Описание опыта работы Использование ИКТ на уроках в начальной школе


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Красноперекопска
Использование ИКТ на уроках в начальной школе
Из опыта работы
учителя начальных классов
I категории
Душка Аллы Николаевны
«Дитя мыслит образами,
звуками, красками»
К.Д.Ушинский.
Актуальность опыта:
XXI век — век высоких компьютерных технологий. С внедрением нового Государственного стандарта начального общего образования к одной из ключевых компетентностей относится информационно – коммуникативная. В отрасли «технологии» выделена содержательная линия ИКТ.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и моя роль, как учителя в информационной культуре —  я должна стать координатором информационного потока. Следовательно, мне, как, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20% из них выходят в Интернет. (см. приложение 1)
Считаю, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. (см. приложение 2)
Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминание до 30-50%. . (см. приложение 3)
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому я строю их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Ведущая педагогическая идея опыта
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
-развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
-овладевать практическими способами работы с информацией;
-развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
-уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
Диапазон опыта:
Представленная работа включает:
Информацию об опыте.
Систему уроков.
Приложения к урокам, образцы исследовательских и творческих работ учащихся.
Презентацию опыта.
Применение ИК технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
Даёт возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, является социально значимым и актуальным.
Теоретическая база ИКТ позволяет:
Наглядно представить материал.
Активизировать процесс объяснения нового материала.
Увеличить объём и скорость информации при помощи анимации.
Цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь, расширяют возможности представления информации.
Повышает познавательную активность обучающегося.
Происходит индивидуализация обучения, учитывающая индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления.
Изучение учёными проблемы ”Степень сохранения информации в памяти” имела такие результаты:
Устно изложенная информация через 3 часа сохраняется на 70%, через 3 дня только на 10%.
При визуальном восприятии в памяти сохраняется 72% информации, через 3 дня – 20%.
Информация, полученная по средствам ИКТ, остаётся в памяти через 3 часа на 85%, а через 3 дня на 50%. . (см. приложение 4)
Таким образом, я считаю, что обучение с применением ИК–технологий эффективнее традиционных методов обучения.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами сводятся к следующему: все учащиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают мне создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация (в 1 классе); использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама (более интересный приём наглядности).Можно использовать игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.). После просмотра опытов дети могут самостоятельно делать выводы.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения даю возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям:
1)создание презентаций к урокам;
2)работа с ресурсами Интернет;
3)использование готовых обучающих программ;
4) разработка и использование собственных авторских программ.
В моём классе уроки-презентации любимы учениками. Эти уроки провожу по предметам: математике, русскому языку, Я и Украина, изобразительному искусству; трудовому обучению.
Активная роль при проведении урока – презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяю при помощи программы Power Point в общую презентацию.
(см. приложение 6)
Основными направлениями использования ИКТ в моей работе являются:
оформление основной документации в электронном формате;
-создание собственного портфолио, учащихся и класса; (см. электронное приложение 1)
- создание методических копилок:
-«Воспитательная работа», «Работа с родителями»;
-«Методические материалы по русскому языку, математике, чтению, природоведению, мониторинг по предметам в 1-4 классах»;
(см. электронное приложение 2)
- «Копилка уроков-презентаций по всем предметам;
-«Разработки классных часов для учащихся начальной школы»;
-Создание презентаций для участия в работе школьных МО и городских МО (см. электронное приложение 3)
Положительные стороны:
новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения;
цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации;
происходит индивидуализация обучение, учитывающая индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;
компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением;
благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации.
Проблемные стороны:
в моем рабочем графике недостаточно времени для исследования возможностей Интернет и для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры;
нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся;
при превалирующем использовании компьютера на уроке можно заслонить основные учебные цели;
отчуждение детей друг от друга;
ухудшение зрения.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. (см. приложение 5)
Используя в своей работе ИКТ, я пришла к выводу:
Грамотное применение возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
активизации познавательной деятельности;
повышению качества успеваемости школьников;
достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
снижению дидактических затруднений у учащихся;
повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;
приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Применение современных информационных технологий в начальной школе соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
Развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
Воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувство товарищества, способности к взаимопомощи.
Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кого беспокоит, насколько он, педагог современной школы, соответствует требованиям века грядущего.
«Научить человека жить в информационном мире -
важнейшая задача современной школы»
Академик Семенов А.П.
Приложение
Приложение 1
Использование ПК учащимися в возрасте от 7 до 17 лет.
458470187325
Приложение 2
Исследования института «Евролингвист»
363382143318
Приложение 3
Исследования института «Евролингвист»
1501067173606

Одновременное использование
аудио- и видеоинформации
повышает запоминаемость до 30%-50%.
Приложение 4
Степень сохранения информации в памяти
Результаты изучения проблемы учёными:

Приложение 5
Сравнительная диаграмма качества знанийИспользование ИКТ позволяют учителюрешить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний 2 класс2. Качество знаний 2012-2013 учебный год I семестр – 44 % 2012-2013 учебный год II семестр – 47%2011-2012 учебный год безотметочное обучениеУспеваемость 2012-2013 учебный год I семестр – 100 % 2012-2013 учебный годII семестр – 100 % 70%62%2012-20132012-2013100%100%Успешный ученик
Приложение 6
Использование ИКТ на уроках
-3416935189230
Список литературы.
Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.
Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М. : Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.
Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ruПавлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.
Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Т. Г. Рамзаева «Русский язык», 4 класс, М. 2005
Перевод с английского А. М. Голова «Тайны живой природы», М. «РОСМЭН», 1998 год
В. Степанов «Про зверей планеты всей», М. «Махаон», 1999 год
Генри Эйнар Детская энциклопедия «Махаон» - «МИР ЛЕСА», М. «Махаон», 2006 г.
Интернет ресурсы:
образовательные сайты:
www.openclass.ru;
www.pedsovet.su;
http://festival.1september.ru;
www.uroki.net;
http://www.klayaksa.net
и др.
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://alisa-aliska.livejournal.com/
и др.