Сценарий метапредметного урока по математике 6 класс Тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости». (Крещение Господне)


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Елисеевская основная общеобразовательная школа
Учитель математики Милютина Ирина Анатольевна
17.01.2017 г.
Тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости». Решение задач.
Класс 6
Урок Развивающего контроля
Сценарий урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Настрой на работу всех участников занятия.
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости.
Начать урок я хочу с вопроса.
Как вы думаете, какие пути могут привести к прочным знаниям? (выслушиваются варианты ответов учеников).
«Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». Пусть эти слова английского писателя Бернарда Шоу станут девизом сегодня на уроке.
2. Актуализация знаний.
На наш урок я пришла не с пустыми руками, а приготовила очень вкусную Кутью с рисом. (пиала с кутьей в руках).
- Что это за блюдо?
- Когда и по какому поводу его готовят?
- Вы наверное удивлены что на доске у меня поздравительная открытка
- А вы что-нибудь об этом дне знаете?
Запись поздравления видео-фильм
- А что готовят на стол в этот христианский праздник?
Чтение текста – информации.
Рецепт на интерактивной доске
Я хочу поделиться рецептом и с вами
1 порция: 0,5 л воды,
0,5 стакан риса, 
50 г мёда, 
¼ стакана изюма,
50 г мармелада или цукатов,
25 г очищенных грецких орехов.
Замечательный рецепт.
Могу ли я угостить вас всех?
Почему?
А что же делать, если нам нужно две порции этого блюда?,
три порции?,
четыре порции?,
половинку порции?
Вывод: Т.е. получается, что во сколько раз больше порций нам нужно, … (учащиеся продолжают)
а если порций нужно меньше в несколько раз, то …(учащиеся продолжают)

После всех приготовлений праздничного стола. Мы решили съездить набрать освященной воды и искупаться в освященной воде.
Не спеша, не торопясь, мы можем доехать до Ирбея за 50 минут. Но если увеличить скорость в 2 раза, то можно доехать быстрее.
Как изменится время?
Почему?
Изменение величин мы обозначаем стрелками, направление стрелок будем указывать от меньшего к большему. В нашем случае сначала стрелки были одинаково направлены, затем противоположно направлены.
Почему?
3.Целеполагание и мотивация.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока
– итак, к какому выводу мы пришли? В одном случае, с увеличением (или уменьшением) одной величины в несколько раз, увеличивается (уменьшается) вторая величина во столько же раз (стрелки одинаково направлены), а в другом случае с увеличением (уменьшением) одной величины в несколько раз, уменьшается (увеличивается) вторая величина во столько же раз (стрелки противоположно направлены).
- Как же назвать эти зависимости? (версии учащихся, которые с корректировкой учителя выводят тему урока).
Итак, давайте попытаемся определить тему урока. (Прямая и обратная пропорциональная зависимость). Как видите, ребята, тема тесно связана с жизнью. (Открыть файл с темой урока.)
– Молодцы! Запишите тему урока в тетрадях. (Учитель открывает тему на доске.)
- Исходя из темы, сформулируем учебную задачу урока (Чему должны научиться). Различать прямую и обратную зависимости, решать с их помощью задачи)
4. Повторение знаний.
Обеспечение повторения детьми изученной темы: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».
Устный счет
1 задание: Найди и справь ошибку.
27=421; 37=214; 59=1518; 16=624; 25=1050;2 задание: Составь верную пропорцию из данных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
3 задание: Определите какая пропорциональность
Задача №1
Время Расстояние
6 ч. 480 км
2 ч. 240 км Задача №2
Маляров Дней
5 8
10 4 Задача №3
Машин Время работы
5 210 мин
7 150 мин
5. Физкультминутка
-Приглашаю вас отдохнуть, давайте все встанем. Наша зарядка будет связана с темой урока. Представляете, тема «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» нашла отражение и в устном народном творчестве. Итак, я буду читать пословицы и поговорки в которых звучат зависимости различных величин, а вы должны определить, какая это зависимость-прямая или обратная. Если прямая- обе руки вверх (одинаково направленные стрелочки) и 2 хлопка над головой, если обратная- одна рука вверх, другая- вниз (стрелочки в разных направлениях) и 2 топа -двумя ножками. Ответы на счет три про себя. Готовы?
Чем выше пень, тем больше тень.
Чем больше народа, тем меньше кислорода.
