Программа психологического сопровождения субъектов образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО на 2015-2019 годы


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
на 2015-2019 годы
Принята аттестационной комиссией
МАОУ В(С)ОШ
№ ____ от «__» _________ 20__г.
Утверждена приказом директора
№ _____ от  «__» _________ 20__г.
       
г. Березники
Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8. Общие положения
Актуальность программы
Пояснительная записка
Характеристика школьной образовательной среды
Цели и задачи психологического сопровождения
Основные направления психологического сопровождения в
рамках введения ФГОС ООО
Принципы реализации психологического сопровождения
Материально-техническое обеспечение
Нормативные документы страница
II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9. Программа психологического сопровождения субъектов образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ООО
Целевое назначение
Характеристика целевой группы
Этапы психологического сопровождения субъектов
образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Структура психологического сопровождения
Формы и методы работы с субъектами образовательного
процесса в рамках введения ФГОС ООО
Тематический план
Календарный план
Учебно-методический комплекс
Ожидаемые результаты и критерии эффективности работы III. Приложения
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Актуальность программы
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей.
Введение нового стандарта определяет точное место формам и видам психологической деятельности педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
1.2. Пояснительная записка
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:
1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Результаты деятельности психолога предполагают оценку качества обучения в школе по ряду критериев.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Чтобы реализовать требования, которые заложены в стандартах образования необходимо осуществлять компетентностный подход к обучению и воспитанию, который выдвигает на первое место не информированность ученика (учителя, родителя), а способность организовывать свою работу.

1.3. Характеристика школьной образовательной среды
В настоящее время В(С)ОШ обеспечивает конституционное право на получение бесплатного основного общего и среднего (полного) общего образования различным категориям граждан, не имеющим возможности обучаться в общеобразовательных учреждениях с  учетом их особенностей  и  возможностей.
Сегодня вечерняя школа по сути – это открытая школа, так как каждый год в ученический коллектив вливаются новые учащиеся из других общеобразовательных школ города. При таком раскладе трудно и тем ученикам, которые обучались в школе, и «новеньким», и учителям. Специфической и главной функцией такой школы становится социальная адаптация личности.
1.4. Цели и задачи психологического сопровождения
Цель: содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социально – психологических условий нормального личностного развития учащихся (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте), и их социализации.
Задачи:
Организовать психологического сопровождения участников образовательного процесса.
Выявить основные проблемы и причины их возникновения в социальной ситуации развития.
Содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе.
Сопровождать в условиях основной школы: адаптация к новым условиям обучении; поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; формирование жизненных навыков; формирования навыков позитивного коммуникативного общения; профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы; помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения. Предпрофильная ориентация. Сопровождение одаренных учащихся, детей «группы риска», учащихся, находящихся под опекой. Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся.
Обеспечить деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Оказывать своевременную психологическую помощь и поддержку, как учащимся, так и их родителям, педагогам.
Психологическая служба выполняет следующие функции социально-психологической адаптации молодых людей:
–  преодоление чувства ущербности, отчужденности;
–  формирование уверенности в себе и самоуважения;
–  снятие повышенной тревожности и агрессии;
–  развитие личностной и познавательной сфер деятельности.
Направления, заложенные в работе психологической службы, помогут участникам образовательного процесса продолжать быть центром социализации молодых людей, не «вписывающихся» в детскую школу, создавать благоприятные условия для обучения социально-незащищенных подростков и взрослых людей.
Психологическая служба вечерней школы и в перспективе останется важным звеном общеобразовательной системы, придающим ей стабильность и гибкость.
1.5. Основные направления психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО
•проведение психологической диагностики (изучение личностных особенностей учащегося, психических процессов, их влияние на образовательный процесс)
•осуществление коррекционно-развивающей деятельности (занятия по развитию психических процессов, личностных особенностей)
•осуществление психологического консультирования (оказание практической помощи в различных жизненных ситуациях)
•осуществление психологического просвещения (информирование о проблемах и путях их рационального решения, а также формирование потребности в психологических знаниях)
•профилактики (предупреждение возникновения явлений дезадаптации участников образовательного процесса)

