Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов по Литературе по профессии СПО Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено:
на заседании методической комиссии
протокол №______ от_______ Утверждаю:
Зам. директора по общим вопросам ________Асташенко И. Н.




Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине
ОУДБ. 02 Литература
в рамках ОПОП по профессии СПО

15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»








Бреды
2015 г

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка (со списком литературы)

Виды внеаудиторной самостоятельной работы

Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

Приложение


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемые студенты!
Дисциплина «Литература» по профессии СПО 15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» изучается в течение 4 семестров. В процессе обучения учебным планом на 2 курсе предусмотрен дифференцированный зачёт. Для получения допуска к дифференцированному зачёту вам необходимо в установленные сроки выполнить задания по внеаудиторной самостоятельной работе.
На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится – 80 часов (1 курс - 30 ч, 2 курс - 50 ч.)
Каждому заданию соответствует определенное количество баллов.  Полученные баллы суммируются. Студенты, набравшие менее 68 баллов, к зачёту не допускаются. Результаты самостоятельной работы студентов учитываются преподавателем при осуществлении итогового контроля по дисциплине.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Вам рекомендуется приобрести или получить в пользование в библиотеке литературу, а также использовать Интернет-ресурсы.

Список основной литературы:

Литература (ч. 1, 2). / под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2012.
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Список дополнительной литературы:

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2012.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru
Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Рабочей программой дисциплины «Литература» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

Работа с первоисточником (конспектирование критических статей)
Анализ стихотворения (по плану)
Работа со словарём.
Подготовка сообщения, доклада, реферата.
Составление библиографической карточки.
Подготовка к семинару (выступление)
Написание отзыва о повести, рассказе.
Написание рецензии о повести, рассказе.
Написание аннотации.
Чтение стихотворения наизусть.
Выступление на читательской конференции.



За выполнение заданий студент может получить баллы, в соответствии с таблицей:
Шкала оценивания заданий

Вид работы баллы
Работа с первоисточником (конспектирование критических статей)
4
Анализ стихотворения (по плану) 5
Работа со словарём.
2
Подготовка сообщения, доклада, реферата.
3
Составление библиографической карточки. 3
Подготовка к семинару (выступление) 4
Написание отзыва о повести , рассказе. 3
Написание рецензии о повести, рассказе. 5
Написание аннотации. 5
Чтение стихотворения наизусть. 5
Выступление на читательской конференции. 5


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Раздел программы Виды самостоятельной работы Количество часов
Раздел 1
Русская литература первой половины XIX века
Конспектирование «Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы»

Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей:
а) А.С. Пушкин;
б) М.Ю. Лермонтов;
г) Н.В. Гоголь.
Презентация (по выбору учащегося)

Рефераты (по выбору учащегося).
(см. Приложение 1)
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями
1

3



1
1

2
всего 8
Раздел 2
Русская литература второй половины XIX века
1. Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей:
1) А.Н. Островский;
2) И.С. Тургенев, И. А. Гончаров;
3) Н.А. Некрасов;
4) Л.Н. Толстой;
5) Ф.М. Достоевский;
6) А.П. Чехов.
7) Салтыков – Щедрин
8) Лесков
2. Конспектирование. «Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века»
3. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями.
4. Презентация (по выбору учащегося)
5. Подготовка к семинарским занятиям.
6.Рефераты (по выбору учащегося, см. Приложение 1)
7.Чтение стихотворения наизусть. 7








1


4



3
2
4

1
всего 22
Раздел 3
Литература 20 века
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями (см. Приложение 5)

Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей:
1) А.И. Куприн
2) И. А. Бунин
3)М. Горький
4) А. Блок

Рефераты (по выбору учащегося, см. Приложение 1)

Чтение стихотворения наизусть.

