Статья Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе


Организация самостоятельной работы при работе над изложением в начальной школе.
1.1. Значение самостоятельной работы в начальной школе для развития учащихся
Существует множество определений самостоятельной работы. Более того, существуют различные подходы к ее определению. Так, например, педагог Б.П. Есипов, труды которого посвящены в основном формам организации деятельности и самостоятельной работе школьников, дает следующее определение: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» Бабанский Ю.К. как метод обучения., поскольку самостоятельная работа выступает в роли одного из распространенных способов решения учебно-воспитательных задач, в частности, задач формирования обобщенных умений, как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность Миролюбов А.А. под самостоятельной работой понимал разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на классных и внеклассных занятиях или дома без непосредственного участия учителя, но по его заданиям.
Мнения большинства дидактов сводятся к тому, что самостоятельная работа – это высший специфический вид учебной деятельности, так как способна решать множество задач (как учебных, так и педагогических).
Если говорить о требованиях самостоятельной работы, предъявляемых учащемуся то, прежде всего, она должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение обучающимся целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм своей занятости, самоорганизации в распределении учебных действий во времени, самоконтроля в их выполнении.
Представляя собой особую, высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. К таким психологическим особенностям прежде всего относится саморегуляция. Понятие саморегуляции было психологически обосновано И.П. Павловым, Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным в их представлении о человеке как о самой совершенной, самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующейся системе. В общем контексте собственно психологической теории саморегуляции (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, соотносимые с организацией самостоятельной работы .
У учащихся должны быть сформированы представления о своих возможностях и умениях их реализовать. Учащемуся нужно не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации. Учащийся должен уметь моделировать собственную деятельность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации — объект, соответствующий этому предмету. Саморегуляция обучающегося предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. применительно к условиям соответствующей цели деятельности осуществлять выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования, определение последовательности отдельных действий.
Очень важным компонентом самостоятельной работы является умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от объективных. Существенным для саморегуляции является умение корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. Это требование очень актуально для современной системы образования, т.к. одной из задач нового стандарта является умение учащихся оценивать себя.
Принимая во внимание психологическую характеристику самостоятельной работы как учебной деятельности, можно дать более полное описание этого явления с позиции самого субъекта деятельности. С этой точки зрения, самостоятельная работа может быть определена как «целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность». Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
Все сказанное подчеркивает необходимость специальной организации самостоятельной работы не только и не столько учителем, сколько самим учеником. В процессе такой организации должна быть принята во внимание специфика учебного предмета: математики, русского языка, литературного чтения и т.д.
1.2. Виды самостоятельной работы на уроках развития речи при обучении изложению
В целях развития самостоятельности учащихся можно использовать различные виды самостоятельной работы:
-текст разделён на небольшие части и к каждой из них дан пункт плана
-текст не разделён на абзацы ,но есть план
- текст разделён на 2 (затем 3-4)абзаца ,плана не дано,но он составляется коллективно
- текст разделён на 3-4 абзаца,плана нет,учащиеся составляют его самостоятельно и пишут изложение
-текст не разделён на абзацы,не дано плана; учащимся надо составить план из 3-4 пунктов и написать изложение.
Так ученик постепенно овладевает умением самостоятельно писать изложение готового текста.
Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников, нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. Темы работ должны быть доступны ученикам, связаны с определённой лексико-грамматической темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию их нравственных и эстетических качеств.