Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД














































ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ:

«Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Учитель начальных классов: Стрункина Наталья Кимовна
Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре




Тема опыта



Гипотеза исследования






Групповая работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

При использовании групповых форм работы повышается учебная и познавательная мотивация учащихся.
Использование приёмов групповой работы на урочной и внеурочной деятельности способствует формированию коммуникативных УУД младших школьников.



Цель опыта
теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников средствами групповых форм работы на уроке; внедрить и апробировать групповые формы работы, используемые на практике в образовании.


Задачи, решаемые в опыте
Выявить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.
Рассмотреть групповые формы работы на уроке как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Проанализировать опыт работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий через групповые формы работы на уроке;
Провести диагностику по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Сделать выводы об эффективности использования групповых форм работы в обеспечении положительной динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.


Условия функционирования опыта
Занятия проводятся в кабинете, предназначенном для работы учащихся начальных классов.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством организации групповой деятельности во время уроков и внеклассных мероприятий; в целенаправленности и системности работы педагога, повышающего уровень коммуникативной деятельности детей, обеспечивающего целостность всего учебно - воспитательного процесса.
Данный опыт по формированию и развитию коммуникативных универсальных действий младших школьников может быть использован как учителем со стажем, так и молодым специалистом. Материалы опыта могут быть использованы в различных образовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно – урочных занятий и внеклассной работы.

Новизна опыта
Заключается в комбинировании элементов известных концепций и технологий: личностно- ориентированной технологии И.С. Якиманской, технологии сотрудничества Ш.А. Амонашвили, технологии коммуникативного обучения И.А. Гришановой , технологией развивающего обучения Л.В. Занкова, интерактивные технологии Ельниковой Е., технологии коллективно – группового обучения Пометун О.И., технология «Создание ситуации успеха» А.С. Макаренко. В.А. Сухомлинский; созданием системного подхода к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приемов вовлечения обучающихся в групповую деятельность.

Длительность функционирования опыта
С 2013 года по настоящее время









III. Технологические сведения об опыте:

3.1. Актуальность опыта.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Основная задача современного образования не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний , а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию. ФГОС ориентирован на становлении личностных характеристик выпускника, таких как способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В условиях этих нововведений актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности школьников. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, так и практико – ориентированные специалисты. Вполне очевидно, что успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.
Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

3.2. Задачи, решаемые в опыте.
Цель опыта: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность средств формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников средствами групповых форм работы на уроке; внедрить и апробировать групповые формы работы, используемые на практике в образовании.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Выявить и сравнить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.
Рассмотреть групповые формы работы на уроке как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Проанализировать опыт работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий через групповые формы работы на уроке;
Провести диагностику по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Сделать выводы об эффективности использования групповых форм работы в обеспечении положительной динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

3.3. Организация учебно – воспитательного процесса

Организация групповой деятельности младших школьников, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется в различных формах :

На уроке : формирование коммуникативных умений, основ учебной деятельности
Внеклассная деятельность: кружки, групповые занятия, экскурсии, работа в библиотеке, музее, конкурсы творческих работ

- урок – интегрированный
- урок – исследование
- урок – игра
- урок – путешествие
- урок – презентация
- урок – творческая мастерская
- олимпиады
- интеллектуальные игры
- проба пера
- интеллектуальный марафон


Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, умение работать в команде. СЛАЙД 2, 3
В опыте опиралась на следующую совокупность учебных методов: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Метод убеждения выступал как суждение педагога, аргументация, мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении, диалог с детьми, раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, дискуссия, специально организуемая педагогом, обмен впечатлениями по восприятию образа, совет, рекомендация по поводу жизненной ситуации.
Метод упражнения обеспечивал практические действия ребенка и реализовался следующим образом: пример педагога, просьба, поручение что-либо сделать, специальный тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки, коллективные творческие дела, проекты.
Метод оценки заключался в самоанализе и самооценке воспитанников, в поощрении со стороны педагога и родителей, в создании благоприятного общественного мнения, ситуаций выбора и успеха.

