«Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»



Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов
«Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»
2.
Содержание.
1.1Введение
1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обучения
Классификация интерактивных методов обучения
 Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического
взаимодействия
2. Глава II. Описание педагогического опыта в использовании интерактивных форм организации учебного процесса как средства развития коммуникативной компетенции младшего школьника.
2.1. Диагностика изучения коммуникативных умений и навыков общения обучающихся.
2.2. Описание сущности опыта
2.3 Заключение.
3.Литература.
3
Введение.
В  условиях  модернизации  Российского  образования  изменяются  стратегия  и тактика,  техника  и  логика  реализации  концептуаль-ных  идей  и  тенденций  организации учебного  процесса  в  школе,
обновления  его  содержания,  форм  и  методов. Концепция  модер-низации задаёт  новые  требования  ко  всем  ступеням  школьного образования:  начальной,  основной,  старшей  школе,  а  само  образование  приобретает новый  облик,  порождённый  новым  време-нем  и новой  социально-культурной ситуацией.
На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в частности. Именно начальная школа является той базой, на которую опирается дальнейшее обучение и воспитание школьника. Каждый возрастной период должен способствовать накоплению определенного опыта, чтобы стать затем прочным базисом для последующих надстроек, обеспечить безболезненный переход к следующему возрасту. Большое значение для успешного прохождения периода адаптации ко второй ступени обучения в школе имеет сформированность некоторых особенностей познавательного процесса. Так, при окончании начальной школы ребенок должен уметь запоминать материал не механически, а с пониманием смысла, уметь аргументировать свой ответ, логически рассуждать. Немаловажно и наличие положительной учебной мотивации. Существенная роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей – умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми
4
навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Итак, основные требования к выпускнику начальной школы заключаются в следующем:
умение учиться, организовывать себя;
адекватная самооценка;
развитие учебной мотивации, интересов;
навыки сотрудничества со сверстниками;
умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;
необходимый уровень развития познавательных процессов.
На современном этапе существуют различные подходы к достижению цели обучения и воспитания в школе. В современной школе преобладает знаниевая образовательная парадигма. Для этой модели характерны уравнительный подход к учащимся, преобладание фронтальной работы над индивидуальными и коллективными формами, недостаточное внимание к самостоятельной работе учащихся, авторитарность обучения. Работая в пассивной модели, ученики воспринимают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой.
Обновление  образования  сегодня  требует  от  нас  знания  тен-денций инновационных  изменений  в  системе  современного  обра-зования.    Инновационная деятельность  учителя  начальной  шко-лы,  направленная  на  совершенствование дидактического  процес-са,является  компонентом  целостной  инновационной  системы
 школы  и  предполагает  изменения  в  целях,  условиях,  содержа-нии,  методах  и  формах обучения,  способствующих  повышению  
5
качества обучения  посредством целенаправленной  реализации   его  развивающего  потенциала.
Специфика  инновационной  деятельности  учителя  начальной
школы  определяется ориентацией  данной  ступени  обучения  на   развитие  познавательной  активности  детей, их  мыслительных   способностей,  а  также  учебной  деятельности  как  организационной основы  активной  познавательной  деятельности  в  школе.     Инновационная  работа достигается  через  внедрение  в  учебный  процесс  интерактивных  форм  и  методов обучения.
Интерактивные  формы  и  методы  обучения  открыли передо мной  новые возможности,  связанные,  прежде  всего с  налаживанием  межличностного взаимодействия  путём  внешне-го  диалога  в  процессе  усвоения  учебного  материала. Между  
учащимися  возникают  определённые  межличностные  взаимоотношения;  и  от того,  какими  они  будут,  во  многом  зависит  успешность  их учебной  деятельности. Умелая  организация  взаимодей-ствия  учащихся  на  основе  учебного  материала становится  мощ-ным  фактором  повышения  эффективности и качества учебной деятельности в  целом.
Цель данной работы: описать систему педагогической деятельности по использованию интерактивных методов обучения, способствующих формированию познавательной активности учащихся на первой ступени обучения.
6
Глава I Технология интерактивного обучения (ТИО) –
-система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.Что такое интерактивное обучение? Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
7
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разные типы уроков, которые преследуют единую цель – усвоение знаний учащимися. Поощрительным является внедрение новшеств и их гармоничное вливание в устоявшуюся структуру урока. Среди моделей обучения выделяют: пассивную, активную и интерактивную. Особенностями пассивной модели является то, что ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре урока является использование активных методов. Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.
