Виды дифференциации, используемые на уроках в начальных классах


На уроках в начальных классах могут быть использованы следующие виды дифференциации.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным относится, например: пересказ знакомого текста, выполнение простых заданий на основе изученных приёмов.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
усложнение изучаемого материала (например, в 3-ей группе готовят пересказ текста учебника, во 2 и 1 – готовят дополнительный материал по теме);
увеличение количества изучаемого материала (например, в 3 группе готовят опережающий материал или доклад кроме основного задания);
использование обратного задания вместо прямого (например, 2-й и 3-й группам даётся задание на решение кроссворда, а 1-й группе – на его составление).
3. Дифференциация учебных заданий по объёму учебного материала
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняются кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Как правило, дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, ребусы, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек и заданий из тетради «Окружающий мир».
4. Дифференциация учебных заданий по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычную работу организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная. Для 3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
5. Дифференциация учебных заданий по характеру помощи учащимся.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи использую: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске).
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения и оформления;
справочные материалы;
наглядные опоры, иллюстрации, модели;
дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задании, указание на какую-нибудь деталь, существенную для выполнения задания);
вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
начало выполнения задания или частично выполненное задание.
Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом
Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:
по уровню творчества (не творческое выполнение заданий- это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний , к творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от стандартных);
по уровню трудности.
по объему (выполняется ещё кроме основного и дополнительное задание
аналогичное основному. Это обусловлено разным темпом работы учащихся.
На этапе проверки домашнего задания организация дифференцированного обучения осуществляется на основе создания учителем индивидуальных карточек с разным уровнем сложности, учитывая уровни обученности.
Например, по Третьякову выделяют следующие уровни обученности:
1– й уровень–различение. Он соответствует эмпирическому уровню развития понятий и оценивается тремя баллами. Учащиеся, усвоившие материал на этом уровне, могут справиться только с теми заданиями, в которых требуется узнать предметы и явления по их существенным признакам.
2– й уровень–воспроизведение. На данном, репродуктивном, уровне обученности учащиеся справляются с заданиями, в которых требуется дать определение, привести примеры. Этот уровень оценивается четырьмя баллами.
3– й уровень-понимание. Он требует от учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи и оценивается четверкой или пятеркой в зависимости от сложности заданий и индивидуальных особенностей ребенка. Для проверки используются задания, содержащие вопросы «Почему?», «Зачем?», «По какой причине?».
Выделяют еще два уровня, которые устанавливают степень развития общеучебных и специфических умений, присущих естественным наукам. Они оцениваются отличной отметкой.
На 4-м уровне – умений и навыков – учащиеся способны выполнить задание по образцу. Задания этого уровня выясняют развитие умений применять знания на практике.
5 уровень – переноса– предполагает развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях. На этом уровне используются творческие задания: «построй схему», «составь кроссворд», «придумай прибор»
В.П. Беспалько выделяет другие 4 уровня, которые отражают требования к результатам обучения:
1 – й уровень – узнавание объектов, свойств, процессов данной области явлений действительности (знания-знакомства) при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними;
2 – й уровень – репродуктивное действие (знания-копии) путём самостоятельного воспроизведения и применения информации о ранее усвоенной ориентировочной основе для выполнения известного действия;
3 – й уровень – продуктивное действие – деятельность по образцу на некотором множестве объектов (знания-умения); в этом случае испытуемым добывается субъективно новая информация в процессе самостоятельного построения или трансформации известной ориентировочной основы (алгоритм) для выполнения нового действия.
4 – й уровень – творческое задание, выполняемое на любом множестве объектов путём самостоятельного конструирования ориентировочной основы для деятельности (знания-трансформации); в процессе этой деятельности добывается объективно новая информация.
Рассмотрим ещё 2 вида дифференцированных заданий выделенных И. Глушковым: обязательные, способствующие формированию умений правильно использовать изученный ранее материал, и дополнительные, рассчитанные на тех учеников, которые справились с обязательными заданиями и у которых есть время для самостоятельной работы (задачи повышенной трудности).
Учитывая эти уровни обученности, учитель может составить карточки по возможностям учащихся для проверки домашнего задания.
Целесообразно осуществлять дифференциацию учебно-познавательной деятельности учащихся на этапе изучения нового материала, от успешности которого зависит результативность урока в целом. Чем крепче знания, полученные при первичном усвоении нового материала, тем легче оперировать ими, углублять их, расширять и приводить в логическую систему.
На этапе осмысления изучаемого материала следует учитывать степень сформированности следующих умений: анализа, синтеза, выделение главного, сравнения, абстрагирования, конкретизации, аргументации, классификации. Для осмысления материала используются познавательные задачи, информационные вопросы, задания на систематизацию, сравнения, обобщения доказательства. Учитель предварительно продумывает, кому из учеников, пар или групп следует предложить вопросы определённого уровня сложности, чтобы ответ показывал уровень знаний и умений учащихся.
На этапах закрепления и применения полученных знаний дифференциация особенно важна, так как эти этапы предполагают разный темп усвоения. У более сильных учеников в этом звене освобождается время выполнение дополнительных задач, тем самым расширяются и углубляются все приобретенные ими знания и умения. Учащиеся с низким уровнем начальных знаний нуждаются в повторении, а ученики с достаточными начальными знаниями могут получить задание, входящие в исследуемую тему, которое успешно интегрируется с имеющимся фондом их предыдущих знаний по теме. Исходя из того, что на этапе закрепления для крепкого запоминания нужно повторное осмысление, воссоздание того, что изучается, можно предложить учащимся задания в группах, дифференциацированных по учебным возможностям учеников, например, составить развёрнутый конспект-схему на основе информации учебника или дополнительной литературы.
С этой целью можно использовать задания на закрепление: репродуктивные, реконструктивные, творческие, проблемные вопросы, игровые ситуации. На этапе закрепление целесообразно применять различные методы работы: индивидуальное составление кроссвордов, групповое составление обобщающих схем и таблиц, индивидуальное или групповое выполнение разноуровневых заданий. На этапе закрепления ученики приступают к самостоятельному выполнению заданий, впервые применяют полученные знания на практике, а введение пошагового закрепления излагаемого материала (используются пробные задания) даёт учащимся возможность формировать наиболее рациональные приёмы действий.
Таким образом, любой вид дифференциации способствует повышению качества знаний учащихся по разным критериям.