Организация групповой работы в начальной школе является процессом поэтапным.
У младших школьников ещё не сформированы навыки сотрудничества и коммуникативные качества, поэтому, перед периодом непосредственной организацией групповой работы необходим подготовительный этап.
Подготовительный этап. (1 полугодие 1 класса )
Основные задачи этапа:
1.Сформировать положительное отношение к совместной деятельности.
2.Учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, развивать коммуникативные качества.  
СЛАЙД 4                                          
Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности. Анализ различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин и т.д.), проведенных в классе, свидетельствует о том, что их успех зависит от общих усилий, от совместного творчества и дружной работы. Использую задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы. (Например: даю классу общее задание. Всех учащихся делю на две группы: одни ученики работают индивидуально, другие – парами. Работающие в парах, справляются с заданием быстрее, чем ребята, работающие индивидуально. )
          В результате дети сами отмечают достоинства совместной работы:
          - объяснение того, что другим непонятно;
          - возможность получить помощь от одноклассника при необходимости;
          - возникновение разных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения.
Использование на этом этапе таких приёмов обучения, как речевые разминки, диалоги, пантомимы, позволило сформировать у учащихся умение слышать и слушать друг друга, научить задавать вопросы, отвечать на них, сформировать навыки участия в диалоге, развить умение понимать жесты, мимику собеседника. Организация и проведение учебных споров – дискуссий ,позволили создать благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнёрами по учебному общению (умение слушать товарища, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от поведения других учеников, совершенствовать свою речь).

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически.
Парная работа, как простейший вид групповой, может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.
Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.
Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Поэтому первым делом необходимо познакомиться с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, поэтому на первых порах им бывает очень сложно.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
На уроках обучения грамоте для работы в парах можно использовать следующие виды работ: СЛАЙД 5, 6
- Составление слов по звуковой схеме.
- Составление предложений по схеме.
- Нахождение изученных опасных мест (орфограмм) в словах и предложениях.
- Работа с деформированным предложением или текстом.
- Работа со словарными словами (дети или проговаривают, как пишется слово, или пишут под диктовку).
- Работа по прочитанному тексту: когда дети задают друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и отвечают на них. Или составляют к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – например, что? почему? для чего? и задают их друг другу.)
На уроках математики можно применять работу в парах при счёте предметов. Например, при изучении новой темы "Переместительное свойство сложения" дети работают в парах и сами открывают новый для них закон математики. Дано задание: «Ученики, сидящие слева, положите, 2 красных круга, а ученики сидящие справа –4 синих. Сколько всего красных и синих кругов лежат у вас на столе?» Интересно было наблюдать, что одни пары придвигают синие круги красным, и каждый ученик пересчитывает их. Другие пары оставляют круги на месте, но опять, же работают совместно – пересчитывают все круги и согласуют все результаты между собой. Естественно, что, выполняя те или иные действия, ученики контролируют друг друга.
При работе над составом числа ( У каждой пары листочки с домиками, где живёт какое-то число. Дети в парах заполняют эти домики вместе, или 1-ый заполняет, 2-ой проверяет.)
Другой пример работы, которую выполняют два ученика. Учитель, обращаясь к классу, объясняет условия работы: "Сейчас проведем математический диктант, в ходе которого повторим нумерацию чисел в пределах 10. Вы будете работать в паре со своим товарищем. Задания предлагаются в двух вариантах. Задания второго варианта исходят из ответов первого варианта. Работая в паре, можно и нужно помогать своему товарищу".
Содержание диктанта включает следующие задания:
1) Вариант I. Запиши число 8. Вариант II. Запиши число, предыдущее этому числу.
2) Вариант I. Запиши число на 1 меньше, чем число, которое записал твой сосед по парте.
Вариант II. Запиши число, следующее за этим числом. и т.д.
СЛАЙД 7 (ТАК МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ)

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
     Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.
Вначале пары могут создаваться из учеников, сидящих за одной партой, чтобы такая работа не наскучила, в следующий раз нужно менять местами сидящих на втором варианте первого ряда с детьми второго ряда первого варианта. А второй вариант второго ряда менять метами с первым вариантом третьего ряда. На следующем уроке для парной работы учеников использовала задание такого вида: Например, при изучении состава числа «8» в 1 классе, обращалась к классу: «Ученики, сидящие слева, положите 8 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поровну. Покажите, сколько палочек у каждого. А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 8=4+4. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 8=3+5; 8=1+7».
СЛАЙД 8
При изучении на уроках окружающего мира, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:
1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.
2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.
3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.
4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. 
Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.
Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