8
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем). По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки. Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса
9
или обобщения.Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии
Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
10
Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
Интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в производственной ситуации. Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить ученика к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.Игровая технология как целостное образование охватывает определённую часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.Интерактивные игры способствуют социальному развитию и стимулированию деятельности детей с ОПФР. Они создают волшебный мир игры, живущий по своим законам и нормам поведения, которые все принимают. Дети и молодёжь не должны прятать свои эмоции, они мо
11
гут свободно общаться с другими участниками игры вербально или невербально, играть различные роли, свободно перемещаться по залу или согласно правилам терпеливо сидеть на одном месте, могут также принимать решения.Взаимодействие во время игры поддерживает процесс социализации и развития личности, а также позволяет проверить развитие и интеграцию уже имеющихся навыков и умений. Кто активно действует в группе, тот и учится более интенсивно и с большей мотивацией, в отличие от тех, кто концентрируется только на ведущем игры. Благодаря детским интерактивным играм дети намного быстрее устанавливают контакты друг с другом, а действия, заключающиеся в выслеживании, охоте и оказании помощи, позволяют активно участвовать в игре. Кроме того, игра способствует ускорению темпа реакции и одновременно даёт возможность выражать свои негативные и положительные эмоции. Интерактивные игры могут касаться различных тем, например изучения своего собственного тела, взаимных контактов и чувств, семьи или друзей, школы или дома, подарков или писем, иллюстрирования собственного настроения, радости, печали или зрелости; времен года, цветов или вкусов. Это также постановка жанровых сценок и импровизаций на какую-нибудь тему.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;- учебная деятельность подчиняется правилам игры;- учебный материал используется в качестве её средства;- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;12
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Большинству игр присущи 4 главные черты:
Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию ребёнка.
Творческий, импровизационный, очень активный характер этой деятельности.
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество.
Наличие прямых и косвенных правил.
Одним из самых эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Желание играть, потребность в игре необходимо использовать и направлять на решение определенных учебных и воспитательных задач.Дидактические игры для детей с ОПФР должны быть продуманы, подготовлены учителем, иначе они будут утомительными и недоступными детям. Правила игры должны быть краткими и понятными. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к ходу игры, от его заинтересованности в ее результате. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.Урок-игра реализует познавательную, воспитательную и коррекционную задачи обучения. В процессе обучения наиболее пригодны методы, которые наиболее реалистичны, например, деловые игры. Деловая игра – это форма деятельности людей, имитирующая
13
те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Технология игры включает в себя возможное игровое моделирование – создание макетов, замещающих объекты реальной ситуации, а также манипулирование ими с целью замены реального экспериментирования искусственно сконструированными поведенческими образцами. Правила отражают соотношение всех компонентов игры. Они могут быть перенесены в игру из реальной ситуации, в которой развёртывается игровой процесс, или же придуманы. Проведение деловой игры в учебном процессе позволяет сформировать позитивные установки участников:-на интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются в игровом процессе;-усвоение больших объёмов информации, способствующих творческому поиску решений производственных задач;-формирование объективной самооценки обучаемых;-возможность к адекватному анализу реальной ситуации;-развитие инновационного, аналитического, психологического и экономического мышления.Деловая игра приносит желаемый эффект лишь тогда, когда она опирается на теоретические знания, ясные представления о той области деятельности, которую она имитирует, и является логическим продолжением учебного процесса, его переходящим в практическую поведенческую стадию заключением.
14
Глава II. Описание педагогического опыта в использовании интерактивных форм организации учебного процесса как средства развития коммуникативной компетенции младшего школьника.
1. Диагностика изучения коммуникативных умений и навыков общения обучающихся.
В настоящее время школьная успешность в практике образования связывается, главным образом, с интеллектуальным развитием ребенка, со способностями школьника к изучению учебных предметов. Этому подчинена и система проверки школьных знаний, принятая в массовой практике. Социальный статус ребенка, его готовность к учебному взаимодействию, к вступлению в систему личностных взаимоотношений, как правило, не оценивается. Вместе с тем все чаще врачи, психологи и педагоги сталкиваются с проблемой все углубляющихся и расширяющихся психических отклонений в детской среде, в частности с патологией межличностных отношений уже не только в подростковом и юношеском, но и в более раннем детском возрасте.