Как аукнется, так и откликнется.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Век живи, век учись.

6. Организация контроля
Выявление пробелов осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по данному материалу.
А сейчас работа в парах.
Как только пара выполняет задание, они поднимают руки, взявшись за руки.
Самостоятельная работа
1 команда
2 команда
1 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ
Команда состоит из 3 человек:
готовит Кутью для 3 человек
едет на Легковые автомобили (Марка и модель ГАЗ-13 "Чайка") в Ирбей ( от Елисеевки до Ирбея 33 км).
Задача: Узнать количество ингредиентов необходимых для приготовления Кутьи.
Узнать количество (литров) автомобильного топлива потраченного на дорогу туда и обратно.
Команда состоит из 4 человек:
готовит Кутью для 4 человек
едет на Легковые автомобили (Марка и модель ВАЗ-2121 "Нива") в Ирбей ( от Елисеевки до Ирбея 33 км).
Задача: Узнать количество ингредиентов необходимых для приготовления Кутьи.
Узнать количество (литров) автомобильного топлива потраченного на дорогу туда и обратно.
2 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ
3) Машина проехал путь за 3 минуты со скоростью 60 км/ч. За сколько минут она проедет тот же путь со скоростью 30 км/ч?
3) Трое учеников делают печенье для всего класса за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу два ученика? (условимся считать, все ученики трудятся с одинаковой производительностью.)
Самопроверка по готовому решению.
Поднимите руки учащиеся той пары, у которой все задания выполнены правильно.
Чья пара выполнила 2 задания?
1 задания?
А какой паре ещё необходимо почитать учебник?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы
Итак ребята,
какую учебную задачу мы сегодня ставили на уроке?
Научиться различать прямую и обратную пропорциональные зависимости, решать с их помощью задачи.
Научились ли вы различать прямую и обратную зависимость?
Какая зависимость называется прямо пропорциональная?
А какая зависимость называется обратно пропорциональная?
Пригодится ли эта вам эти знания в жизненных ситуациях?
Закончи фразу:
Что нового вы узнали на уроке?
Сегодня я узнал………
Мне было интересно……
Я узнал и могу научить …….
Я понял, что………
Теперь я могу…….
Меня удивило…….
У каждого из вас, друзья, на парте лежат по одному смайлику. Отдайте смайлик тому однокласснику, кто на ваш взгляд работал лучше: часто давал полные ответы, хорошо работал в паре и т.д. Вы можете этот знак оставить и себе, если считаете, что вы работали лучше всех.
Подведём итоги. Кого вы отметили как самого активного ученика? Выставление оценок.
8. Информация о домашнем задании
Домашнее задание: 1) Посчитать денежные затраты на приготовление Кутьи и на приобретение бензина для поездки. 2) Вместе с родителями по рецепту на 1 порцию приготовить салат на всю семью (по количеству членов семьи).
На доске под смайликом, соответствующему вашему настроению, поставить галочку.
Я очень довольна вами. Вы у меня молодцы. Мой подарок для вас. Можете быть свободны. Спасибо
Печенье «Кресты».Тесто:1 стакан пшеничной муки, 2 яйца, 150г масла, 100г сахара, 2 столовые ложки рома или коньяка, ванилин, соль, корица. Получившееся тесто разделите на несколько частей. Скатайте каждую часть в виде колбаски, разделить на две части и наложить их, в виде креста, друг на друга. Смажьте маслом противень и поставьте  в горячую духовку. Готовые «кресты» посыпьте сахарной пудрой.Кутья с рисом.1л воды, 1 стакан риса,  100г мёда,  ½ стакана изюма, 100г мармелада или цукатов, 50г очищенных грецких орехов. Промыть и отварить рис, добавить изюм. Размешать мёд в небольшом количестве воды и смешать с толчёными грецкими орехами. Все соединить и перемешать. Украсить мармеладом или цукатами.
Печенье «Кресты».Тесто:1 стакан пшеничной муки, 2 яйца, 150г масла, 100г сахара, 2 столовые ложки рома или коньяка, ванилин, соль, корица. Получившееся тесто разделите на несколько частей. Скатайте каждую часть в виде колбаски, разделить на две части и наложить их, в виде креста, друг на друга. Смажьте маслом противень и поставьте  в горячую духовку. Готовые «кресты» посыпьте сахарной пудрой.Кутья с рисом.1л воды, 1 стакан риса,  100г мёда,  ½ стакана изюма, 100г мармелада или цукатов, 50г очищенных грецких орехов. Промыть и отварить рис, добавить изюм. Размешать мёд в небольшом количестве воды и смешать с толчёными грецкими орехами. Все соединить и перемешать. Украсить мармеладом или цукатами.