Написание отзыва о повести, рассказе.
2

2



1

1
1
всего 7
Раздел 4
Особенности развития литературы 20-х годов.
Рефераты (по выбору учащегося, см. Приложение 1)
Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей:
1) В. Маяковский
2) А. Фадеев
3)С. Есенин
3. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями (см. Приложение 5)

4.Чтение стихотворения наизусть.
5. Анализ стихотворения (по плану)
1
2


2

1
2
всего 8
Раздел 5
Особенности развития литературы 30-х 40-х годов.
Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей:
1)М. Цветаева
2) А.П. Платонов
3)О. Мандельштам
4) М.А. Булгаков
5) А.Н. Толстой
6) М. Шолохов
2. Конспектирование. Литература 30-х начала
40-х годов.

Рефераты (по выбору учащегося, см. Приложение 1)
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями
Подготовка к семинару (выступление)

Написание рецензии о повести, рассказе.

Анализ стихотворения (по плану)
3




1
1
1

2

2
1
всего 11
Раздел 6
Особенности развития литературы периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет
Рефераты (по выбору учащегося, см. Приложение 1)
Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей:
1) Б.Л. Пастернак;
2) А.А. Ахматова;

Конспектирование. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями
Чтение стихотворения наизусть.
Анализ стихотворения (по плану)
2

1

1

1

1
1
всего 7
Раздел 7
Литература 50-х – 80-х годов.
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями
Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей:
1) А.И. Солженицын;
2) В. Шаламов;
3) В. Распутин:
4) М. Шукшин

Рефераты (по выбору учащегося, см. Приложение1)
Чтение стихотворения наизусть.
Анализ стихотворения (по плану)

2

4



2
1
2
всего 11
Раздел 8
Литература русского Зарубежья
Составление библиографических карточек жизни и творчества писателей: (по выбору учащегося)
2
всего 2
Раздел 9
Особенности развития литературы 1980-х - 2000-х годов.
Семинар. Нравственные проблемы в произведениях современной литературы. 4
всего 4
итого 80 час











МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.Методические рекомендации по составлению библиографических карточек жизни и творчества писателя (поэта)
Записать дату (год). Начинать нужно с года рождения писателя, поэта.
Около даты записать знаменательное событие, произошедшее в это время.
Составлять библиографию в хронологическом порядке.

