Урок – дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции будущего педагога в процессе обучения русскому языку и литературе

дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции будущего педагога в процессе обучения русскому языку и литературе

Реалии сегодняшнего дня требуют подготовки конкурентоспособных специалистов, сочетающих профессиональную компетенцию с высокой культурой и активной гражданской позицией, думающих, умеющих самообучаться и самореализовываться .
Залог успеха нового учителя 12 летней школы – педагога новой формации - в его педагогической компетенции, на формирование которой направлена вся система профессиональной подготовки будущих специалистов. Одним из составляющих компетенции является умение учителя организовать педагогическое общение, которое считается основой профессионального мастерства педагога. Для эффективного общения каждому преподавателю необходимо знание особенностей речевой культуры.
Речевая культура педагога- это знания и владение нормами устной и письменной речи, умение использовать выразительные языковые средства а разных условиях профессионального педагогического общения в соответствии с его целью и содержанием.
Развитие языковой личности, таким образом, связано с продвижением от элементарных, низших свойств речи к осознанному и намеренному ее построению, а через него – к спонтанной монологической речи, выражающей интеллектуально-духовное и национально-нравственное содержание этой личности: «Особый вид речевой коммуникации – устная спонтанная монологическая речь. Вообще говоря, богатая, информативно-выразительная спонтанная монологическая речь есть высший пилотаж развития способности человека. И, кстати сказать, именно на такую речь сейчас возрастает спрос в нашем обществе». (А.А.Леонтьев)
Систематическое участие в диспутах, дискуссиях, проектах развивает умение говорить по существу, аргументировано излагать свои мысли, активизирует и развивает творческие аналитические способности.
Цель статьи – описать такую форму демократического общения преподавателя и студентов, как дискуссия, показать ее место в учебно-воспитательном процессе по литературе и русскому языку, методику подготовки и проведения дискуссий.
Дискуссия – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна одна лишь истина, перед которой ровны все» (Р. Роллан).
Поскольку дискуссия – это словесное состязание, то основные цели ее проведения следующие:
Выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения студентов;
Воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.
Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений.
В зависимости от основной формы работы дискуссий можно подразделить
Дискуссия
Вид
Формы работы
Примерные темы

Научная (научно – исследовательского характера)
Исследование текста, позиции автора, исторических условий
«Случайна ли смерть Базарова?» ( «Отцы и дети» И.С. Тургенев)

Пропагандистская (воспитательные задачи)
Размышление, сопоставление, наблюдение
«Что лучше – истина или сострадание?» ( «На дне» М. Горький)

Ролевая игра (одна группа опровергает норму, другая защищает её)
Выстраивание логической цепочки, подбор аргументы для отстаивания своей точки зрения
«Правильная речь – для всех или для избранных?» ( предмет: русский язык)


Как сказано в статье А.Ж.Мурзалинова одним из средств, способствующих развитию языковой личности, являются дебаты по формату К.Поппера. Согласно ему в этой интеллектуальной игре предполагается участие двух команд: утверждающей тему дебатов (например: «Знание государственного языка Республики Казахстан включает знание культуры казахского народа»; «М.Горький был прав, утверждая: «Не всегда важно, что говорят »; «Использование большого количества иностранных слов в научно-популярной речи оправданно») и опровергающей ее («Знание государственного языка Республики Казахстан не включает знание культуры казахского народа»; «М.Горький не был прав, утверждая: «Не всегда важно, что говорят»; «Использование большого количества иностранных слов в научно-популярной речи неоправданно»).

