Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников
Чтение – это окошко, через которое дети видят
 и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
 одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
 начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
«Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью»

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя. Последние исследования ученых показывают, что современные школьники не любят читать даже на русском языке, поэтому одной из самых сложных задач для учителей иностранного языка является вопрос о приобщении учащихся к чтению текстов на иностранном языке.
Так же стоит отметить и тот факт, что далеко не каждый школьник может правильно работать с текстом. Под правильностью работы с текстом подразумевается, когда учащийся не просто прочитывает текст, а умеет извлечь нужную информацию. Так вот технология продуктивного чтения как раз таки и направлена на то, чтобы школьник не только научился читать, но и понимать, анализировать текст, но и делал это самостоятельно, в этом случае происходит полноценное восприятие и понимание любого текста, в соответствии с этим, высока вероятность того, что у ребенка будет формироваться потребность в чтении.
Технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», ученикам предлагаю ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют  цель урока. Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
Здесь могут быть использованы следующие приёмы.
1. Загадки.
2. Работа с иллюстрацией.
3. Работа с заглавием.
4. Работа с ключевыми словами.
5. Вопросы и т.д

II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное чтение текста организую в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
Здесь могут быть даны такие задания как:
1. Выбор соответствующего заголовка
2. Что значит данный заголовок
3. Ответ на вопрос и т.д.
Далее мы возвращаемся к тексту для того, чтобы найти более конкретную информацию.
Например:
1. Выбор лишнего варианта из предложенных
2. Работа с ключевыми словами или новыми
3. Закончи предложения и т.д.
4. Правда или ложь
III этап. Работа с текстом после чтения
3 Работа с текстом после чтения.
коррекция читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Если это текст из художественной литературы, целесообразным считается обсудить личность автора на данном этапе. Если же это публицистический текст, то можно сопоставить ситуацию со своим личным опытом, выражая собственное мнения.
На данном этапе работы с текстом, важным считается выполнение творческих заданий. Под творческим заданием предполагается самостоятельность ребенка.
«Write an essay based on the topic».
« Prove that»
« Write a plan»
Данная образовательная технология помогает педагогу в решении задач ФГОС, так как обеспечивает формирование таких сторон читательского развития как
- эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);
- активность а также объективность читательского воображения.
- постижение содержания произведения на уровне репродуктивного ( пересказ) , аналитическом ( вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем ( концепция произведения в целом);
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
В результате использования данной технологии мы развиваем
Познавательные УУД:
1) развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; в
2) развиваем умение представлять информацию в виде схемы;
3) развиваем умение выявлять сущность, особенностиобъектов;
4) развиваем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) развиваем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) развиваем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) развиваем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) развиваем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) развиваем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) развиваем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) развиваем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Достоинства технологии:
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
Ориентирована на развитие личности обучающегося.
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
Способствует пониманию текста на уровне смысла
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется
( даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.
Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.









Список использованной литературы:
1. Мельникова Е.Л Проблемно – диалогическое обучение: понятие, технология , предметная специфика // Образовательная система « Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб.материалов.- М.,Баласс.2006.С.144 – 180.
2. Мельникова Е.Л Технология проблемно – диалогического обучения // Образовательная система « Школа 2100» -Сб.программ.- М.,Баласс.2006.С.75 – 90.
3. Мельникова Е.Л Проблемно – диалогическое обучение: понятие, технология , предметная специфика // Образовательная система « Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб.программ. Основная школа. Старшая школа - М.:Баласс,2008.С.272 – 286.
4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru
5. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС « Школа 2100»: [ Монография] / О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2010. – 208 с.



Заголовок 215