2.Методические рекомендации по работе со словарями, справочниками, энциклопедиями, «электронными» справочными изданиями.
При работе над докладом, курсовой, дипломным проектом и во многих других случаях для выяснения и уточнения различных вопросов, событий, фактов, понятий, терминов привлекается справочная литература.
Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.
К справочной литературе относятся различные энциклопедические словари, справочники.
Правила пользования энциклопедиями
Структура энциклопедий может быть систематической, т.е. располагающей материалы по отраслям знаний, и алфавитной, в которой материалы расположены в алфавите названий предметов. Чаще всего статьи (слова) расположены в энциклопедии в алфавитном порядке. Некоторые крупные статьи, например о странах, континентах, крупных городах, носят комплексный характер, т.е. состоят из нескольких частей, каждая из которых имеет подзаголовок.
Термин, представляющий собой название статьи, дается, как правило, в форме имени существительного и по возможности в единственном числе (например:«Автомобиль», а не «Автомобили»). Если читатель не находит названия статьи в единственном числе, следует искать соответствующий термин во множественном числе. Например, названия семейств, родов, видов и т.п. в зоологии принято давать во множественном числе (дрозды, слоны).
Если термин состоит из нескольких слов, то статья начинается обычно с того слова, на которое ее вероятнее всего будет искать читатель, например: «Библиотека Российская» (а не «Российская государственная библиотека»).
Если название статьи состоит из существительного и прилагательного, то следует искать ее либо на существительное (например, «Экспертиза врачебная»), либо на прилагательное (например, «Вокальное искусство»).
Если после названия статьи, набранного черным шрифтом, дается в запятых или в скобках (вразрядку) другое слово, то это означает, что наряду с первым основным термином или названием существует один или несколько других, также употребительных или являющихся синонимами первого, например: «Гидравлические потери (п о т е р и     н а п о р а)...»
К терминам, входящим в название статей и представляющим собой заимствования из иностранных языков, дается (в скобках) этимологическая справка, т. е. справка о происхождении данного слова, например: «Акцент (от лат.— ударение) ...».
В биографических статьях после фамилии и имени указываются (в скобках) даты рождения и смерти, а в некоторых статьях – также место рождения и смерти, например: «Бальзак, Оноре де (20.V.1799, Тур, 18.VIII.1850, Париж)». В статьях об отечественных деятелях, живших в период, когда календарное летосчисление велось по старому стилю, даты рождения и смерти, указываются в двух стилях—старом и новом, например: «Гоголь Николай Васильевич (20.III(1.IV).1809, м. Великие Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ.,—21.II(4.III).1852, Москва)».
Энциклопедические издания имеют строгую систему ссылок, которые облегчают читателю нахождение интересующей его статьи, помогают ему наиболее полно и с наименьшей затратой времени ознакомиться с изучаемым вопросом. Ссылки носят справочно-рекомендательный характер и даются в тех случаях, когда целесообразно для уяснения вопроса в целом или в его частностях отослать читателя к другим статьям энциклопедии. В результате таких отсылок читатель получает систему конкретных знаний по данной проблеме.
Словари
Словарем называется всякое собрание слов (а также книга, содержащая перечень слов), расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык.
По подбору слов и по характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые (лингвистические).
Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний, кратко раскрывает суть многих исторических фактов, знакомят с персоналиями – выдающимися деятелями науки, литературы, искусства, а также включают в свой состав объяснения различного рода собственных названий (географических, названий учреждений и т.п.). Они могут быть универсальными, охватывающими все области культуры или частными, содержащими терминологию какой-либо науки или техники, какой-либо сферы деятельности.
Языковые словари любого типа, представляя собой обработанное собрание словарных материалов, являются важным научным пособием для исследований в области языка. Описывая нормы литературного языка современной эпохи, такие словари содействуют нормализации живой литературной речи и являются важным практическим пособием для повышения культуры речи.
Справочники
Справочники – книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Они различаются по целевому и читательскому назначению, содержанию.
Справочники содержат материал в сжатом, концентрированном изложении. Материал расположен в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и т.д. Справочники снабжаются вспомогательными указателями – алфавитным, предметным, систематическим, именным и географическим.
«Электронные» справочные издания
Кроме энциклопедий, на компакт-дисках для персональных компьютеров издаются различные словари и справочники.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия; Семейство электронных словарей (двуязычных) Мультилекс, Лингво; базы данных содержащие юридическую информацию «Консультант плюс» и др.
Справочный аппарат книги
Работу с книгой значительно облегчает умение пользоваться ее справочным аппаратом.
К справочному аппарату книги относятся:
-      аннотация (авторская и издательская);
-      предисловие;
-      справка об авторе;
-      вступительная статья;
-      примечание (комментарии);
-      библиография;
-      вспомогательные указатели к изданиям (алфавитные указатели произведений, указатели имен, указатели предметные);
-      приложения.


3.Методические рекомендации к составлению презентаций.

При создании презентации (слайд-шоу) следует придерживаться определенных правил. Структура и форма представления информации:
Титульный слайд, содержащий: 
название проекта или темы работы;
сведения об авторе, руководителе;
дату разработки;
информацию о местоположении.
Введения, в котором представлены цели и задачи темы исследования.
Логическое завершение презентации, содержащей заключение, обобщения, выводы.

Не перегружайте слайды подробной текстовой информацией.Помните, что текст у Вас уже написан в самой работе, показывайте на слайдах то, что удобнее показать, а текстовую информацию целесообразнее озвучить.
Рисунки, таблицы, фотографии должны иметь порядковые номера и названия (для того, чтобы в конце, при обсуждении работы, любой слушатель мог вернуться к конкретному месту, не заставляя перелистывать все слайды - это существенно экономит и Ваше время).
Обычно на презентацию отводится ограниченное количество времени, поэтому число слайдов следует регулировать в соответствии с этим.