Принимая традиционный подход к общим формам общения, я считаю парную работу разновидностью групповой, так как она сохраняет все признаки групповой работы: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя опосредованное руководство через инструктажи, памятки.  Парную работу учителя начальных классов используют на уроках всех дисциплин при проверке домашних заданий, взаимопроверке классных самостоятельных работ. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
 
После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.
СЛАЙД 9, СЛАЙД 10
Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.
У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.
При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.
Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.
Способов разделения существует множество: СЛАЙД 11
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по человек.
Разделитесь на равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Какие роли должны быть в группе? Здесь возможны разные варианты. Например: СЛАЙД 12

Капитан – отвечает за работу группы в целом
Докладчик- выступает перед классом
Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения
Секретарь – записывает высказанные идеи
Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

       Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы. СЛАЙД 13  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Игра «Продолжи». Слайд14
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
Охота за сокровищами. СЛАЙД 15
Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком. СЛАЙД 16
Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы. СЛАЙД 17
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Прием «Зигзаг». СЛАЙД 18
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
Примерные правила совместной работы: СЛАЙД 19
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:  СЛАЙД 20
1.     Он может контролировать.
2.     Организовывать.
3.     Оценивать работу учеников.
4.     Участвовать в работе группы.
5.     Предлагать участникам разные варианты решений.
6.     Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
7.      Оппонирование
8.      Рефлексия
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы. СЛАЙД 21
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать: СЛАЙД 22
Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний. СЛАЙД 23 (критерии эффективности групповой работы)
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. 
СЛАЙД 24
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. 
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
СЛАЙД 25
Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.


