Статья Особенности развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями при формировании универсальных учебных действий


Особенности развитие внимания у детей с особыми образовательными потребностями при формировании универсальных учебных действий
Зенкова И. О.,
педагог-психолог,
МКОУ КСШ № 2 им.Горького

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС НОО ориентирован на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих достижение планируемых результатов.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.[1].
Сегодня практически в каждом классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть обучающиеся с различными формами ЗПР. Естественно, что эти обучающиеся плохо справляются с учебной программой и нуждаются в коррекционно-развивающей работе, которая предусмотрена ФГОС НОО.
Чтобы выбрать наиболее эффективные пути развития и коррекции обучающихся о особыми образовательными потребностями, надо знать индивидуально-типологические особенности этих школьников.
При всех формах ЗПР, как известно, наблюдается недоразвитие внимания. Внимание, обладая определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью, при нарушении любого из перечисленных свойств, влияет на продуктивность и успешность учебной деятельности.
Неустойчивое внимание и повышенная отвлекаемость ведут к снижению результатов учебной деятельности. Дети быстро утомляются, истощаются и через 10-15 минут урока перестают воспринимать учебный материал, отвлекаются, занимаются посторонними делами, восстанавливая свои силы для дальнейшей деятельности. Если обучающегося в это время принуждать к работе, то результаты будут низкими, так как ребёнок устал и нуждается в отдыхе, переключении внимания.
В данной ситуации возникает необходимость психологической коррекции внимания у этих детей. Коррекция может проводиться как на уроке со всем классом, так и на групповых занятиях с психологом.
В течение последних трёх лет мною подобраны и совместно с учителями начальных классов опробированы различные упражнения, игры и задания на коррекцию основных свойств внимания (распределения, концентрации, объёма, переключения).
На уроках обучения грамоте, русском языке, чтении и письме с целью коррекции концентрации и распределения внимания я предлагаю учителям использовать упражнения «Зашифрованные слова»:
Задание: Расшифруйте слова, используя ключ к шифру; запомни их и выдели лишнее слово.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9

А
Р
О
У
С
К
Л
И
Ы
В

6740 434675 43125 624ь 184ь 9265 521290

На уроках ИЗО, окружающем мире, развивая произвольное внимание, можно использовать задание «Найди слова»:
Задание: Прочитай слова, спрятанные по горизонтали в клетках. Перенеси названия дней недели по буквам в другую таблицу, пустые клетки заштрихуй.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1
У
К
А
С
Р
Е
Д
А
Т
У
С
К
А

2
П
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
Р
И
Т
М
Б

3
У
Л
Т
Д
Р
Ф
В
Т
О
Р
Н
И
К

4
Л
Г
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К

5
С
У
Б
Б
О
Т
А
Р
З
Р
М
А
К

6
С
Б
Ф
П
Я
Т
Н
И
Ц
А
С
У
К

7
Э
Е
В
О
С
К
Р
Е
С
Е
Н
Ь
Е



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

1














2














3














4














5














6














7















Для коррекции устойчивости и концентрации внимания, зрительной памяти и самоконтроля на уроках математики можно использовать упражнение «Разгадай слово»:
Задание: выполни указанные действия, записав в пустых клетках результаты вычислений. Рядом с каждым результатом написана одна из букв зашифрованного в таблице слова или знак препинания. Заполните таблицу подписав под каждым числом букву или знак препинания. Прочитайте зашифрованное слово. (Молодец!)

м


ц


д


о


е


л


!

20 + (45 : 9) =
(30 : 6) + 8 =
(50 : 10) + 11 =
(49 : 7) + 14 =
50 – (8 Х 4) =
36 – (4 Х 4) =
100 – (60 + 40) =

25
21
20
21
16
18
13
0











Это только небольшая часть упражнений и заданий, которые мы используем для коррекции внимания у детей с особыми образовательными потребностями.
С целью отслеживания результативности проводимых коррекционно-развивающих занятий, перед началом и по окончании занятий я провожу диагностику внимания. Для диагностики используются следующие методики: «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии, «Корректурная проба» Б.Бурдона, тест «Таблицы Шульте» и другие.

Литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /Текст/: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 152 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

-ђ Заголовок 115