Назовем основные школьные трудности младших школьников, связанные с недостаточным развитием их коммуникативной компетентности:
· Ссоры с одноклассниками на переменах. Например, ученик начинает громко кричать или толкаться, если кто-то из одноклассников, проходя мимо, случайно уронил его карандаш или книгу на пол.
· Отсутствие друзей и приятелей в классе. Отвечая на вопрос: «Есть ли у тебя друзья?» - такой школьник назовет детей не из своего класса или скажет: «Я дружу со всем классом», «У меня в классе пока не нашлось друга (подружки)». До 10-15% от общего числа ребят активно отвергаются их одноклассниками, причем в младших классах - больше, чем в старших, где коллектив уже сформировался.
15
Негативное отношение к окружающим: а) к учителю (например, когда ученик с хорошими способностями к учению упрямо не выполняет инструкции педагога, это может сопровождаться подчеркнутым игнорированием взрослого или плачем); б) к одноклассникам (чаще всего в виде физической агрессии на уроках, переменах).
Наблюдая подобные проблемы в своих классах, я провела исходную диагностики: «Рукавички»(Г.А. Цукерман), «Левая и правая стороны»(Ж. Пиаже)
В ходе проведения методик было выявлено, что 10 обучающихся не обладают коммуникативными умениями и навыками общения. У них низкий уровень коммуникативной культуры. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией , плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Со средним уровнем коммуникативной культуры выявилось 10 испытуемых. Они не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети не постоянны, что отражается на культуре поведения.
16

Рисунок 1 – Уровень коммуникативной культуры младших школьников до эксперимента
Высокий уровень сформированности коммуникативной культуры обнаружился всего у 2 человек. Эти школьники активно стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность. Быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Таким образом проведенные диагностические мероприятия показали слабые результаты уровня коммуникативной культуры обучающихся класса, поэтому необходимо выбрать организационно-
17
методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников и провести формирующий этап.

Рисунок 2 – Уровень коммуникативной культуры младших школьников до и после внедрения интерактивных форм обучения.
Как видим из рисунка, мои ожидания оправдались, изменились отношения ребят между собой. Младшие школьники стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. В целом повысился уровень коммуникативной культуры.
Таким образом, уровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы.
Вывод: из результатов диагностики видно, что почти половина детей имеют трудности в общении.
18
Для развития коммуникативной компетенции школьников на уроках необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения.
Поскольку процесс обучения носит коллективный характер, ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он может позитивно приобщиться к группе сверстников. И это связано с недостаточно организованным общением как на уроках, так и во внеурочное время. Вместе с тем тесная совместная работа в группе способствует сближению учащихся, улучшению их взаимоотношений. Это подтверждает необходимость организации групповой деятельности на уроке с первых дней пребывания ребенка в школе. Характер методов организации совместной деятельности очень важен для формирования отношений младших школьников, развития их коммуникативной компетентности. Одним из путей формирования межличностных отношений на уроке является организация парных и групповых форм сотрудничества. Все эти проблемы явились причиной становления данного опыта.
2.Описание сущности опыта
Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным. Использование интерактивных методов позволяет мне развивать у учащихся такие качества личности, как волю, активность, доброжелательность, умение взаимодействовать друг с другом, доказывать свое мнение и принимать мнение других.
