Из опыта работы реализации метода двуполушарного обучения на разных этапах урока


Метод двуполушарного обучения на уроках русского языка
(из опыта работы Лисица М.Д.)
Мобилизирующий этап
Правописание мягкого знака после шипящих
на конце существительных и глаголов
На доске написаны слова:
Помощ…, несёшь…, доч…, реж…те, мощ…, стрич…ся.
-Прочитайте слова, скажите.Что в них общего7
- После каких согласных пишется мягкий знак в этих словах?
- Напишите слова, распределите их на две группы и вставьте пропущенные буквы.
- Назовите слова первой группы и расскажите об их написании. Назовите слова второй группы и скажите, как вы их написали.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, учитывая общее, что есть в данных словах, и признаки, по которым вы разделили их на две группы.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова:
1) Вспомнить правила….
2) Учиться находить и правильно…
Глаголы ты в тексте сумел найти,
К шипящим мягкий знак прикрепи.
А встретил существительное на пути,
Сначала число определи.
Множественное – мягкий знак не пиши.
Единственное – склонение определи
И мягкий знак только в третьем пиши.
Правописание НЕ с глаголами
На доске написаны поговорки:
В чужом доме (не) указывают.
В солонку хлеб (не)макают.
(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
Лодырю всегда (не)здоровится.
-Найдите признаки, по которым поговорки можно объединить между собой.
- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак.
-Сформулируйте тему урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова:
1) Расширить и углубить знания….
2) Учиться находить и правильно писать…
Встретил глагол ты на пути –
Употребляется ли без НЕ определи.
Если нет, НЕ слитно пиши.
Если да, то НЕ отдели.
Метод двуполушарного обучения на разных этапах урока
Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Проверка д.з.
- Какие из частей речи обогащают нашу речь, создавая образность, точность, яркость?
- Какая часть речи, по словам А.С. Пушкина, «живописует» глагол? Подтвердите примерами.
-Какое значение в речи имеет глагол?
1. Просмотр видеоролика «Путешествие в океанариум»
2. Творческая работа
П/п Л/п
Составить рассказ, используя в нём наречия Назвать глаголы, описывающие увиденные действия (двигаются, плавают, исполняют и т.д.
Подобрать к ним наречия
Работа по теме урока
П/п Л/п
1) Наблюдение (на доске)
Думаю хорошо
Думаем хорошо
Думаешь хорошо
Думает хорошо
Думают хорошо
Вывод:
2) лучший друг
Лучшего друга
Лучшему другу
Лучшего друга
Лучшим другом
О лучшем друге
Вывод:
Красивый цветок
Красивые цветы
Вывод:
Коварный враг
Коварная женщина
Коварное положение:
Вывод: Чтение и пересказ лингвистического текста с рубриками «Вспомните!»
Повторение
Просмотр видеоролика «Поющие фонтаны»
П/п Л/п
Составить рассказ об увиденном, определить грамматические признаки одного существительного, одного прилагательного и одного глагола Найти четвёртое «лишнее»
1) Фонтан
Пение
Звучание
Сопровождение
2) Красивого
Радостной
Обширному
Переливчатого
3) Поют
Танцевали
Любуется
Сопровождали
4) Великолепно
Красочный
Поющая
Потрясающее
Определить грамматические формы «лишних» слов
Служебные части речи
Проверка д.з.
П/п Л/п
Распределить слова в 2 группы из упр. 144:
- общеупотребительные слова
- термины науки о русском языке Записать слова с доски, обозначая орфограммы и условия их выбора. Найти третье «лишнее»
Непр…ятель, обозн…чать, инф…рмацияОг…рчение, м…фология, с…нонимИ…юстрация, су…икс, пр…ставка
Б…нокль, препод…ватель, уд…вительныйТренировочные упражнения
П/п Л/п
Составить предложения по схемам, используя слова из ЗСП-7 Запись предложений с построением схем
Вывод из наблюдений, сопоставление с теоретическим материалом на с. 52
П/п Л/п
Анализ предложений с частицами Чтение и пересказ лингвистического текста на с. 52 (упр. 154)
Анализ итогов контрольной работы. Работа над ошибками.
П/п Л/п
На доске записан текст.
Задание: заполнить таблицу, обозначая орфограммы в словах
Самостоятельные части речи
… … … …
Служебные части речи
… …
На доске записан текст.
Распределительный диктант: распределить слова текста по колонкам таблицы, обозначая известные орфограммы
От чего зависти порядок расположения предложений в тексте
Повторение
Эмоционально –нравственная зарядка
Оттого, что человек много ест, он не становится здоровее. Точно так же и учёный – это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой. (Аристипп, философ)
- Докажите, что изречение Аристиппа – текст.
- Какова тема этого текста?
- В какую широкую тему можно было бы включить данную узкую тему?
- Зачем Аристипп сформулировал это изречение?
- Что мы определили, ответив на предыдущий вопрос?
Самостоятельная работа
П/п Л/п
Составить текст на тему «Здоровье человека» Коллективное составление текста на тему «Чтение в жизни человека»
- Как вы определяли границы предложений и их порядок в тексте?
Когда слово употребляется в переносном значении
Проверка д.з.
Беседа об однозначных и многозначных словах по материалу выполненного упр. 253.
П/п Л/п
Объяснительный диктант.
Учащиеся записываю предложения под диктовку, определяют, что объединяет данные предложения есть ли в них многозначные слова, объясняют известные орфограммы и пунктограммы. Зрительный диктант.
На доске записан текст. Учащиеся определяют смысл стихотворения, дают толкование лексического значения указанного слова, находят многозначные слова, объясняют известные орфограммы и пунктограммыКак образуются слова в русском языке
Работа по теме урока. Приставочный способ образования слов.
П/п Л/п
Упр. 284 ( записать как можно больше слов, образованных по данной схеме, определить морфологическую принадлежность образованных слов, придумать и записать предложения с образованными словами) На доске записаны глаголы и прилагательные. Учащиеся от глаголов образуют однокоренные слова с помощью приставки С-, выделяют в них приставку и корень. От прилагательных с помощью приставки БЕЗ-, определяя. Какое значение она придаёт словам.
Правописание приставок
Новая тема
Наблюдение
П/п Л/п
Ра…бежалсяРа…толкать
И…гиб
И…пугБе…домныйБе…толковый
Во…делать
Во…хваление С. 114 учебника
Повторение изученного
Продолжить строки своими примерами, обозначая орфограммы
Решаешь
Мелочь
Врач
Задач
Цигейка
Лекция
П/п Л/п
Самостоятельно подбирая примеры (по 5 слов) Выбирая по 3 слова из предложенного списка, 2 подбирая самостоятельно