4.Методические рекомендации по составлению опорного конспекта.

Конспект, план-конспект – это работа с другим источником.
Опорный конспект – это развернутый план вашего ответа на теоретический вопрос. Он призван помочь последовательно изложить тему, а преподавателю лучше понять и следить за логикой ответа.
Опорный конспект должен содержать все то, что учащийся собирается предъявить преподавателю в письменном виде. Это могут быть чертежи, графики, формулы, формулировки законов, определения, структурные схемы.
Основные требования к форме записи опорного конспекта
Опорный конспект должен быть понятен не только вам, но и преподавателю.
По объему он должен составлять примерно один - два листа, в зависимости от объема содержания вопроса.
Должен содержать, если это необходимо, несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или пробелами.
Не должен содержать сплошного текста.
Должен быть аккуратно оформлен (иметь привлекательный вид).
Методика составления опорного конспекта
Разбить текст на отдельные смысловые пункты.
Выделить пункт, который будет главным содержанием ответа.
Придать плану законченный вид (в случае необходимости вставить дополнительные пункты, изменить последовательность расположения пунктов).
Записать получившийся план в тетради в виде опорного конспекта, вставив в него все то, что должно быть, написано – определения, формулы, выводы, формулировки, выводы формул, формулировки законов и т.д.
Схемы, таблицы, графики
Представление материала в более удобном виде – таблице, схеме, графике. Составляя схемы и таблицы, приходится работать с материалом, который более логично и чётко укладывается в голове, при этом соблюдается принцип взаимосвязи материала, обеспечивается лучшая последующая ориентация в конспекте.
Процесс построения карт памяти
Используют различные графические средства (рисунки, символы, стрелочки, разные шрифты). Все они делаются разноцветными.
Лист располагают горизонтально, тем самым отводят больше места под рисунок (конспект).
В центре страницы обозначают главную идею.
Разноцветными ручками выводят из главной идеи линии, каждая из которых является определенной частью основной темы.
Каждая линия подписывается ключевым словом
Конспект можно детализировать, т. е. добавлять линии.
Ключевые слова обозначают печатными буквами, а размер шрифта выбирают согласно значимости ключевого слова.
На карте должно быть много рисунков и символов.
Стрелочки будут показывать связи между идеями

5.Методические рекомендации по подготовке реферата.

Реферат — это письменная работа по определенной научной теме, краткое изложение содержания научной работы, результатов изучения научной проблемы, доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Последовательность работы:
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать
в себя:
введение, где обосновывается актуальность темы, ставятся цель и задачи
исследования;
основную часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
поиск и изучение литературы

Структура реферата
ВВЕДЕНИЕ. Обосновать выбор темы, ее актуальность. Очертить цели и задачи работы. Дать краткий обзор использованной литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Раскрыть тему, шаг за шагом, подтверждая сказанное цифрами, фактами и цитатами. Конец каждого раздела завершить кратким выводом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сформулировать общие выводы по теме, высказать согласие или несогласие с позициями авторов первоисточников, а также собственный взгляд на решение проблемы.
Когда реферат практически готов, завершающим штрихом является правильное оформление работы.
Оформление реферата.
Реферат выполняется на листах формата А4 (210*297мм) машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через 1,5-2 интервала. Высота букв и цифр должна быть не менее 1,8 мм. (Обычно используется шрифт 12 TimesNewRoman  с двойным интервалом или шрифт 14 TimesNewRoman  с полуторным интервалом). На странице должно быть 28-30 строк, 57-60 знаков в строке; всего около 1800 знаков, включая пробелы и знаки препинания. С указанием номеров страниц в центре нижней части листа и с соблюдением форматов (полей):
слева — 20 мм; 
справа — 10 мм; 
сверху — 20 мм; 
снизу — 20 мм.
Текст не должен содержать не установленных сокращений и создавать затруднений при чтении. При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана.При выполнении реферата необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения.
Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу тремя интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Если заголовок не укладывается в одну строку, то деление его на строки должно быть логически оправданным. Это надо делать так, чтобы не разрывать тесно связанные между собой по смыслу группы слов. Например, не следует предлог оставлять в одной строке, а следующее за ним слово переносить на другую, или разрывать определение  и слово, к которому оно относится. Страницы реферата должны быть пронумерованы, при этом на титульном листе номер страницы не ставится, но учитывается Рекомендуемый объем реферата: 15-25 страниц.

Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:
Титульный лист
Содержание
Введение (обоснование выбранной темы)
Основная часть
Заключение (выводы)
Список использованной литературы
Приложения (если таковые имеются)


6.Методические рекомендации по анализу произведений.

Схема анализа эпического произведения. 
Время, история создания произведения, его связь с эпохой. 
Произведение в контексте творчества писателя. 
Проблематика, идейно-тематическое содержание произведения. 
Композиция, сюжет, конфликт. 
Система образов произведения. 6. Способы выражения авторской позиции.7. Жанровое своеобразие. 8. Художественное мастерство писателя (особенности портретной и речевой характеристик героев, функция пейзажа, интерьера, роль художественной детали, выразительно-изобразительные средства в произведении). 
Схема анализа драматического произведения. 
Время создания произведения. Характеристика исторической обстановки, в которой создавалось произведение. 2. Мировоззрение и общественная позиция автора. 3. Отражение общественной жизни в произведении. 4. Жанр (трагедия, драма, комедия). 5. Тематика и проблематика. 6. Конфликт и его своеобразие. 7. Драматическая композиция, элементы сюжета (экспозиция, заявка, кульминация). 8. Система образов. Речевая характеристика персонажей. 9. Роль авторской ремарки. 10. Способы и приемы создания эмоционально-психологической атмосферы в пьесе. 
11. Общественно-политическое и литературное значение драматического произведения. 
Схема анализа лирического произведения . 
Время и история создания произведения, его связь с эпохой. 2. Ведущая тема, основной мотив. 3. Система образов, образы центральные и вспомогательные. 4. Композиция лирического произведения. 5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста). 6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха. 7. Какое настроение создает у учителя система образов и изобразительных средств? 8. К какому жанру относится произведение? 9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее полно? 10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы.

7.Методические рекомендации по составлению аннотаций.

Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению :Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие либо сведения о нем, но не дают его критической оценки.Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей.
Виды аннотаций по полноте охвата содержания:
Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области.Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов.
План аннотации включает в себя:Библиографическое описание работы. Перечисление основных проблем, затронутых в работе. Выводы автора, его мнение, оценка. Разбейте текст на смысловые части. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста. Сформулируйте основную мысль своими словами. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость работы. В случае затруднения можете обратиться к речевым стандартам (речевым клише), возможность использования которых является особенностью аннотации.Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана) в журнале (газете)…….. Статья посвящена вопросу (теме, проблеме)…Статья представляет обобщение(обзор, изложение, анализ, описание –указать чего?....Автор ставит, освещает следующие проблемы (останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов)…В статье рассматривается (затрагивается, обобщается- что?)…; говорится (о чем?)…;представлена точка зрения (на что?)…; поставлен вопрос (о чем?)…Статья адресована…; предназначена (кому?)…; может быть использована (кем? )…; представляет интерес (для кого?)…

8.Методические рекомендации по написанию рецензии на книгу.
Логика изложения материала рецензии должна соответствовать плану:
1.Объект анализа;
2. Актуальность темы;
3. Краткое содержание;
4. Формулировка основного тезиса;
5. Общая оценка;
6. Недостатки, недочеты;
7. Выводы.
Объектом анализа могут быть:
 -полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы;
-новизна и актуальность поставленных проблем;
-позиция. С которой автор рассматривает проблемы;
характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
-убедительность выводов.