19
Уже с первого года обучения я использую метод «Кластеры». Использование кластеров на различных этапах урока позволяет добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала. На этапе вызова их применения позволяет сконцентрировать внимание учащихся на изучаемой проблеме, стимулирует мыслительную деятельность, дает возможность актуализировать уже имеющиеся знания, необходимые для изучения нового материала. На стадии осмысления кластеры дают возможность понять и усвоить содержание, помогают найти главную информацию в тексте, способствуют развитию аналитических умений, запоминанию нового в структурированном виде. На стадии рефлексии я использую кластеры для подведения итогов. Они помогают понять, на какой ступени знаний находятся учащиеся, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. При этом достаточно большой объем информации можно проверить и проконтролировать за сравнительно небольшой промежуток времени. Уже в первом классе я использовала картинные кластеры на предмете «Человек и мир». Работая в паре и группе, учащиеся дополняют данный учителем кластер. Обучая детей определять последовательность событий, составлять рассказы, использую кластеры с нумерацией .Во втором классе учащиеся самостоятельно записывают необходимые события или факты, а потом в паре или группе устанавливают нужную последовательность. В последующих классах я считаю эффективным использование кластеров на уроках русского языка при изучении правил, так как это позволяет структурировать содержащуюся в правиле информацию, показать логическую связь частей правила и усвоить алгоритм его применения. На уроке ознакомления составляю кластер вместе с детьми. После этого дети, исполь-
20
зуя кластер как опорный конспект, в паре и группе несколько раз проговаривают изложенный материал. На последующих уроках, рассказывая правило, самостоятельно воспроизводят его. В третьем и четвертом классах предлагаю использовать кластеры и на стадии вызова, когда учащиеся в паре или группе записывают в виде опор то, что им известно по данной теме, и на стадии рефлексии, когда сведения дополняются и систематизируются. Эффективным является этот метод при подготовке к сочинениям. Весь отобранный материал записывается в произвольном виде, а затем выстраивается в логической последовательности. Это позволяет создать опору для ученика, который нуждается в помощи, и оставляет пространство для творчества высокомотивированных детей.
Для развития у учащихся аналитического мышления на уроках русского языка, человек и мир использую такой метод, как «Сравнительная диаграмма». Это позволяет активизировать мышление, способствует развитию памяти, обогащает лексический запас, развивает лингвистические способности. На уроках по предмету «Человек и мир» в первом классе составляются диаграммы при изучении диких и домашних животных, погодных условий, разных времен года. Во втором и третьем классах такая работа проводится при изучении растительного и животного мира, различных природных сообществ, при изучении полезных ископаемых, форм поверхности земли, климатических условий. На уроках русского языка использую диаграммы при изучении тем «Разделительный и смягчающий мягкий знак», «Приставка и суффикс», «Виды предложений», «Части речи». Этот метод позволяет выделять главное, находить сходство и отличие сравниваемых объектов и понятий. Он позволяет
20
учащимся почувствовать себя в роли исследователей, повышая интерес к учебной деятельности, создавая атмосферу творчества.
Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках по предмету «Человек и мир», математика. В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволять не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность учащихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.
Помня о том, что важная роль в возникновении учебно-познавательных мотивов принадлежит учебной проблеме, я на уроках применяю элементы проблемного обучения. Проблемные ситуации я использую при организации практической работы, при столкновении учеников с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения, при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению. Например, на уроке обучения грамоте при объяснении темы «Мягкий знак – показатель мягкости согласных на конце слов» проблемная ситуация возникает, когда ученики сталкиваются с новым фактом – буквой мягкий знак – и затрудняются, к какой категории изученных букв ее отнести . На уроке по предмету «Окружающий мир» при изучении темы «Дикие звери зимой» проводится игра «В зимнем лесу», в ходе которой формулируется
21
проблема «Почему одних животных можно встретить в зимнем лесу, а других нет?». Анализируя различные характеристики (внешний вид, питание), ученики приходят к выводу, что же влияет на образ жизни животных. Во втором классе проблемная ситуация возникает на уроках русского языка при изучении тем «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов», «Большая буква в словах». В третьем классе на уроке математики – при знакомстве с порядком выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. В одних случаях учащиеся сталкиваются с фактами, объяснить которые они не могут. Возникает необходимость в новых знаниях. Следовательно, у учащихся повышается мотивация овладения новым материалом. В других случаях учащиеся в состоянии сами разрешить проблему. Необходимо только организовать наблюдение за явлениями и системой вопросов подвести их к самостоятельной формулировке вывода. В третьем и четвертом классах учащиеся в ходе решения проблемы сами формулирую тему урока, участвуют в постановке цели и задач собственной деятельности на уроке. В ходе такой работы повышается самооценка учащихся, они ощущают себя способными сделать научное открытие, что также стимулирует познавательную активность, желание учиться, создает положительно окрашенный фон урока.
Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую активность учащихся. Применение этих методов позволяет мне добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию
22
собственной деятельности. Для создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации я использую следующие методики:
Постеры – плакаты с первой половиной фразы .Комплименты.