Организовать группы и раздать им задания – недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа, направленная на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Важно, чтобы были выбраны правильные приемы и методы работы внутри группы. Так, альтернативными приемами, активизирующими речемыслительную деятельность на уроках русского языка, являются , на мой взгляд, такие приемы как « Наполни домик», « Закрытая дверь», « Ассоциативный куст» , « Пирамидка» .. А используя метод « Микрофон» дети имеют возможность свободно высказывать свою точку зрения во время обобщения полученного учебного материала. Так, держа в руках символический «микрофон» ученик быстро и четко отвечает на поставленный вопрос или презентует результат работы группы. Дальше говорит только тот, у кого в руках микрофон.
На уроках литературного чтения использую специально организованные сюжетно – ролевые игры в рамках групп, так как наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образы.
Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход , на мой взгляд, обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.
Так для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке используются: «Рассказ от первого лица», "Комплимент" (сказать комплимент сказочному литературному герою ), "Сказка в заданном ключе" (введение в название сказки нового объекта, ), "Изменение сказочной развязки" (придумать другое окончание сказки, рассказа), «Проблемный вопрос» . Участие детей в подобных сюжетно - ролевых играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх .
Слушание и сочинение сказки, наряду с сюжетно-ролевыми играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая коммуникативная деятельность. В.А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению и говорению. Для овладения данным видом деятельности необходима целая система работы. Сочинение сказки предполагает такую организацию занятия, которая бы отличалась от других занятий. Для этого используются ритуалы «входа» в сказку, представляющие собой коллективное упражнение, неизменно повторяющееся на каждом занятии по сочинению сказки и помогающее настроить детей на совместную работу, содействующее групповому сплочению детей не только на данном занятии, но и в повседневной жизни группы. Это позволяет ребенку получить навыки позитивного коммуникативного общения, что содействует его дальнейшей социализации.
Создавая ритуал «вхождения» в сказку, я использую героев Машу и Мишу. Они приходят в гости к детям и приносят каждый раз различные вещи: разные картинки, предметы и т.д. Маша и Миша рассказывают историю о том, как тот или иной предмет оказался у них, и предлагают ребятам сочинить сказку об этом ( использую на уроках математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения)
В данной системе работы широко практикую такой метод, как придумывание «биографии» тому, или иному литературному герою. Это может послужить основой и для сюжета, и для «прорисовывания» характеров персонажей.
Часто использую метод «покадрового» рисования сказки. Для этого заранее заготавливается «кинолента», разбитая на отдельные кадры. В каждом кадре ребенок зарисовывает ключевые моменты сюжета, по которым позже можно воспроизвести всю сказку. Эта работа также осуществляется в группах , дети по цепочке сочиняют сказку. При этом дети учатся логично продолжать ход сюжета, учитывая предыдущее содержание.
Не менее продуктивным является прием « Прогнозирование», используемый мною на уроках литературного чтения и тематических классных часах, когда группе учащихся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора. Также применяю на практике прием «Письмо по кругу», который способствует формированию умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Из групповых форм работы, стимулирующих формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира, использую следующие :
- проведение виртуальных экскурсий, после чего группы обмениваются полученной информацией;
- составление вопросов для интервью с ученым;
- краткосрочный проект.
Развивают коммуникативные умения, формируют навыки общения, осуществляют практическое пользование языком сочинения – миниатюры и следующие групповые творческие задания: составить сводку погоды, написать шутку о дожде, поведать лесную тайну в форме письма. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли : они пробуют свои силы в качестве консультантов, ученых, синоптиков, экспертов, составителей словарей, что помогает им в овладении коммуникативными действиями, направленными на учет позиции собеседника, партнера по деятельности, а так же приводит к пониманию возможных разных оснований для оценки одного и того же предмета, явления или действия.
Одним из используемых продуктивных приемов, которые способствует формированию коммуникативных УУД на уроках математики является дeлoвaя игрa «Учeник» - «учитeль». Группa пoлучaeт зaдaния, рeшeния cдaютcя уcтнo. Ecли дeти cчитaют, чтo гoтoвы cдaть зaдaниe, тo к ним пoдхoдит учитeль или кoнcультaнт, кoтoрый нaзывaeт прeдcтaвитeля группы, кoтoрый будeт уcтнo прeзeнтoвaть рeшeниe группы. Тo ecть, рeшeниe зaдaч дoклaдывaeт нe тoт, ктo eгo пoлучил, a тoт, нa кoгo укaжeт учитeль. Ecли рeшeниe кeм-нибудь пoлучeнo, oн дoлжeн cумeть oбъяcнить eгo вceм члeнaм cвoeй группы.
В тaкoй групповой рaбoтe oтрaбaтывaютcя cлeдующиe cпocoбнocти: oтбирaть нужную для пeрeдaчи инфoрмaцию, вocпринимaть ee, выдeлять глaвнoe и нeoбхoдимoe, влaдeть cпocoбaми coвмecтнoй дeятeльнocти в группe. Кaждый учaщийcя мoжeт выcтупить кaк в рoли учeникa, тaк и в рoли учитeля.
В процессе развития математического мышления учащихся, важным заданием является научить младшего школьника решать поставленные математические задачи, лучших результатов достигаю, используя на своих уроках прием „Корзина идей”. Так, решая поставленные математические задачи, учащиеся находят разнообразные способы решения, проводят параллели с другими способами решения, учатся занимать и отстаивать собственную позицию, толерантно относится к мнению других людей с иной или противоположной точкой зрения.

Функции учителя. Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему: объяснение цели предстоящей работы; комплектование групп; комментарий к заданиям для групп; контроль за ходом групповой работы; попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску; после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

·  Групповая форма работы - как способ организации обучения.
Что такое групповая работа в образовательном процессе? Что отличает ее от других видов группового взаимодействия?
Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.
По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.
Группы могут различаться:
- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;
- по теме работы;
- по уровню сложности задания.
Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более.
Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.
Основными средствами работы организатора являются:
Определение направления движения работы группы;
Контроль за процедурой работы;
Оппонирование;
Рефлексия.
Итогом работы организатора является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа работы и полученного, пусть даже не окончательного, а промежуточного результата.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.
Всякая работа в группе завершается рефлексией (размышлением), главная задача которой является вывести полученные знания на уровень понимания и дальнейшего применения. Происходит творческая переработка, анализ, оценка изученной информации, в ходе которой члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения (при этом учащиеся выявляют, какие из действий группы и её участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоить активно использовать в будущей работе, а от каких отказаться), то есть рефлексия позволяет учиться на своём опыте.
Рефлексию провожу также с применением опоры:
Сегодня на уроке я:
*Научился
*Было интересно
*Было трудно
*Я понял, что

Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.
Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Одним из немаловажным этапом в формировании коммуникативных УУД является этап оценивание работы группы.
Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не индивидуально, а был продуктом определенной мыслительной работы. Акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе. Оценивать можно. Но недопустимо оценивать по-разному детей, работающих в одной группе (учитель не объективен в данном случае). Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Отмечаются человеческие добродетели: терпение, доброжелательность, вежливость. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. По-настоящему образец усвоен после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок: разбирать не содержательную ошибку, а ход совместных действий (например: 1 человек все сделал и за всех решил: «мы готовы»; спор не продуктивный; возникает 2-3 решения). Если не пожалеть на это времени в начале организации групповой деятельности, то позже она становится необходимой и приятной для всех участников.
При подведении итога урока учитель должен оценить работу каждой группы. Это можно сделать разными способами.
– Суммирование оценок работы каждого. После работы в группах все ученики получают новое знание или умение. Проводится самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше.
– Учитель может спросить произвольно любого члена группы и по его ответу оценивать работу всей группы.
– Вместо проверочной можно провести творческую работу. Каждая группа составляет новое задание на изученную тему. Эти задания предлагаются для решения другим группам.
Также в своей педагогической практике на этапе оценивания использую метод самооценивания « Пирог». В этом случае детям предлагается оценить работу в группе всех его членов и себя лично, разделив окружность на определенные доли, опираясь на поставленные вопросы. ( Как мы работали в группе ? Представь, что это пирог и подели окружность на всех, в зависимости от того, кто как работал. Свое мнение аргументируй.)
В системе практической деятельности как классного руководителя выделяю и использую наиболее эффективные формы коррекции , формирования и развития коммуникативных умений и навыков:
1. Проведение групповых занятий-тренингов для младших школьников, испытывающих трудности в общении, выявленные в период первичной адаптации. Основная цель этих занятий – снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков общения, коррекция личностных особенностей.
2. Коллективная проектная деятельность. Удачным положительным опытом является организация коллективных проектов: «Радуга», «Групповой коллаж», «Ярмарка» и др.
3. Практика Утреннего Сбора ,во время этого Сбора ученики класса один раз в неделю собираются вместе для того, чтобы поприветствовать друг друга, выслушать мысли своих одноклассников по тому или иному поводу, задать вопросы и вежливо высказать комментарии.
4. «Игротека» на переменах и динамических паузах: игры мимического и пантомимического характера, на выражение отдельных черт характера и эмоций, на сплочение детского коллектива, на позитивный настрой.
Так как решение вопроса о формировании коммуникативных УУД у учащихся должно носить комплексный характер и являться беспрерывным процессом.
Уроки и классные часы с использованием подобных методов и приемов учащимся надолго запоминаются и добытую информацию они удерживают в своей памяти надолго, потому что все это они пропустили через себя. Другими словами, опираясь на высказывание великого китайского педагога Конфуция, это можно обозначить следующим образом:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу и слышу, я немного запоминаю.
То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я получаю знания и умения.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

В связи с этим в естественных условиях, в процессе осуществления воспитательного процесса, для реализации поставленной цели, решения задач и подтверждения гипотезы мной было проведено изучение развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Практика подтверждает первоначально выдвинутую гипотезу о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младшего школьного возраста будет осуществляться более эффективно, если будут, использованы групповые формы работы на уроке.

Результативность опыта.
В начальных классах мы готовим детей к дальнейшему обучению в среднем звене. Что же развитие коммуникативных УУД дает ребенку ? Такая работа ведет их к успеху, убеждает ребенка в том, что он успешный человек, живет в этом мире для успеха в жизни и может достичь его, начиная с начальной школы.