Профориентационное направление.
Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
1.6. Принципы реализации психологического сопровождения
Принцип развития – комплексное и системное формирование на всех возрастных ступенях непрерывного образования основных компонентов развития личности: физиологического, психического, социального, духовно-нравственного;
Принцип объективности – объективная оценка уровня развития учащихся;
Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
Принцип гуманизации – приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения;
Принцип конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности третьим лицам;
Принцип систематичности – предполагает систематическое осуществление работы, а для этого все принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой;
Принцип социализации – формирование внутренней готовности к самоопределению учащихся в личностном, профессиональном и социальном плане.
1.7. Материально-техническое обеспечение
1. Оборудование кабинета:
Рабочее место педагога – психолога (стол, стул)
Рабочие места для детей (столы, стулья – 12-14 шт)
Учебная доска
Шкафы для хранения материалов
Стенд психологической информации
ТСО: принтер, компьютер
Растения
2.Содержание кабинета
2.1. Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность:
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании»
Решения Правительства РФ по вопросам образования
Перечень национальных проектов
Методические письма федерального, регионального, муниципального уровней по вопросам педагогики
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения
2.2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога:
Положение о психологической службе федерального, регионального и муниципального уровней
Документы, регулирующие деятельность ПМПк учреждения
Должностная инструкция педагога – психолога
План работы педагога – психолога на текущий год, утвержденный руководителем
План – сетка работы педагога – психолога на месяц
Циклограмма работы педагога – психолога на неделю
2.3. Информационно - методическое обеспечение психологического сопровождения:
2.3.1.Справочная литература:
Рабочая книга психолога
Психологический словарь
Литература по общей психологии, педагогической, социальной и возрастной психологии
2.3.2. Научно – популярная литература по психологии
2.3.3. Методическая литература
2.3.4. Подписные издания по психологии
Методический журнал для педагогов психологов (Журнал школьный психолог).
2.3.5. Психологические памятки (тематические папки)
2.4. Программно – методическое обеспечение образовательного процесса:
2.4.1.Программы:
Программа по психологии, утвержденная Министерством образования РФ
Программы тренингов, коррекционно - развивающих занятий (тематическая систематизация по возрастным группам)
2.4.2. Дидактический материал:
Дидактические игры
Психологические игры и упражнения
Таблицы, плакаты
Настольные игры
2.4.3.Аудиовизуальные средства:
ВидеопособияДиски с психологической информацией
Аудиокассеты
2.4.3. Специальные средства:
Карандаши
Краски
Кисти
Бумага
Ножницы
Секундомер
Мяч
2.5. Аналитико – прогностическая деятельность педагога–психолога:
стандартизованные психодиагностические методики
сводные таблицы, графики по диагностике, мониторинг
справки, диаграммы (мониторинг)
индивидуальные карты учащихся (сводные таблицы психологических данных)
материалы проективной деятельности (литература, положения, сертификаты, проекты, продукты, результаты)
1.9. Нормативные документы
Данная программа психологического сопровождения субъектов образовательного процесса составлена на основании следующих документов: Закон РФ «Об образовании», «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», должностной инструкции педагога-психолога вечерней школы, этического кодекса педагога-психолога службы практической психологии образования России и образовательной программы развития школы.
II. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
2.1. Целевое назначение
Обеспечение образовательного процесса, предусмотренного учебным планом школы, не противоречащим Закону РФ «Об образовании в РФ» и составленным на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, Положения о вечерней (сменной) школе;
Обеспечение условий для достижения учащимися уровня общекультурной компетентности, достаточной для самообразования, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры; уровня допрофессиональной компетенции, достаточной для получения  последующего образования;
Формирование ключевых компетенций, необходимых для оптимального самоопределения и самореализации личности;
Построение такого образовательного пространства, в котором каждый учащийся школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и различных проблемных ситуаций;
Развитие навыков психофизической саморегуляции, формирование волевой установки на самоограничение, на преодоление трудностей, формирование адекватной самооценки обучающихся
2.2. Характеристика целевой группы
Взрослые (педагоги, родители) и обучающиеся 5 – 9-х классов вечерней (сменной) общеобразовательной школы:
1) Возраст обучающихся: с 15 лет и без ограничений;
2) Уровень готовности к освоению программы: разнородность по возрасту, подготовленности, социальной     зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения.
Это подростки,  ушедшие  из  дневной школы, училищ и техникумов по разным причинам,  работающая молодежь, взрослые люди, которые не смогли вовремя окончить школу,  молодые мамы,  работающие взрослые люди, у которых возникла необходимость получить образование под угрозой потери работы и т. д.
2.3. Этапы психологического сопровождения субъектов образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
1 этап - подготовительный (2015-2016 учебный год)
изучение и анализ модели сопровождения;
поиск и корректировка методических материалов, необходимых для внедрения в школьную практику идеи психолого-педагогического сопровождения;
определение стратегии и тактики дальнейшей деятельности;
материально-техническое оснащение психологической службы (диагностическое и методическое оснащение).
2 этап – практический (2016-2017 учебный год)
введение в школьную практику проведения психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО;
поиск оптимальных способов контроля за реализацией решений психологического сопровождения.
3 этап – корректирующий (2017-2018 учебный год)
корректировка системы психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО;
определение и внедрение инновационных направлений психологического сопровождения субъектов образовательного процесса.
этап – обобщающий (2018-2019 учебный год)
обработка и интерпретация результатов внедрения психолого–педагогического сопровождения в рамках внедрения ФГОС ООО;
определение перспектив дальнейшего развития школы.
Структура психологического сопровождения.
52070146685Педагогический коллектив
00Педагогический коллектив
1918970203835Администрация
00Администрация
4262120135255Родительский коллектив
00Родительский коллектив