Печенье «Кресты».Тесто:1 стакан пшеничной муки, 2 яйца, 150г масла, 100г сахара, 2 столовые ложки рома или коньяка, ванилин, соль, корица. Получившееся тесто разделите на несколько частей. Скатайте каждую часть в виде колбаски, разделить на две части и наложить их, в виде креста, друг на друга. Смажьте маслом противень и поставьте  в горячую духовку. Готовые «кресты» посыпьте сахарной пудрой.Кутья с рисом.1л воды, 1 стакан риса,  100г мёда,  ½ стакана изюма, 100г мармелада или цукатов, 50г очищенных грецких орехов. Промыть и отварить рис, добавить изюм. Размешать мёд в небольшом количестве воды и смешать с толчёными грецкими орехами. Все соединить и перемешать. Украсить мармеладом или цукатами.
Групповая работа
1 команда 2 команда
1 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ
Команда состоит из 3 человек:
готовит Кутью для 3 человек
едет на Легковые автомобили (Марка и модель ГАЗ-13 "Чайка") в Ирбей ( от Елисеевки до Ирбея 33 км).
Задача: Узнать количество ингредиентов необходимых для приготовления Кутьи.
Узнать количество (литров) автомобильного топлива потраченного на дорогу туда и обратно. Команда состоит из 4 человек:
готовит Кутью для 4 человек
едет на Легковые автомобили (Марка и модель ВАЗ-2121 "Нива") в Ирбей ( от Елисеевки до Ирбея 33 км).
Задача: Узнать количество ингредиентов необходимых для приготовления Кутьи.
Узнать количество (литров) автомобильного топлива потраченного на дорогу туда и обратно.
2 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ
3) Машина проехал путь за 3 минуты со скоростью 60 км/ч. За сколько минут она проедет тот же путь со скоростью 30 км/ч?
3) Трое учеников делают печенье для всего класса за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу два ученика? (условимся считать, все ученики трудятся с одинаковой производительностью.)
Групповая работа
1 команда 2 команда
1 ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ
Команда состоит из 3 человек:
готовит Кутью для 3 человек
едет на Легковые автомобили (Марка и модель ГАЗ-13 "Чайка") в Ирбей ( от Елисеевки до Ирбея 33 км).
Задача: Узнать количество ингредиентов необходимых для приготовления Кутьи.
Узнать количество (литров) автомобильного топлива потраченного на дорогу туда и обратно. Команда состоит из 4 человек:
готовит Кутью для 4 человек
едет на Легковые автомобили (Марка и модель ВАЗ-2121 "Нива") в Ирбей ( от Елисеевки до Ирбея 33 км).
Задача: Узнать количество ингредиентов необходимых для приготовления Кутьи.
Узнать количество (литров) автомобильного топлива потраченного на дорогу туда и обратно.
2 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ
3) Машина проехал путь за 3 минуты со скоростью 60 км/ч. За сколько минут она проедет тот же путь со скоростью 30 км/ч?
3) Трое учеников делают печенье для всего класса за 4 часа. За сколько часов выполнят эту же работу два ученика? (условимся считать, все ученики трудятся с одинаковой производительностью.)
Самопроверка
.
Кутье
1 порция 3 порции 4 порции
вода 0,5 л 1,5 л 2 л
Рис 0,5 стакана 1,5 стакана 2 стакана
Мёд 50 г 150 г 200 г
Изюм ¼ стакана ¾ стакана 1 стакан
Мармелад или цукаты 50 г 150 г 200 г
Очищенные грецкие орехи 25 г 75 г 100 г
Расстояние Объем бензина
ГАЗ-13 "Чайка" 100 км 20 л
33 км 6, 6 л
ИТОГО на весь путь 13,2 л
Расстояние Объем бензина
ВАЗ-2121 "Нива" 100 км 12 л
33 км 3,96 л
ИТОГО на весь путь 7,96 л
Машина время скорость
3 ч 60 км/ч
4 ч 45 км/ч
Печенье время ученики
4 ч 3
6 ч 2