Статья по физической культуре на тему ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной общеобразовательной школе у детей наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей, имеющих детей.
Не удовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность школьниковДля повышения двигательной активности детей в нынешних условиях школы следует применять самостоятельные занятия физическими упражнениями в младших классах, т.к. младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса с таким расчётом, что бы любой учебный предмет был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребёнка, но и сохранял физическое и соматическое здоровья. Чтобы школьные занятия не снижали, а повышали адаптивные способности детей, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачи урок физической культуры должен иметь ярко выраженную инструктивную направленность на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Таким образом, учитель, реализуя инструктивную направленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся. Учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, в результате этого у школьников формируются умения, навыки самостоятельного выполнения физических упражнений через приобретённую сумму знаний.
В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:
1. Упражнения должны быть не сложными и не требующие страховки.
2. Необходимо доходчиво и подробно объяснить цель и значение каждого упражнения. Ученик должен ясно представлять содержание и технику выполнения каждого задания.
3. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.
4. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуально и по группам.
5. Контроль за их выполнением осуществляется на уроках учителем физической культуры, в домашних условиях взрослыми.
6. Критерием оценки домашнего задания является выполнение домашних заданий по приросту результата от исходного.
7. Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.
8. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста
9. Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.
С целью выяснения отношения к самостоятельным занятиям по физической культуре и её использования в учебно-воспитательном процессе в школе было проведено анонимное анкетирование 93 учителей физической культуры, среди которых 55% - мужчины, 45% - женщины, имеющих высшее специальное образование и педагогический стаж от трёх лет и выше (77%).
По мнению 70,9% учителей уровень физического здоровья школьников за минувшее десятилетие ухудшился.
Примерно столько же учителей (67,74%) отмечают ухудшение уровня двигательной подготовленности школьников.
Большинство учителей считают, что двух уроков физкультуры в неделю недостаточно. Поэтому необходимо увеличить двигательную активность школьников во внеурочное время А также считают целесообразным использование домашних заданий по физической культуре, рассматривая их не только как процесс становления самостоятельности школьников, но и как способ развития творческих способностей.
Собственный опыт работы по данному направлению позволяет утверждать что домашние задания по физической культуре используют 1-4 классах 30% в 5 -8 классах 35%, и лишь 15 % в 9-11 классах. Данные цифры свидетельствуют о недостаточном стимулировании самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Я считаю , что нужна научно-обоснованная система домашних заданий по физкультуре. Как любой предмет в школе имеет свой учебник, так и "физическая культура" должна иметь свой, доступный для детей учебник.