Статья на тему Виды работ со словарными словами в начальных классах


Виды работ со словарными словами в начальных классах
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приёмов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.
Среди различных компонентов, формирующих грамотность учащихся, значительное место отводится зрительной памяти. Особенно это важно, так как зрительное восприятие, зрительный образ слова лежит в основе запоминания. В работе используется картинный словарь, сменные карточки со словами.
Однако применение данных пособий рассчитано, как правило, на фронтальную работу учителя со всем классом в рамках урока, причём чаще на этапе ознакомления с трудными словами. Для закрепления же правописания чаще используются многократные упражнения, связанные с письмом под диктовку, списывание, переписывание.
Для закрепления правописания трудных слов можно использовать игру. Именно игра продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности. Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была наглядность, столь необходимая для формирования орфографического навыка.
I.Лото
Цель: зрительное восприятие и запоминание слов с непроверяемым написанием.
КАПУСТА
КАРТОФЕЛЬ
ОГУРЕЦ
ПОМИДОР
В комплект входит несколько больших листов, расчерченных на клетки, в каждой – слово с выделенной орфограммой.
На маленьких карточках, совпадающих по размеру с клеткой большого листа – загадки, соответствующие словам- отгадкам, занесённым в клетки. Участники получают листы, у ведущего – маленькие карточки. Он зачитывает загадки. Играющие ищут на своих листах слова-отгадки. Игрок, правильно отгадавший свою загадку берёт у ведущего карточку и закрывает ею соответствующую клетку на листе. Выигрывает тот, кто первым закроет карточками все слова своего листа.
Используя эту игру продолжительное время (несколько дней, 2 – 3 недели), учитель даёт другие варианты лото - более сложные. На больших листах вместо выделенных букв делаются пропуски, которые школьник будет заполнять простым карандашом.
К…ПУСТА
К…РТОФЕЛЬ
…ГУРЕЦ
П…М…ДОР
На маленьких карточках с загадками следует начертить схемы слов – отгадок. Игрок в таких случае должен не только правильно закрыть маленькими карточками клетки большого листа, но и вписать простым карандашом отгадку в заданную схему.
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок
Чтобы не наступило такого момента, когда учащиеся потеряют интерес к игре, нужно своевременно обновлять содержание маленьких карточек, т.е. подбирать на те же словадругие загадки, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности своего класса.
Отбирая слова для больших листов, можно группировать их по темам: овощи, фрукты, животные, птицы и т.п., дополнять оформлением (рисунки).
II. «Этимологический словарик» слов с непроверяемым написанием.
Словарик адресован учителю и предназначен для организации словарно-орфографической работы на уроках во 2 классе.
Традиционно слова с непроверяемым написанием или словарные слова усваиваются младшими школьниками путём механического запоминания их графического облика. Это объясняется прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным: земленика, пагода, каньки; платок, но плоточек; берёза, но бирёзовый и т. п.
Повышение эффективности усвоения слов с традиционными написаниями психологи, учителя связывают с изменением характера их запоминания: запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нём трудности, установления связи данного слова с ранее изученными словами, сообщения (учителем) и использования (учащимися) специальных приёмов запоминания, активного включения «трудных» слов в речевую практику ребёнка.
Интересно, что младшие школьники, стараясь себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке, или во внеязыковой действительности: «Восток пишется с о, потому что там солнышко восходит».
Однако, часто эти опоры бывают ложными: «Мидведь, его ещё Мишей зовут, Мишенькой»; «Каньки – потому что мы на них на катке катаемся, проверочное слово катится»
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Например: МАЛИНА – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький».
Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. Например: САПОГ – по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно поэтому слово сапог образовалось от сапох – «труба, дымоход, отверстие в печи».
В ряде случаев исторический корень – (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный современному. Например: СТАКАН – слово заимствовано из тюркского языка. Первоначальное достокань-стокан означало «маленькая деревянная миска».
Учитывая изложенное, в 1 – 2 классах целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, найти опору для запоминания их современного графического облика. В соответствии с этим и были отобраны слова с традиционными написаниями.
Словарная статья состоит из нескольких частей.
Название слова. Даётся толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.
Этимологическая справка, в которой сообщается язык – источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием. Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников. Запись строится по следующей схеме:
Изучаемое слово (выделено большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма);
Производящее слово, морфема, исторически родственные слова (слова, морфемы с опорными написаниями подчеркнуты; заимствованные слова переданы буквами русского алфавита;Первоначальное значение слова (заключено в кавычки)
Текст, иллюстрирующий исходное, историческое значение анализируемого слова.
Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:
Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко-буквенный анализ с целью выделения орфограммы.
Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематичная запись ее на доске, в тетрадях или словариках учащихся.
Подбор однокоренных слов.
Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.
На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи изученного слова с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», объяснения правописания.
Пример:
КАРАНДАШ – тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут , рисуют, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает «черный», а вторая даш – «камень»
Карандаш – кара, даш- «черный камень».
Черный Ивашка ,Деревянная рубашка,
Где носом проведёт, там заметку кладёт.
III. Составление предложений со словарными словами.
IV. Корректор(исправь ошибку или ошибки в слове)
V. Картинный словарь. Это могут быть отдельные картинки к определённому слову, можно нарисовать сюжетную картинку, если слова изучаются группами по определённой тематике.
VI. Выборочный диктант. Может быть устным и письменным. Нужно услышать или выбрать из текста и записать словарные слова.
VII. Схемы – угадайки. По схеме угадать слово. Например:
_О_О_ _ _ воробей
_О_О_О молоко
VIII. Копилка-минутка. Записанные на доске 10 слов надо запомнить за 1 минуту. После этого слова стираются. За 1 минуту вспомнить и записать как можно больше словарных слов.
IX. Лишнее слово. Из группы слов найти лишнее слово (по значению, написанию).
X. «Шифровки». Из данных слогов составить слово.
XI. Списывание с определёнными грамматическим заданием. Необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
XII. Головоломки, загадки-шутки. Кроссворды.
XIII. Мудрый словарик. Использование пословиц, поговорок.
Береги нос в большой _____мороз.
Названные приёмы направлены на успешное и лёгкое запоминания словарных слов. Их использование на уроках русского языка приводит к тому, что у учащихся значительно улучшается качество запоминания словарных слов, обогащается словарный запас и появляется интерес к изучению русского языка.