Технология кейсов и её значение в формировании универсальных учебных действий при изучении английского языка


ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙСОВ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
А. Эйнштейн когда-то сказал: «Где это только возможно, обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием нового образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи. работник. собственник, потребитель и т. д.). Такие умения можно развивать, используя кейс-метод.
Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Кейсы в образовательном процессе используются более ста лет, однако в Российской образовательной практике данная технология продолжает рассматриваться многими педагогами как инновационная.
Впервые кейс-технология стала использоваться в 1908 в гарвардской бизнес - школе. Конечно, вначале она получила распространение в профессиональном образовании, однако с введением профильного обучения и предпрофильной подготовки стала использоваться и в школьном образовании. Данная технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, овладению учащимися способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, формированию универсальных учебных действий и поэтому востребована в условиях введения ФГОС основного общего образования.
По мнению Т.С.Терновской , кейс (case) - конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии ( или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.
Технология кейсов - педагогическая технология с использованием практических ситуаций ( кейсов ).
Кейс-стади – форма урока с использованием кейсов.
В основе технологии кейсов лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной жизненной или профессиональной деятельности.
В основе разработки ситуации (кейса) лежит:
- констатация ряда событий;
- описание конкретной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, т.е. моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.
Данная технология опирается на следующие дидактические принципы:
Индивидуальный подход к каждому учащемуся, учёт особенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
Вариативность, данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки. Что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.
Обеспечение учащихся широким набором наглядных материалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах, это приобретает очень важное значение в связи с недостаточным количеством материалов, используемых в рамках УМК по учебным предметам, либо с большим количеством информации о предмете изучения, но неумением её использовать , анализировать, делать выводы.
Прагматизм в обучении, ибо большой теоретический материал, предоставляемый для обучения, не всегда хорошо логически сконструирован и тем самым затрудняет его усвоение. К тому же не всегда соблюдается важное соотношение существенной информации для усвоения и так называемой «воды». А обучающийся редко может самостоятельно «отделить зёрна от плевел». При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.
Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем;
Умение работать с информацией,
Успешности в обучении, которая обеспечивается за счёт опоры на сильные стороны обучающихся.
Проблемности, проявляющейся в опоре на конкретные задачи, возникающие в реальной практике жизни, науки, образования, бизнеса.
ФУНКЦИИ. ТИПЫ И ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ
Тип кейса Характеристика функции кейса Примеры
Тренировочный Тренировка обучаемых навыкам деятельности в изменяющихся ситуацияхТренировка практических навыков написание задания С на ЕГЭ
Обучающий Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов Развитие глобализации в современном мире
Аналитический Выработка умений и навыков аналитической деятельности Анализ явлений и объектов
Исследовательский Получение нового знаний относительно развивающихся объектов Исследовательский проект
Систематизирующий Систематизация ситуационного знания Разнообразные статистические материалы, например, анализ увлечений подростков у нас и за рубежом
Прогностический Получение сведений о развитии данной системы Прогноз событий: возможные последствия решения экологических проблем
Данная технология способствует формированию различных групп предметных, метапредметных и личностных результатов:
базовых теоретических знаний;
базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования различных процессов и явлений;
навыков участия в дискуссии и работы в малых группах;
способность к поиску дополнительной информации;
способность к принятию решений.
ПРИЁМЫ, ЭТАПЫ, СТРАТЕГИИ
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИПодготовительный Учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятий
Ознакомительный (знакомство, информация) На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления
Аналитический (обсуждение, резолюция) Анализ ситуации в группе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель.
Итоговый
(диспут, сопоставление итогов) Результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.
1.Подготовительный этап - учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий урока с использованием данной технологии.
Основными целями урока является не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, познавательных УУД: аналитических. умений вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.
При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных требований:
пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся;
сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т.е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытывать чувство успеха;
содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты;
ученикам должны быть предоставлены чёткие инструкции работы над конкретной ситуацией.
2.Ознакомительный этап – на данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной предпрофессиональной и профессиональной ситуации. Поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления.
Далее происходит непосредственное знакомство учащихся с содержанием конкретной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым. В этой методике большую роль играет группа, так как вырабатываемые во время обсуждения идеи и предлагаемые решения являются плодом совместных усилий. По этой причине, возможно, и ознакомление с описанием конкретной ситуации тоже полезно выполнить в малой группе.
3.Аналитический этап – после знакомства учащихся с представленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий суть метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приёмов организации групповой работы и структурированием работы по определённому алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам. Рекомендации могут быть такими:
-анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы;
-корректная постановка проблемы требует ясности, чёткости, а главное краткости формулировки;
-успех в решении проблемы зависит от выработки различных способов действий в данной ситуации – альтернатив;
-необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы – требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
-при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
-при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальную цель и реальность её воплощения.
4.Итоговый этап – результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы. В определённой мере такой приём помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником.
ПРИЁМЫ АНАЛИЗА РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ
Приём «Гипотеза»
возникновение проблемной ситуации;
осознание сущности затруднения и постановки проблемы;
нахождение способа решения путём догадки или предположений и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка правильности решения проблем.
Приём «Стена». Определение иерархии способов решения проблем
Стратегия «IDEAL»
I - выделите в тексте проблему,
D – опишите её (выявите её суть),
E – определите варианты подходов к решению проблемы,
A – действуйте (решайте),
L – сделайте вывод (научитесь, проведите рефлексию своей работы.
И - Идентифицируйте проблему
Д – Доберитесь до её сути
Е – Есть варианты решения
А – А теперь – за работу!
Л – Логический вывод
Стратегия «МОЗГОВАЯ АТАКА (БРЕЙНСТОРМИНГ)»
Техника ведения урока предполагает сегодня использование данного метода. Например, класс озадачен поисками решения какой-либо проблемы. Все учащиеся разбиваются на две группы (по 7-9 человек).
Первая группа – «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА обсуждать эти варианты, отметая их или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует ВСЕ возникающие идеи ( можно использовать для записи магнитофон, диктофон, компьютер).
Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, НЕ ДОБАВЛЯЯ НИЧЕГО НОВОГО, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.
Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Опасение оказаться смешным. Сказать что-то невпопад, больше всего сковывает творческую мысль человека; не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические, нелепые предложения – одно из основных правил брейнсторминга; предпочтение количества, а не качества идей, поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей – другое условие мозговой атаки.
Интересны и эффективны и такие варианты мозговой атаки:
Стратегия «МОЗГОВАЯ АТАКА – 66» Д.ФИЛИПСА
Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
Приём «Софт- анализ». На боковые поля записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.
Приём «SWOT- анализ»
Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Угрозы
Приём «Цветок лотоса». 8 способов решения проблемы
Способ решения
Способ решения Способ решения
Способ решения
Проблема Способ решения
Способ решения
Способ решения Способ решения
Приём «Как?»
center0Проблема
4000020000Проблема

