Инструкции по технике безопасности при выполнении лабораторных работ по физике в 7-9 классах


Инструкция  № 1
по охране труда для  обучающихся  при выполнении лабораторных работ по теме:
«Механика» в кабинете физики.
 
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Данная инструкция распространяется на всех обучающихся
МБОУ Колодезянской ООШ,  посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики  и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:
7 класс
Измерение размеров мелких тел.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение плотности твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

9  класс
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении
Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы
Изучение упругих свойств пружины
Измерение коэффициента трения скольжения
Определение работы сил тяжести, упругости и трения
Выяснение условия равновесия рычага
Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело
Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
Определение массы с помощью пружинного маятника
Опасности в работе:
- острые окончания чертёжных инструментов и приборов.
Обучающиеся проходят инструктаж перед выполнением лабораторной работы, о чём делается запись в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда. Каждый обучающийся соблюдает правила личной гигиены, требования санитарных норм и охраны труда.
 
2.   ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1. Учащийся проверяет санитарное состояние рабочего места, нет ли на рабочем месте посторонних вещей.
2.2. Учащийся изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.
2.3. Не загромождают проходы портфелями и сумками.
  
3.  ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ  РАБОТЫ.
3.1. Учащийся  соблюдает дисциплину, сохраняет тишину, не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.
3.2. Без разрешения учителя учащийся не берёт приборы и другое оборудование для проведения лабораторных работ.
3.3. Учащийся поддерживает порядок на своём рабочем месте в течение урока, где должны находиться только письменные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.
3.4. Учащийся  аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания, не подносит их к лицу, глазам.
3.5. При работе с приборами и оборудованием учащийся :- не растягивает пружину динамометра;
- не допускает механических ударов;
- при скатывании металлического шарика по наклонной плоскости и желобу, останавливает шарик в конце пути и не допускает механических ударов, повреждающих поверхность стола.
 
 4.  ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ  РАБОТЫ.
 4.1. По окончании лабораторной работы  учащийся приводит в порядок рабочее место, аккуратно складывает приборы и оборудование в указанном учителем порядке.
4.2. В случае обнаружения неисправности прибора, оборудования, сообщает учителю.
 
 5.  ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
 5.1.    При получении травмы и при возникновении чрезвычайной (аварийной) ситуации в кабинете физики, сообщает учителю и действует  по указанию учителя.
 
Инструкция  № 2
по охране труда для  обучающихся при  выполнении лабораторных работ по теме: «Молекулярная физика, тепловые явления» в кабинете физики.
1.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Данная инструкция распространяется на всех обучающихся МБОУ
Колодезянская ООШ,  посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики  и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:
7  класс
Градуировка комнатного термометра.
Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.
 Опасности в работе:
- острые окончания чертёжных инструментов и приборов;  
- стеклянная посуда;  
- горячая вода.
Обучающиеся  проходит инструктаж перед выполнением лабораторной работой, о чём делается запись в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда.
Каждый обучающийся соблюдает правила личной гигиены и требования санитарных норм.
2.      ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1. Учащийся проверяет санитарное состояние рабочего места, проверяет, нет ли на рабочем месте посторонних предметов, вещей.
2.2.  Учащийся  изучает содержание  и порядок выполнения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения.
2.3.   Не загромождают проходы портфелями и сумками.
3.      ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1.  Учащийся  соблюдает дисциплину, сохраняет тишину; не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.
3.2.  Учащийся без разрешения учителя не берёт приборы и другое оборудование для лабораторных работ.
3.3.  Учащийся поддерживает  порядок на  своём рабочем месте в течение урока, где должны находиться: только тетрадь,  письменные и чертёжные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.
3.4.  Учащийся аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания (треугольник, циркуль, карандаш), не  подносит их к лицу, глазам.
3.5.  При работе со стеклянными приборами необходимо:
-    пользоваться стеклянными трубками, имеющими оплавленные края;
-    использовать стеклянную посуду, приборы без трещин;
-    не допускать  резких изменений температуры и механических ударов;
-    быть осторожным, вставляя пробки в стеклянные трубки и вынимая их;
-    отверстие пробирки или шейку колбы при нагревании в них жидкостей, направлять в сторону от себя.
3.6.  Не разрешается закрывать сосуд с горячей жидкостью притёртой пробкой до тех пор, пока она не остынет, брать руками приборы с горячей жидкостью.
3.7.  При выполнении работ  на  установление  теплового баланса, горячую воду следует использовать не выше 70 градусов.
3.8.   Запрещается использовать ртутные термометры.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
4.1.   По окончании лабораторной работы  учащийся  приводит в порядок рабочее место, аккуратно  складывает приборы и оборудование в порядке, указанном учителем.
4.2.   В случае обнаружения неисправности приборов, оборудования, сообщает учителю.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. При получении травмы и при возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации в кабинете физики, сообщает учителю и действует  по указанию учителя.
 
