ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+


Васина И.Н., Оганова Н.А.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+
Главным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать не только требования ФГОС СПО, но и требования профессионального стандарта педагога. Компетенции и трудовые действия, зафиксированные в данных документах, по многим позициям совпадают, и достижение их возможно только при условии реализации компетентностноймодели образования в подготовке будущего педагога.
Формирование профессиональных компетенций будущих выпускников во многом зависит от накопленного имив студенческие годы опыта организации самостоятельной работы.В настоящее время в процессе освоения студентами отдельных учебных дисциплин и МДК значительно увеличился объём самостоятельной работы, посколькутребования ФГОС СПО и работодателей к современным специалистам ориентированы в первую очередь на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Это, безусловно, является важным условием успешности их дальнейшей профессиональной деятельности, что как раз и подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.
Самостоятельная работа является видом учебной деятельности, которая совершается в установленное время индивидуально или в группе. В образовательном процессе педагогического колледжа используются два вида самостоятельной работы: аудиторная, выполняющаяся на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя, и внеаудиторная, осуществляющаяся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Широкое разнообразие самостоятельной работы студентов предполагает работус библиотечным каталогом,самостоятельный подбор необходимой литературы, составление библиографии, чтение литературных источников и самостоятельное изучение их материала, работу со словарем и справочником, составление словаря, разработку глоссария, поиск необходимой информации в сети Интернет при широком использовании электронных образовательных ресурсов, конспектирование и реферирование содержания теоретического материала, составление аннотаций к литературным источникам и оформление отзывов на прочитанный материал, составление логико-структурной схемы и заполнение таблицы, подготовку доклада, его тезисов и устного сообщения для выступления на занятии,конференции, на семинарском или практическом занятии, написание реферата, эссе, выполнение творческих заданий, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от наличия у них серьёзной и устойчивой мотивации к самообразованию, поэтому следует учитывать ряд факторов, способствующих её активизации. Это и осознание полезности, необходимости выполняемой работы, и творческая направленность предстоящей деятельности студентов, и дифференциация заданий с учётом их интересов и уровня подготовки, и участие в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам. Для формирования положительного отношения студентов к самостоятельной работе преподавателем разъясняется цель и задачи её проведения, осуществляется обучение отдельным видам самостоятельной работы, знакомство с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к их выполнению, а также знакомство с критериями их оценки и чёткая организация контроля за самостоятельной деятельностью обучающихся.
Публичная защита самостоятельной работы и её дальнейшее обсуждение повышают эффективность и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Изучаемый материал усваивается студентами более глубоко, с использованием справочных данных, делаются грамотные умозаключения, выводы и научные обоснования. Студенты выполняют как коллективные, так и специальные, индивидуальные самостоятельные задания по педагогике, психологии, информационным технологиям, другим учебным дисциплинам и МДК, которые способствуют расширению и углублению знаний в выбранном научном направлении. Результатысвоих самостоятельных работ студенты используютпри подготовке своих курсовых, выпускных квалификационной работ, а также при осуществлении научно-исследовательской, методической, творческой деятельности.
Преподаватель является примером для студента как профессионал, как творческая личность. Он помогает студенту раскрыть его творческий потенциал, определить перспективы собственного личностного роста. Плодотворное сотрудничество преподавателя и студента происходит, как правило, при организации активной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, в ходе которой идет не только наблюдение за его деятельностью, но и личное участие, оказание необходимой и строго дозированной помощи в проведении мероприятий.
Таким образом,компетентностный подход, направленный на формирование общих и профессиональных компетенций, способствует оптимизации самостоятельной работы студентов, в процессе которой у них проявляется инициатива, умения решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать самостоятельные действия, формируется самостоятельная активная жизненная позиция, повышающаяих познавательную, социальную и профессиональную мобильность. Потребность в самообразовании побуждает студентов к самостоятельному добыванию знаний, активизирует их познавательный интерес, способствует развитию у них умения приобретать профессиональные, научные и другие необходимые знания в процессе личного поиска необходимой информации, а также осознанно, ответственно и творчески подходить как к учебной, так и к своей предстоящей профессиональной деятельности.