16630658445500287274036830038823908445500
32823152508250027584402508251567815250825009677402508250Проблема Проблема Проблема
2415540221615003015615231140 Проблема Проблема Проблема Проблема

Проблема Проблема
МАТРИЦА СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ И УУД ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Приём Деятельность педагога и обучающихсяДеятельность учащихся в терминах УУД
Предъявление кейса Учитель предъявляет кейс, проясняет смысл представленных в нём заданий. Учащиеся знакомятся с представленной информацией. Ищут недостающую информацию, если кейс предполагает это Ученик научится:
объяснять явления, процессы, связи и отношения в представленной информации кейса;
структурировать тексты кейсов, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
делать умозаключения(индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
(Познавательные УУД)
Обсуждение Обсуждение в группе, паре разных способов решения представленных в кейсе проблем Ученик научится:
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы. Связи, отношения, выявляемые в ходе исследования;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
формулировать своё собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
(Познавательные, коммуникативные УУД)
Диспут, подведение итогов Представление результатов групповой работы. Проведение диспута, экспертиза между группами результатов работы групп. Ученик научится:
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
(познавательные УУД)
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. мотивов и потребностей.
(Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД)
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
Для разработки кейсов учителю необходимо понимание того, какие ситуации могут быть использованы в кейсах и как проектировать кейс.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЧАЕВ-СИТУАЦИЙ №1
Случаи- проблемы;
случаи-оценки;
случаи-истории;
случаи-иллюстрации.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЧАЕВ-СИТУАЦИЙ №2
Иллюстративные ситуации Описание ситуации Применение на лекции, в ходе письменного опроса
Нормативные ситуации Имеют определённые расчётные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу
Функциональные ситуации Содержат проблемы, числовые данные, противоречивую информацию, усиливающую фактор неопределённости в выборе решения Ориентированы на развитие инноваций через предметное знание
Стратегические ситуации Не имеют, да и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенцииКЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЧАЕВ-СИТУАЦИЙ №3
Case-Study-Method-скрытые проблемы С помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы. Отличает большой объём информации. Важен анализ. Сравнение собственного решения с тем, которое было принято в действительности
Case-Problem-Method-проблемы называются С помощью названных проблем и информации разрабатываются варианты решения и принимается решение. Возможно сравнение собственного решения с тем, которое было принято в действительности.
Case-Incident-Method- информация предоставляется с пробелами Самостоятельное получение информации. Больше приближен к практике. Выработка собственного решения.
State-Problem-Method_ сформулированные проблемы Приводятся готовые решения, включая их обоснование: возможен поиск дополнительных альтернативных решений Критическая оценка принятых решений
КЛАССИФИКАЦИЯ СЛУЧАЕВ-СИТУАЦИЙ №4
1.Структурированный кейс Содержит минимум информации. Всегда имеет оптимальное решение, для решения необходимо знать определённый алгоритм.
2.»Наброски» Содержит несколько страниц текста и приложение. Включает в себя ключевые понятия, при решении его необходимо опираться на свои знания.
3.Большие неструктурированные кейсы Обычно достаточно большие (40-50 страниц текста). Содержит много подробной информации, причём иногда лишней. При решении необходимо чётко разобраться с условиями – нужными и ненужными.
4.»Первооткрывательские» кейсы При работе с ними вы должны предложить какое-либо новое решение. Самое творческое задание.
Технологическая схема создания кейса
Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему;
формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом;
определение проблемы ситуации и создание обобщённой модели, (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: либо жизненная, либо учебная, либо научная);
поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;
определение источников и методов сбора информации;
выбор техник работы с данным кейсом;
определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки);
создание заданной модели;
апробация в процессе обучения.
Организация работы учащихся на основе технологии кейсов
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объёма, сложности проблематики и степени осведомлённости обучаемых в данной теме.
Возможны следующие альтернативные варианты:
Учащиеся изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной учителем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
Ученики знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объёму кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо явления или объекты. Учебное содержание и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления, повышения мотивации к изучаемой тематике.
Возможно использование кейса в дистанционном обучении.
ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучающихся. Стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.
Если традиционные формы обучения связаны с получением и механическим отображением знаний, то инновационные технологии, например, кейс стади, позволяет овладеть законами применения знаний, открывают возможности для индивидуального обучения. Способствуют активному приобретению знаний, развитию познавательного интереса учащихся, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь для самообразования, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности.