Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №9 г.Кызыла Республики Тыва








Мастер – класс по литературному чтению

«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения».





Учитель: Аракчаа Эллада Сергеевна


















2015г.
Актуальность темы.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение, как учебный предмет, имеет в своём арсенале такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
«Чтение – вот лучшее учение!» - писал А.С.Пушкин. Так почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес к чтению, к классической детской литературе?
Существуют разные причины такого спада:

- усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс;

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения;
- приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного освоения нового социального опыта. Это умение учиться развиваться. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные УУД:
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

При формировании УУД необходимо использовать в работе современные технологии и методы обучения:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Информационно – коммуникативная технология.
Технология проблемного обучения.
Здоровьесберегающие технологии.
Деятельностный метод.
Дифференцирование.
Моделирование.
Проектно – исследовательская деятельность.
Синквейн (развитие критического мышления).



Технология продуктивного чтения.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.

1 этап. Работа с текстом до чтения.
Содержание работы:
Предположение о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
УУД:
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Слушать и понимать речь других.
Фрагмент урока №1.
- Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Составьте пословицы и объясните их смысл (работа в группах).
Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы (Делай доброе дело, чтобы сердце пело)
Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а (Доброе слово лечит, а злое калечит).
-Чему учат эти пословицы? Какова тема занятия? (Добро и зло)
- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу быстрый циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал (белка).

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (волк).

-Прочитайте ключевые слова. Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (добро и зло). Проверим наши прогнозы.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Содержание работы:
Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.
Чтение вслух по предложениям или небольшими абзацами с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.
Уточняющий вопрос на понимание содержания главы(фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.

УУД:
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Ориентироваться в учебнике.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Фрагмент урока №2.
Чтение текста про себя.
Чтение текста вслух по частям.
Вопросы по ходу чтения:
1часть.
-Что делала белка? А волк?
2часть.
-О чем стала просить белка?
-Отпустил ее волк? С каким условием?
-Как ответила белка на вопрос волка?
3часть.
-Отчего же белки так веселы?
-Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте.(Злость сердце жжет). Что означают эти слова?
(В 4 классе можно назвать этот прием- Метафора- перенос действия с одного предмета на другой).

3этап. Работа с текстом после чтения.
Содержание работы:
Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
Выполнение творческих заданий.

УУД:
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Фрагмент урока№3.
- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр текста: басня, рассказ или сказка? (Басня, т.к. есть мораль, урок). Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем).
-Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
-Кого осуждает автор?

Составить модель – описание героев басни. Работа в группах.
Задание первой группе.
Описать белку. Какая она?
Задание второй группе.
Описать волка. Какой он?
Проверка работ.

На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям.

-Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
-Мне, кажется, что эта басня не только про зверей, а про кого ещё? (о людях)
-Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро.)

Работа в группах.
Задание для первой группы.
Записать ассоциации к слову «добро».

Задание для второй группы.
Нарисовать рисунок на тему «Что для вас добро?»

Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова «добро» в толковом словаре.
1) Все хорошее, положительное; все, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.

3.Игра «Добрые мысли, добрые чувства».
-Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

-Что вы чувствовали в этот момент?(радость, приятные чувства)

4.Рефлексия.
-Подведём итог нашей работы.
-Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?
-До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста?
-Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше Дерево доброты. Человек должен творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают нашу душу радостной, а значит, счастливой.









15