Приложение 1
Темы рефератов

Любовная лирика А.С. Пушкина.
Жизненные искания и судьбы главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Противоречивость характера и трагизм главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Татьяны милый идеал». По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Герои романтических поэм М.Ю. Лермонтова.
Тема Родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.
Патриотические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова.
Идея гуманизма в повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Героини пьес А.Н. Островского «Гроза», «Бесприданница».
Общая характеристика романа И.А. Гончарова «Обломов».
Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», отношение к нему автора.
Любовная лирика Ф.И. Тютчева.
Пейзажная лирика А.А. Фета.
Понимание счастья героями и автором поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
Гуманизм романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».
Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города».
Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Любимые герои А.Н. Толстого в романе «Война и мир» (на примере одного героя).
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории.
Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова.
Основные темы и идеи произведений А.П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Дом с мезонином» (по выбору).
Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Герои ранних рассказов М. Горького (на примере одного рассказа).
Основные темы и идеи прозы И.А. Бунина (на примере одного произведения).
Основные темы и идеи прозы А.И. Куприна.
Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне».
Творчество одного из поэтов «серебряного века».
Тема родины в лирике С.А. Есенина.
Тема гражданской войны в русской прозе ХХ века (на примере одного произведения).
Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
Тема России в творчестве А.А. Блока.
Сатирические стихотворения В.В. Маяковского. Основные темы, идеи, образы.
Тема революции и гражданской войны в произведениях Б.Л. Пастернака, М.А. Булгакова (на примере одного произведения).
Судьба крестьянства в произведениях М.А. Шолохова (на примере одного произведения).
Человек и тоталитарное государство в произведениях А.П. Платонова, А.И. Солженицына, В.Т. Шаламова, Е.И.Замятина (на примере одного произведения)
Тема России в лирике А.А. Блока.
Фантастическое и реальное в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», повести «Собачье сердце» (по выбору).
Сатира и юмор в произведениях М.А. Булгакова (на примере одного произведения).
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (на примере 1-2 произведений).
Основные темы и идеи лирики А.Т. Твардовского.
Тема поэта и поэзии в лирике А.А. Ахматовой.
Своеобразие лирики А.А. Ахматовой (на примере 2-3 стихотворений).
Тема родины в лирике М.И. Цветаевой.
Творчество поэтов «серебряного» века (по выбору)




