 5) Иван Федоров
Издатель первой печатной книги в России 6) Сильвестр
Создатель иконы «Троица» 7) Афанасий Никитин
Автор «Хождения за три моря» 8) Андрей Рублев
Ответ:
1

2

3

4


6. Какие из перечисленных зданий выстроены в шатровом стиле:
А) Успенский собор;
Б) церковь Вознесения в Коломенском;
В) Спасский собор Андроникова монастыря;
Г) церковь Ризположения в Московском Кремле;
Д) Покровский собор на Рву;
Е) Грановитая палата;
Ж) колокольня «Иван Великий».
7. Назовите постройку архитекторов Бармы и Постника:
А) Успенский собор;
Б) церковь Вознесения в Коломенском;
В) Спасский собор Андроникова монастыря;
Г) церковь Ризположения в Московском Кремле;
Д) Покровский собор на Рву;
Е) Грановитая палата;
Ж) колокольня «Иван Великий».
8. Какие из перечисленных построек образуют архитектурный ансамбль Соборной площади
Московского Кремля, возникший в конце XV-XVI в.:
А) Успенский собор
Б) Покровский собор
В) церковь Ризположения
Г) Архангельский собор
Д) церковь Федора Стратилата
Е) колокольня «Иван Великий»
Ж) Благовещенский собор
З) Большой Кремлевский дворец
И) Грановитая палата.
9. В какой из построек наиболее ярко проявились черты итальянского Возрождения:
А) Успенский собор
Б) Покровский собор
В) церковь Ризположения
Г) Архангельский собор
Д) церковь Федора Стратилата
Е) колокольня «Иван Великий»
Ж) Благовещенский собор
З) Большой Кремлевский дворец
И) Грановитая палата.
10.О каком храме современники говорили в XVI в.: «Весьма чудна высотою и светлостью, такова не бывала прежде всего на Руси»?
11. Кто были главными идеологами нестяжателей и иосифлян? О чем они вели спор?
Ключ: 1-г; 2-в; 3-а; 4-17,26,35,48; 5-16, 25,38,47; 6-Б,Д; 7-Д; 8-А,В,Г,Е,Ж,И; 9-Г; 10- о шатровом храме Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенной в 1532 г.; 11-Нил Сорский и Иосиф Волоцкий; о владениях церкви имуществом, и в первую очередь землей.
Рефлексия – это самооценка и самоанализ своей работы.
Цель: получить обратную связь ученик – учитель, научить, самостоятельно, оценивать и анализировать свою работу.
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ.
Как я усвоил материал?
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Как работала подгруппа, учебная пара?
Учащиеся оценивают свою работу по 10-балльной шкале и записывают результаты на выданных листах.
Творческое задание. Домой учащиеся получают задание – написать мини-сочинение на любую предложенную тему: «Иван Грозный – политик или писатель, или музыкант, или шахматист, что в нем было больше»; «В чем заключался спор Ивана Грозного и Андрея Курбского. Кто, по-вашему, ближе к истине?»; «Домострой» - правда или вымысел». (См. памятку «Написание эссе»).
Неформальный забор заполняется на перемене. Ребята записывают свое мнение о стиле ведения урока, свои предложения по форме или изложению материала по теме «Культура России к. XV -XVI веков».
Список литературы.
1.
2. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М.:«Просвещение»,1984.
3.Что? Где? Когда? – М.: Р.-Д., 2002.
4. П.П. Епифанова, О.П. Епифанова. Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до конца XVIII века). - М.: Просвещение, 1989.
5. В.В. Баранов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков. История России с древнейших времен до конца XX века. Справочник школьника. – АСТ-АСТРЕЛЬ. М. 2003.
6. А.Л. Юрганов, Л.А. Канцва. История России XVI-XVIII вв. – М.: - МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 1996.
7. История: 3000 тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы / А.Э. Безносов, А.А. Данилов, Л.В. Жукова и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
8. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. История /Л.Н. Алексашкина, Е.А.Гевуркова, В.И. Егорова, Г.В. Клокова, Л.И. Ларина – М.: Интеллект-Центр,2003.
9. А.Т. Степанищев. Методический словарик учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
10. История искусства. – М.: Р.-Д., 2001.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315