Хочу предложить разработку урока - дискуссии по русской литературе в группе, которая обучается по специальности «Учитель английского языка »
Тема: М.Горький «Старуха Изергиль »
Цель:
Знакомство с особенностями уроков-дискуссий;
Вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения;
Воспитывать активное отношение к жизни.
Тип урока: дискуссия
Подготовительная работа:
Для обсуждения были выбраны вопросы, которые интересны учащимся, затрагивают и волнуют их.
Дан список литературы для подготовки
Создана инициативная группа, которая оформила помещение, раздала памятки с правилами ведения спора, подготовила выставку книг, вывесила плакаты с афоризмами, расставила стулья таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.
Ход урока
Оргмомент
Слово учителя. Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи (революции). В горьковской романтике отразилась вера в будущую победу. Романтический и реалистический циклы очень близки. В ранних рассказах писатель даёт увлекательное решение проблемы: Каким должен быть человек.
В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1894 году и отосланном в газету В.Г. Короленко «Русские ведомости», главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы.
3. Словарная работа Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе
4. Близкий к тексту пересказ первой и третьей части рассказа Горького «Старуха Изергиль», заранее подготовленными студентами.
5. Беседа по содержанию:
- Какие поступки во имя самоутверждения совершает Лара? Что означает имя этого героя?
- Какие поступки во имя спасения людей совершает Данко?
- Сравните суд отчаявшихся людей над Данко с судом старейшин над Ларой.
- Назовите отличительные качества характера Данко и Лары.
- Где грань между гордостью и эгоизмом
5. Словарная работа. Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня – непомерная гордость, эгоизм
6. Дискуссия.
Класс делится на две группы, которые потом будут меняться местами, рассаживаются в два круга – внутренний и внешний, ведущий – в центре. Дискуссию ведет только внутренний круг, внешний не вмешивается в работу внутреннего круга.
Правила для ведущего дискуссию:
Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.
В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказать свое мнение, но и стремился его отстаивать.
Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.
Правила для участников дискуссии:
По возможности коротко и ясно изложите свою точку зрения; ваша речь должна быть весома и убедительна.
Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».
Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущем по ходу проведения дискуссии.
Ведущий (учитель) Мы должны решить важную проблему: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые?
Внутренний круг разделим на две группы: одна подгруппа должна отстоять точку зрения: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые. Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Красивые и гордые не могут ( или не всегда могут) быть сильными и смелыми.
Внешний круг в это время оценивает работу внутреннего круга.
Далее внутренний круг становится наблюдателем, получая программу наблюдения, а внешний круг становится внутренним и две подгруппы получают задание.
Общая проблема: Совместимы ли гордость с уступчивостью, твердость с добротой, требовательность со снисходительностью?
Первая подгруппа: Гордость совместима с уступчивостью, твердость с добротой, а требовательность со снисходительностью
Вторая подгруппа: Гордость несовместима с уступчивостью, твердость - с добротой, а требовательность - со снисходительностью.
Дается пять – восемь минут на подготовку, а потом заслушивается мнения учащихся.
Ведущий (учитель) - Дайте оценку гордости как человеческому качеству.
Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой «Гордые»
Гордые
Гордым легче. Гордые не плачут. Ни от ран. Ни от душевной боли. На чужих дорогах не маячат, О любви, как нищие, не молят. Широко расправлены их плечи, Не гнетёт их зависти короста Это правда – Гордым в жизни легче; Только гордым сделаться – Не просто.
Итог дискуссии.
Решение последнего проблемного вопроса: Можно ли, любя, оставаться свободным и независимым?
Заслушиваются высказывания всех членов групп.Вступает в работу внешний круг.
И в заключении необходимо сказать, что проблемы рассказа, поставленные Горьким глубоко волнуют и сейчас. А в 1902 году по этому рассказу была написана неизвестным автором музыкальная драма. Это говорит о важности поднятых проблем.
8. При индивидуальном оценивании студентов используется такая схема:
Список уч-ся 
Выдвижение идей
Вовлечение товарищей в работу  
Оригинальность  
Задавание вопросов  
Умение Отвечать на вопросы  
Активное слушание  
Общий балл  

 
 
 
 
 
 
 
 

9. Домашнее задание: Эссе «Каким должен быть человек?»
Литература
1. М.Н. Сарпбеков. Моделирование профессионально – педагогической деятельности учителя 12 – летней школы. Материалы Республиканского семинара «Нормативное обеспечение профессионально – педагогической подготовки учителей в условиях перехода к 12 – летнему образованию» 27 – 28.03.2009 г Тараз
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
3. Ясвин. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию М.Смысл, 2001 С-14
4. В.М. Ударцева. Создание самообразовательной среды -один из факторов повышения качества образования II откоытая школа 2005год №9
5. Воробьев. Г.Г Школа будущего начинается сегодня М.Просвещение 1991г
6. А.Ж.Мурзалинова. Возможности использования дебатов в развитии языковой личности. Русский язык и литература в казахской школе 2/2001
15