Открытое занятие на тему: Деловая игра «Защита экономического проекта» МДК.03.01 Организация работы структурного подразделения для студентов специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Деловая игра «Защита экономического проекта»
Профессиональный модуль ПМ.03
Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
МДК.03.01 Организация работы структурного подразделения
Т.03.01.02 Экономика отрасли
Преподаватель: Коровченко Ольга Викторовна
Магнитогорск: 2016 г.

Согласовано
Предметно-цикловой комиссией «Механическое и гидравлическое оборудование»
Председатель ________________ / Ольга Александровна Тарасова
Протокол № 1 от «07» сентября 2016г.
Составитель:
преподаватель ФГБОУ ВПО «МГТУ» МпК ________________/ О.В. КоровченкоПояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
ПМ.03 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения
МДК.03.01 Организация работы структурного подразделения
Профессиональный модуль направлен на формирование:
Общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности
Тема учебного занятия: Деловая игра «Защита экономического проекта».
Цель урока: применений умений на практике при защите курсовой работы.
Задачи урока:
Образовательные:
научить применять полученные знания на практике;
обобщить и систематизировать знания о планировании, организации, руководстве работой структурного подразделения;
оперировать имеющимся потенциалом знаний при защите курсовой работы;
закрепить умения и навыки при защите курсовой работы;
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными при изучении МДК.03.01 Организация работы структурного подразделения;
проверить способность к самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
вовлечь в активную деятельность;
формировать культуру, в том числе и экономическую;
формировать гуманные качества личности учащихся;
совершенствовать навыки общения;
способствовать формированию ответственного отношения к учению.
Развивающие:
совершенствовать умения работы с источниками информации;
совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.;
формировать умения выступать и защищать свою точку зрения;
развивать творческие способности;
развивать коммуникативные навыки работы в группах;
развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Организационная форма проведения занятия: деловая игра
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, презентационные материалы.
Методическое обеспечение урока: раздаточный дидактический материал (карточки критериев оценки защиты курсовой работы).
Межпредметные связи:
Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль Изучаемый профессиональный модуль Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль
ПД.01 Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
БД.04 Обществознание (включая экономику и право)
ПД.02 Информатика
ОП.07 Технологическое оборудование
ОП.08. Технология отрасли
ОП.09 Информационные технологии в профессиональной деятельнотсиОП.10 Основы экономики отрасли и правового обеспечения профессиональной деятельности
ПМ.01 Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования МДК.02.01 Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними Т.01.02.02 Ремонт промышленного оборудования и контроль за ним
ПМ.03 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения МДК.03.01 Организация работы структурного подразделения
Т.03.01.03 Менеджмент ПМ.03 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения Экзамен квалификационный.
Выпускная квалификационная работа
Ход занятия
Этап
занятия Дидактические задачи этапа
занятия Методы обучения Деятельность преподавателя Рефлексивная деятельность
студентов Регламент,
мин. Режим
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный этап занятия Подготовка студентов к работе на занятии Словесный Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа). Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место. 2 Психологическая установка на восприятие материала занятия Словесный Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). Слушают 1 II. Вводный этап занятия Подготовка к основному этапу занятия. Сообщение темыСловесный Тема занятия Деловая игра «Защита экономического проекта» Воспринимают тему занятия 1 Постановка цели Обеспечение самоосмысления через постановку цели. Словесный Перед Вами стоит следующая цель: применить умения на практике при защите курсовой работы и оценить результат защиты Слушают 1 Мотивация Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. Словесный
Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения. Осмысливают значимость материала данного урока в формировании вида профессиональной деятельности 3 III. Основной этап занятия. Введение в ситуацию Создание условий для проведения деловой игры; распределение ролей; формирование настроя. Принцип наглядности, словесный метод, кейс-метод. Инструктирует обучающихся (правила деловой игры, критерии оценки) 1. Учащиеся получают задание на игру;
2. Учащиеся знакомятся с критериями оценки защиты курсовой работы 10 Проведение деловой игры Проверка усвоения правил деловой игры; применение знаний на практике при защите курсовой работы. Технология коллективного взаимодействия; кейс-метод. Организация деятельности студентов
Студенты группы представляют презентационные материалы и защищают курсовую работу.
Другие участники деловой игры в соответствии со своим заданием оценивают выступление студентов. 65 IV. Заключительный этап занятия Анализ и оценка успешности достижения цели урока. Словесный
Рефлексия. Подвести итоги.
Проанализировать работу каждой группы студентов.
Сообщить оценку качества работы каждой группы студентов, отдельных студентов.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе групп и рекомендации по их устранению. Самоанализ выполненной работы.
Самокоррекция. 5 Рефлексия Формирование у студентов ориентации на успех. Словесный Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели. 2 Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал представлены в приложении 1
Приложение1Описание деловой игры
(Кейс-задание)
Одно из динамично развивающихся на российском рынке акционерных предприятий объявило конкурс проектов, имеющих экономическую эффективность по организации технического обслуживания и ремонтов металлургического оборудования.
Для представления проектов были приглашены ведущие бизнес-консультанты страны, которые подготовили экономические обоснования эффективности организации ремонтов металлургического оборудования.
Для обсуждения эффективности проектов была создана рабочая комиссия. В первую группу включили совет акционеров, в задачу которых входит анализ всех положительных сторон защиты проектов. Во вторую группу вошла ревизионная комиссия. Их цель – найти и проанализировать все риски и отрицательные стороны представленных экономических проектов. Возглавляет комиссию третья группа – совет директоров АО, которой необходимо полностью оценить защиту проекта и принять решение о возможности его реализации на предприятии.