Барометр настроения.
Компас.
Применение метода «Четыре угла» позволяет активизировать мыследеятельность учащихся, развивать навыки сотрудничества, познавательную мотивацию. Этот метод я использую на уроках русского языка при изучении тем «Гласные и согласные звуки и буквы, «Парные звонкие и глухие согласные», «Части речи».
Для развития познавательной мотивации, логического мышления использую метод «Сборщики». Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.
Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Учащимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.
Метод «Карусель» позволяет закреплять полученные знания, учит работать в парах. Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.
Большую роль в воспитании самостоятельности играет обучение детей рефлексивной и оценочной деятельности, как в отношении
23
себя, так и в отношении партнера по совместной работе. Поэтому я в своей работе широко использую различные рефлексивные методы, которые позволяют оценить состоянии эмоционально-чувственной сферы и уровень, на котором находится ребенок по овладению понятием. Для рефлексии эмоционально-чувственной сферы использую такие методы, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Острова». Для выявления степени сформированности определенного понятия наиболее целесообразным считаю использование метода «Заверши фразу». Например, «Семья – …», «Бережно относиться к природе, значит…».
Начиная с третьего класса, я ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий.
1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.
Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной
24
задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Итак, группы работают. У меня есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.
Для формирования навыков самооценки, рефлексии собственной деятельности учащимся уже с первого класса на различных уроках предлагаются варианты методики «Лесенка», такие как: «На какой цветок прилетит бабочка?», «Какой подъем преодолеет машина?» и т.д.
Значительную помощь в формировании познавательной активности учащихся оказывают занятия во внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей», который я веду уже 3-ий год. Атмосфера творчества, сотрудничества, активной мыследеятельности, доброжелательности помогает всем учащимся раскрыть свои способности.
Вывод. Применение интерактивных форм в обучении считаю результативными и здоровьесберегающими. Они способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. У детей формируются такие качества знаний, как глу-
25
бина, прочность, осознанность. Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, не боясь быть осмеянными, если их мнение не совпадает с мнением других, дискутируют, доказывают свою точку зрения. Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.
Дети обращаются к справочной и энциклопедической литературе, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний.
Рекомендации учителям:
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Список литературы.
1. Антонова Г.П., Антонова И.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии. — 1991. — № 4. — С. 42—50.2. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск, 1992.3. Виноградова МД., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. — М., 1977. (Учащиеся в коллективной познавательной деятельности: 14-40.)4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Га-мезо и др. — М., 1984. (Управление учением младших школьников: 115—121. Трудовая деятельность младших школьников: 121—126.)5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. (Учебная деятельность в младшем школьном возрасте: 132—162.)6. А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984. (Развитие мышления младших школьников: 73—120. Формирование мышления младших школьников в учебном процессе: 120—133.)7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981. (Продуктивное мышление четвероклассников: 83—89. Продуктивное мышление второклассников: 89—99. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников второго класса: 147—149. Обучение и развитие продуктивного мышления у школьников четвертого класса: 149—155.)8. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие, — Минск, 1987. (Развитие представлений у детей в младшем школьном возрасте: 60— 73.)9. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: методические разработки. — М., 1989. — 109 с.10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Ребенок: психологическая готовность к школе. — М., 1977. (Проблема обучения шестилеток: 3—13. Готовность к школе: 37—59.)11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. (Младший школьный возраст: 133—162.)12. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984. (Структура мотивации учения младших школьников: 10— 42. Мотивация учения и умственное развитие младших школьников: 67—80. Мотивация и продуктивность учебной деятельности младших школьников: 80—93. Психологические условия формирования мотивации учения младших школьников: 93—136.)13. Мухина B.C. Ребенок в школе: Книга для учителя начальных классов. — М., 1986. (Начало обучения шестилетних детей: 33—45. Учение в шестилетнем возрасте: 78—104.)14. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981. (Развитие мышления в младшем школьном возрасте: 88—103.)15. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. — М., 1988. (Развитие мотивов учения у детей 6—7лет: 36— 45. Становление учебной деятельности у детей 6— 7 лет: 77—94. Психолого-педагогическая работа с детьми-шестилетками: 111—128.)16. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / Отв. ред. А.С. Белкин. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995.17. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Сост. В.А. Мижеров. Ростов н/Д., 1998.