Инструкция № 3  
по охране труда для  обучающихся при выполнении лабораторных работ по теме: «Электрические явления. Электродинамика. » в кабинете физики.
1.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Данная  инструкция распространяется  на  всех  обучающихся
МБОУ Колодезянской ООШ, посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики  и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:
      8 класс
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
Регулирование силы тока реостатом и измерение его сопротивления с помощью амперметра и вольтметра
Проверка параллельного соединения проводников
Измерение работы и мощности тока
Исследование свойств полупроводникового диода
Намагничивание и размагничивание компасных стрелок
Исследования явления электромагнитной индукции
Опасности в работе:
-    острые окончания чертёжных инструментов и приборов;
-    электропроводка к рабочему месту обучающегося;
-    электроприборы, электрические цепи под напряжением 36В (переменный ток).
Обучающиеся проходит инструктаж перед выполнением лабораторной работы,  о  чём делается  запись  в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда.
Каждый обучающийся соблюдает правила личной гигиены и требования санитарных  норм.
2.     ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1.  Учащийся  проверяет  санитарное  состояние рабочего места, нет ли на рабочем месте посторонних предметов, вещей.
2.2.   Учащийся  изучает содержание  и порядок  выполнения лабораторной работы, а также безопасные приёмы её выполнения,
2.3.    Не загромождают проходы портфелями и сумками.
3.     ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1.   Учащийся  соблюдает дисциплину, сохраняет тишину; не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.
3.2.   Учащийся без разрешения учителя не берёт приборы  и другое оборудование для лабораторных работ.
3.3.  Учащийся поддерживает  порядок на  своём рабочем месте в течение урока, где должны находиться: только тетрадь,  письменные и чертёжные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.
3.4.   Учащийся  аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания (треугольник, циркуль, карандаш), не подносит их к лицу, глазам.
3.5.   Учащиеся используют источники тока напряжением не выше 42В переменного и не выше 110В постоянного тока, батарейки.
3.6.   Учащиеся не используют  оборудование,  приборы, провода с открытыми токоведущими частями.
3.7.   Производят  сборку  электрических цепей,  переключение их,  монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.
3.8.     Проверяют наличие напряжения на источнике питания и других частях электроустановки только с помощью указателя напряжения.
3.9.  Следят, чтобы изоляция  проводов была исправной, на концах проводов были наконечники.
3.10.   При сборке электрических цепей, провода располагают аккуратно, наконечники проводов плотно зажимают клеммами.
3.11.   Не прикасайтесь  к конденсаторам даже  после  отключения электрической цепи от источника  электропитания, их предварительно необходимо разрядить.
3.12.   По окончании работы необходимо отключить источник питания (отсоединить батарейку).
3.13.   Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением,  немедленно  отключите источники питания и  сообщите об этом учителю.
4.      ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
4.1.   По окончании лабораторной работы  учащийся приводит в порядок рабочее место,  аккуратно складывает приборы и оборудование в  порядке, указанном учителем.
4.2.   В случае обнаружения неисправности приборов, оборудования  сообщает учителю.
5.      ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. При получении травмы и при возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации в кабинете физики, сообщает учителю и действует  по указанию учителя.
Инструкция № 4
 по охране труда для  обучающихся  при выполнении лабораторных работ по теме:
«Оптика, световые явления. Квантовая физика» в кабинете физики.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Данная  инструкция распространяется  на  всех  обучающихся
МБОУ Колодезянская ООШ, посещающих уроки физики, проводимые в кабинете физики  и выполняющих в кабинете физики, следующие лабораторные работы:
    7 класс
Наблюдение изображения предмета, полученного с помощью плоского зеркала.
Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.
Получение изображений с помощью линзы.
Наблюдение дисперсии света.
 Опасности в работе:
-    острые окончания чертёжных инструментов и приборов;
- стеклянные приборы, линзы, призмы;
-  электропроводка к рабочему месту обучающегося.Обучающиеся проходят инструктаж перед выполнением лабораторной  работы,  о  чём делается запись в соответствующем журнале регистрации инструктажей по охране труда.
Каждый обучающийся соблюдает  правила личной гигиены и требования санитарных норм.
2.      ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
2.1.  Учащийся проверяет  санитарное состояние рабочего места,  проверяет, нет ли на рабочем месте посторонних предметов, вещей.
2.2.  Учащийся изучает содержание и порядок  выполнения лабораторной работы, а также  безопасные приёмы её выполнения.
2.3.  Не загромождают проходы портфелями и сумками.
3.      ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.1.  Учащийся соблюдает дисциплину, сохраняет тишину; не делает резких движений, чтобы не зацепить оборудование руками.
3.2.  Учащийся без разрешения учителя не берёт приборы и другое оборудование для лабораторных работ.
3.3.  Учащийся поддерживает  порядок  на  своём  рабочем месте в течение урока, где должны находиться: только тетрадь,  письменные и чертёжные принадлежности, учебник физики, приборы и оборудование для лабораторной работы.
3.4.  Учащийся аккуратно обращается с чертёжными принадлежностями, имеющими острые окончания (треугольник, циркуль, карандаш), не подносит их к лицу, глазам.
3.5.  При работе со стеклянными приборами необходимо:
 -   располагать линзы и призмы на безопасном расстоянии от глаз и лица;
-    использовать стеклянные приборы без трещин и сколов;
-    быть осторожным, вставляя стеклянные трубки с инертными газами и вынимая их.
3.6.  При определении длины световой волны использовать электрическую лампочку, которая должна стоять на столе учителя. Включать и выключать лампу учащимся запрещается.
 