Ход деловой игры.
1 этап: вводный
Представление кейс-задания.
2 этап: подготовительный
Деление студентов на группы: совет акционеров, ревизионная комиссия, совет директоров.
3 этап: основной
Представление бизнес-консультантами своих экономических проектов с использованием презентационных материалов (данная группа определяется и готовится заранее).
4 этап: анализирующий
Оценка положительных и отрицательных сторон проектов советом акционеров и ревизионной комиссией.
5 этап: заключительный
Полная оценка защиты проекта советом директоров и принятие решения о возможности реализации его на предприятии.
Критерии оценки защиты курсовой работы (проекта)
Ф.И.О. бизнес-консультанта__________________________________________________
Тема курсовой работы (проекта)______________________________________________
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Таблица 1 – Критерии оценки защиты проекта
Критерии Актуальность темы, достижение целей проекта Соблюдение графика выполнения проекта Оформление проекта в соответствии с нормоконтролемЛогика и грамота при изложении доклада Качество презентации Ответы на вопросы (защита проекта) Итого баллов
Балл
(мах – 5 баллов) Результаты: если сумма баллов составляет 27 - 30 – оценка «отлично»;
если сумма баллов составляет 21-26 – оценка «хорошо»;
если сумма баллов составляет 16 -20 – оценка «удовлетворительно»;
если сумма баллов составляет 15 и менее – оценка «неудовлетворительно».
Заключение: проект рекомендуется к внедрению на предприятии (при оценке «5» и «4»);
проект необходимо доработать и вторично представить комиссии (при оценке «3»);
проект не допускается к реализации на предприятии (при оценке «2»).
Ход урока:
Организационный момент, приветствие – 3 мин.
Тема урока, цели (представлены на слайде) - 2 мин.
Мотивация: значение курсовой работы для ВКР, экзамен квалификационный – 2 мин.
Представление кейс-задания (представлен на слайде), разбивка на группы (заранее разбиваемся на группы), представление групп другу другу – 7 мин.
Бизнес-консультанты – 4 чел.
Совет акционеров – 3 чел.
Ревизионная комиссия - 3 чел.
Совет директоров – 3 чел.
Знакомство с критериями оценки проекта (представлен на слайде) – 3 мин.
Защита проектов студентами с презентациями (не более 10 мин на каждого итого = 45 мин);
После каждой защиты совет акционеров говорит о положительных сторонах проекта, ревизионная комиссия – о отрицательных сторонах, задают вопросы (раздать студентам критерии оценки того, что можно оценить) – всего15 мин.
После защиты всех студентов и оценки их проектов, анализирует и выносит решение о возможности реализации на предприятии совет директоров – 8 мин.
Заключительное слово преподавателя, оценка работы всех групп и выставление оценок студентам. – 5 мин.
Критерии, по которым можно оценить защиту экономического проекта:
качество содержания работы (достижение сформулированной цели и решение задач исследования, полнота раскрытия темы);
соблюдение графика выполнения проекта;
актуальность выбранной темы;
соответствие содержания выбранной теме;
соответствие содержания глав и параграфов их названию;
наличие выводов по проекту;
грамотность при изложении доклада;
расчет экономической эффективности организации ТОиР металлургического оборудования;
внешний вид работы и ее оформление, аккуратность;
соблюдение заданного объема работы;
качество оформления рисунков, схем, таблиц;
правильность оформления списка информационных источников;
качество презентации;
эмоциональность при изложении доклада;
уверенность в себе докладчика;
умение удержать внимание аудитории;
настойчивость в отстаивании своей точки зрения;
ответы на вопросы при публичной защите проекта.
Доклад и содержание презентации по защите курсовой работы
(экономического проекта).
Уважаемая комиссия, представляю вашему вниманию экономический проект на тему ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
(слайд № 1)
Цели и задачи проекта: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
(слайд № 2)
Структура проекта (содержание)
(слайд № 3)
В экономическом проекте представлен расчёт и обоснование экономической эффективности организации ТОиР ____________________________________________.
(наименование оборудования)
Представить технические характеристики ремонтируемого оборудования, его назначение.
(слайд № 4,5 – фото, схемы, рисунки с изображением оборудования)
Описать историю создания и развития цеха, в котором находится оборудование. Раскрыть назначение цеха. Кратко описать технологический процесс данного цеха.
(Слайд № 6 – фото цеха).
Кратко представить организацию ремонтной службы на ОАО «ММК»
(слайд № 7 – схема организационной структуры ООО «ОСК»)
Раскрыть понятие Штатное расписание ремонтной бригады и её состав.
(слайд № 8 – Таблица Штатное расписание ремонтной службы )Раскрыть понятия заработная плата, повременная и сдельная заработная плата, районный коэффициент, виды графиков работы.
(слайд № 9 Таблица План по труду)
Раскрыть понятия ремонтный цикл (РЦ), межремонтный период (МП), периодичность ремонтов.
(слайд № 10 таблица Годовой график ТОиР)
Раскрыть понятие смета на капитальный ремонт, сметная стоимость, значение капитального ремонта.
(слайд № 11 Таблица Смета затрат на капитальный ремонт)
Раскрыть понятие эксплуатационные расходы и виды эксплуатационных расходов.
(слайд № 12 )Раскрыть понятие экономическая эффективность , срок окупаемости и его предел, себестоимость продукции и за счет чего получается годовая экономия при своевременном проведении капитального ремонта оборудования.
(слайд № 13)
Заключение и вывод об эффективности проекта
(слайд № 14 Таблица Заключение и вывод)