39338259144000144907093345003671570-19050039382709334500
68072013525500952500142875520509514287500270954522098000
952500990601990725990600
425767550800Социально-психологический заказ
00Социально-психологический заказ
-295274136525Запрос на предмет обеспечения педагогической системы
00Запрос на предмет обеспечения педагогической системы

1995170144780Социальный заказ
00Социальный заказ

5685790103124000
203835025336539382701485900011277603835400030143455143500
443357076200Просветительская и консультативная работа
00Просветительская и консультативная работа

4004945229870001499870229870Психологическая служба
00Психологическая служба

400494515430500
2151380285750003360420248920004662170635000
1847850159385Ученический коллектив
00Ученический коллектив
-29083040640Индивидуальная работа
00Индивидуальная работа
650049524257000630047024257000455739533020Групповая работа
00Групповая работа

138557011303000393827025781000407162011303000
1670685787400012998455016500
-276225-4445Индивидуальная консультация
00Индивидуальная консультация
400050066040Профориентационная работа
00Профориентационная работа
393890512827000
125222015303500608139515303500
18478506985Консультативная работа
00Консультативная работа
34429705143500
-37147530480Индивидуальная психодиагностическая
00Индивидуальная психодиагностическая
4128770236855Диагностическая работа
00Диагностическая работа

608139523050500
13093703302000353822014859000
178054041275Групповая развивающая работа
00Групповая развивающая работа
-367030219710Индивидуальная развивающая
00Индивидуальная развивающая

1316354156845004128770242570Психопрофилактическая работа
00Психопрофилактическая работа

608139521971000
-243205200025Личность учащихся
00Личность учащихся
1714500186055Просветительская работа
00Просветительская работа

134747012128500360489514922500
2.5. Формы и методы работы с субъектами образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Решение задач психологического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Работа с обучающимисяПрофилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение элективных курсов «Твоя профессиональная карьера», сопровождение курса «мой выбор» (8 класс), «Мир профессий» (9 классы), проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).
Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения, улучшение взаимоотношений, профориентация учащихся.
Формы и методы работы с учащимися вечерней школы в течение учебного года:
Первый этап: диагностирующий (сентябрь – октябрь).
Цель: изучение социально-психологических характеристик учащихся и их семьи.
Второй этап: практический (октябрь – апрель).
Цель: реализация профилактической и коррекционной работы в школе.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы: лекция, беседа, семинар, конференция, тренинг, ролевая и деловая игра, круглый стол, дискуссия, социологический опрос.Третий этап: обобщающий (май).
Цель: определение эффективности и планирование работы на следующий учебный год.
Работа с педагогами и другими работниками школы.
Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами;
Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий);
Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Работа с родителями.
Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные особенности.
Цель: повышения уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка.
2.6. Тематический план
Тематические блоки работы с участниками образовательного процесса в течение учебного года.
№ Тематические блоки
Сроки реализации Участники образовательного процесса Количество занятий
1.
Адаптация (методика «Я в круге») проводится в начале сентября и в конце октября. Сентябрь – октябрь 5 – 12 2 на один класс (всего 16 занятий)
Педагоги 1
Родители 1
2. Мотивация (тип школьной мотивации у старшеклассников) мониторинг воспитания раб стол АНКЕТА
«что вам интересно?»
Октябрь – ноябрь 5 – 9 2 на один класс (всего 10 занятий)
Педагоги 1
Родители 1
3. ЗОЖ (Профилактика суицида, жестокое отношение?, ПАВ. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.)Ноябрь – декабрь 5 – 12 2 на один класс (всего 16 занятий)
Педагоги
1
Родители 1
4. Коммуникация («оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховским) Январь – февраль 5 – 12 2 на один класс (всего 16 занятий)
Педагоги 1
Родители 1
5. Личностный рост (Профилактика девиантного поведения.) надо в начале и в конце года (личностный опросник Айзенка) Февраль – март 5 – 12 2 на один класс (всего 16 занятий)
Педагоги 1
Родители 1
6. Профориентация. Ноябрь,
март – май 5 – 12 2 на один класс (всего 16 занятий)
Педагоги 1
Родители 1
Учебно-методический комплекс
5 класс
Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под науч. ред. А. Ф. Шадуры — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 176 с.
6 класс
Работа с подростками девиантного поведения. 5 – 11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / авт.-сост. И.А. Устюгова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 148 с.
7 класс
Коррекция девиантного поведения. Тренинг для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
8 класс
Развитие личности подростков: программа практических занятий. Методическое пособие. – С.Пб.: Издательство «Речь», 2007. – 176 с.
9 класс
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю. А. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2014. – 206 с.
Ожидаемые результаты и критерии эффективности работы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.
Гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
Успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе;
Успешная адаптация и социализация выпускников школы;
Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Критерии эффективности психологического сопровождения
Психологическая готовность к самоопределению, как основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста, предполагает:
♦ сформированность на высоком уровне всех психологических структур, прежде всего — самосознания;
♦ развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностные ориентации, жизненные смыслы;
♦ становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.