Совместная деятельность учащихся в группе способствует повышению уровня результативности учебного процесса, характеризуется высокой активностью школьников в урочной и внеклассной деятельности, формированием дружного ученического коллектива.
В  анкетах – отзывах учащиеся отмечают:
- не замечаешь, что ты на уроке;
- быстро проходит время;
- мы стали дружнее и добрее;
- интересно на уроке;
- можно фантазировать;
- нравится помогать другим;
- интересно слушать, что говорят другие;
- много неожиданного;
- вместе получается быстрее и веселее.

Результатами реализации проблемы опыта можно считать достижения в практической деятельности.
Динамику развития коммуникативных УУД можно проследить по следующим критериям:
І. Показатели результативности учебно – воспитательного процесса:
Учебное сотрудничество в группе способствует повышению эффективности познавательного процесса, поскольку вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, так как успех группы зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной перед всеми проблемы. Сформированные в результате совместной деятельности учебные и коммуникативные навыки необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения и производственной деятельности. Совместная деятельность учащихся в группе способствует повышению уровня результативности учебного процесса, характеризуется высокой активностью школьников в урочной и внеклассной деятельности, формированием дружного ученического коллектива.
Практическая значимость данного опыта заключается в том, что теоретические положения, практический материал, приемы групповой работы, виды заданий, описанные в работе, могут быть использованы учителями начальных классах в своей работе.




- Повышение качества образования учащихся. Результаты мониторинговых отслеживаний качества знаний учащихся: СЛАЙДЫ 26, 27, 28


























- повышение количества участников в турнирах и конкурсах; СЛАЙД 29




- уровень участия учащихся в школьных и городских мероприятиях:
 Ребята стали активнее, коммуникабельнее, увереннее в своих силах, результатом чего стало их массовое участие во всех школьных и внешкольных мероприятиях.

Учащиеся 4В класса успешно участвовали в школьных, городских и краевых олимпиадах и конкурсах: городской конкурс «Осенины» 3 место (8 учащихся), городской конкурс «Малая Родина» 2 этап «Золотая Ригма» - 1 место (( учащихся), «Малая Родина» 3 этап «Наш родной город» 1 место (7 учащихся).
Городской конкурс чтецов «Золотое перо» 1 место Здорова Арина; городской конкурс рисунков «Амурский тигр» 2 место Здорова Арина, «Мой друг светофорик» 1 место Здорова Арина.
Городской конкурс вертуальных презентаций: «Заповедники и национальные парки страны» 3 место Смородская Виктория.
Городская олимпиада по экологии 1 место Здорова Арина, она же – Краевая олимпиада по экологии 3 место.
В 5 классе на Городском конкурсе по экологии заняла 2 место Здорова Арина.
Так же активно ребята участвуют  в творческих конкурсах и имеют многочисленные награды и поощрения .
Результаты моей работы подтверждают высокое качество знаний в 5 класс ( 1 четверть).
 




- отслеживание положительной динамики уровня воспитанности и культуры общения; СЛАЙД 30


Результаты опроса засвидетельствовали, что учащиеся проявляют интерес к групповой творческой деятельности (67,4%); чтению и конструированию (44,7%); изготовлению коллективных «продуктов» (83,4%); участию в классных и внеклассных мероприятиях (85,2%). Круг интересов детей составляет: коллективная игра, обсуждение, участие во внеклассных воспитательных мероприятиях (91%); посещение кинотеатра, библиотеки, (64,5%); занятия спортом (66,3%). Процесс развития коммуникативных УУД у учащихся долгий, разносторонний и трудоемкий, он не дает быстрых результатов, но очень важный для дальнейшего успешного развития и обучения учащихся.

Пример и успехи одних стимулируют активность других, изменяются коммуникативные отношения, общее дело сплотило учеников между собой и учителя, способствует росту коммуникативной активности не только во время уроков, но и во внеурочное время.
Результаты свидетельствуют о том, что эффективность развития коммуникативных УУД зависит не только от внутренней мотивации (со стороны  учащихся), но и от стимулирования  этой мотивации извне (со стороны учителя).
Слайд-шоу «Фото групповой работы» (читаю стих)!














13PAGE 15


13PAGE 142615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415