Приложение 2
Темы сочинений по литературе II половины XIX века.
1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза».2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького человека» в драме А. Н. Островского «Бесприданница».3. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза». б) Драма «горячего сердца» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».4. Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве»? (По пьесе Н. А. Островского «Гроза».)5. а) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А. Н. Островского «Гроза».) б) Паратов и Карандышев. (По драме А. Н. Островского «Бесприданница».)6. Тема любви в лирике А.А. Фета.7. Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета.8. Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева.9. Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева.10. Своеобразие лирики Н. А. Некрасова.11. Тема народных страданий в поэзии Н. А. Некрасова.12. Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».13. Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?14. Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».15. Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.16. Герои и сюжеты сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 17. Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина. 18. Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 19. Любовь в жизни Обломова. (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)20. Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)21. Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова. (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)22. Сон Обломова (Анализ IX главы первой части романа И. А. Гончарова «Обломов».)23. а) Столкновение теории с жизнью. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».) б) Тема любви в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».24. а) Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий. б) Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо».25. Женские образы в прозе И. С. Тургенева. (По одному из романов:«Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)26. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».) б) Пейзаж в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».27. а) Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».) б) Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».
28. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».29. Тема любви в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».30. Образ русского воина-труженика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».31. Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».32. Картины жизни большого света в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».33. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)34. Образ Наташи Ростовой. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
35. Путь исканий А.Болконского(По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
36. Путь исканий П. Безухова (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)37. Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».38. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)39. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».40. Столкновение теории и жизни в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».41. а) В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) б) Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот».)42.Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)43. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского. (По одному из романов:«Преступление и наказание» или «Идиот».)44.Тема «маленького человека» в романе Ф. И. Достоевского «Преступление и наказание».45. а) В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) б) В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?46. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского. (По одному из романов:«Преступление и наказание» или «Идиот».)47. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова.48. Тема духовного перерождения человека в рассказах А. П. Чехова.49. Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч».50. Человек и среда в рассказах А. П. Чехова.51. а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По комедии А. П. Чехова «Вишневый сад».) б) К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А. П. Чехова «Три сестры»?52. Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова. (По одной из пьес:«Вишневый сад» или «Три сестры».)53.Комические образы и ситуации в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».54. а) Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А. П. Чехова «Три сестры
Темы сочинений по литературе ХХ века
1. Женские образы в рассказах И. А. Бунина. 2. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. 3. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».4. Образ России в прозе И. А. Бунина.5. В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)6. Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького.7. Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне».8.Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».9. Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне».10. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».11. «Горький нагромоздил гору жесточайших страданий... и объединил жгучим стремлением к правде и справедливости» (Л. Н. Андреев о пьесе «На дне»).12. Роль женских образов в драме М. Горького «На дне».13. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)14. Спор ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы М. Горького «На дне».)15. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока.16.Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока.17.Образ Руси в поэзии А. А. Блока. 18. Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать».19. Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать».20. «Старый мир» в поэме А. А. Блока «Двенадцать».21. Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать».22. Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать».23. «Вечные» вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».24.Лирический герой поэзии С. А. Есенина. 25. Человек и природа в лирике С. А. Есенина.26. Тема любви в лирике С. А. Есенина.27. Мир природы в лирике С. А. Есенина.28. Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского «Во весь голос».29.Своеобразие сатиры В.В.Маяковского. (На примере 2 - 3 произведений.)30. Тема назначения поэта в обществе в лирике В. В. Маяковского.31. Герой и толпа в лирике В. В. Маяковского.32. Тема любви в лирике В. В. Маяковского.33. а) Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б) Образ Города в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия». в) «Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».)34. Проблема нравственного выбора в прозе М. А. Булгакова. (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)35. а) Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».36. Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».37. а) Сатирические мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б) Тема семьи и дома в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия».38. Образ профессора Преображенского. (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».) 39. Темы и мотивы поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)40. Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества одного из поэтов.)50. Мир природы и мир человеческой души в лирике Б. Л. Пастернака.51. Тема России в поэзии М. И. Цветаевой.52. Мир женской души в лирике А. Ахматовой.53. Поэт и родина в лирике А. А. Ахматовой.54. Тема Петербурга в творчестве А. А. Ахматовой. 55. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».56. а) Тема войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон». б) Судьбы крестьянства в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина».57. Любовь в жизни героев М. А. Шолохова. (По одному из романов писателя.)58. Тема поиска жизненной правды в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов:«Тихий Дон» или «Поднятая целина».) Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».59. а) Трагедия гражданской войны. (По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Давыдов и Половцев в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». в) Анализ финала рассказа М. А. Шолохова» Судьба человека».60. Проблема нравственного выбора человека в прозе М. А. Шолохова. (По одному из романов:«Тихий Дон» или «Поднятая целина».)61. Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова.62. Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского.63. Тема памяти в лирике А. Т. Твардовского.64. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».65. Темы, идеи, образы лирики Н. А. Заболоцкого.66. Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына.67. Русская деревня в изображении А. И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)68. Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)69. Нравственная проблематика произведений конца ХХ века. (По 1 - 2 произведениям русской и родной литературы.)70. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере 1 -2 произведений.)71. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.
Требования к сочинению.
Соответствие сочинения предложенной теме. 2. Полнота раскрытия темы. 3. Правильность фактического материала. 4. Содержательность, глубина раскрытия темы. 5. Понимание, что для данной темы является главным, что имеет второстепенное значение. 6. План (его можно не переписывать в чистовик), логичность и последовательность изложения; расположение частей сочинения, их пропорциональность и связь. 7. Доказательность высказанной мысли, аргументированность высказанного положения. 
8. Умение использовать текст художественного произведения и сведений по теории литературы. 9. Самостоятельность мышления. 10. Оригинальность, смысловое единство, выразительность повествования. Смысловая точность эпиграфа и цитат. 11. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.