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
4.1. По окончании лабораторной работы, учащийся приводит в порядок рабочее место, аккуратно складывает приборы и оборудование в порядке, указанном учителем.
4.2. В случае обнаружения неисправности приборов, оборудования, сообщает учителю.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5.1. При получении травмы и при возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации в  кабинете физики сообщает учителю и действует по его указанию.
 
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
Типовая инструкция.
Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике.
1. Общие требования безопасности
1.1 К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.2 Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 1.3  При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов: - поражение электрическим током при работе с электроприборами; - термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел; - порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла; - возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 1.4. Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах. 1.5. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани. 1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю). 1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы его выполнения. 2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание. 2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ. 3.2. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком. 3.3. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей. 3.4. Во избежание ожогов, жидкость и другие физические тела нагревать не выше 60-70°С, не брать их незащищенными руками. 3.5. Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их.  3.6. Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов. 3.7. При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов, источник тока подключать в последнюю очередь. 3.8. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем (преподавателем) или лаборантом. 3.9. Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переключений в цепях до отключения источника тока. 3.10. Наличие напряжения в электрической цепи проверять только приборами. 3.11. Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов. 3.12.Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д. немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю). 4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. 4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее загорании немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение. 4.4. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и обшить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему. 5.2. Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания. 5.3. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.