Статья на тему: Технология продуктивного чтения как основа формирования читательской активности младших школьников

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гордиенко Екатерина Эдуардовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 г.Кропоткин МО Кавказский район.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме формирования читательской активности младших школьников. В данной статье рассматривается технология продуктивного чтения как основа формирования читательской активности. В статье представлены современные проблемы формирования читательской активности, особенности формирования читательской активности младших школьников на уроках литературного чтения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование читательской активности, младший школьник, особенности формирования читательской активности младших школьников.


Сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Уместно говорить о том, что развиваются процессы, так называемого «кризиса чтения». Очевидным представляется тот факт, что компьютер и телевизор практически полностью «отняли» у школьников время и желание читать. В этом отношении актуальность приобретает формирование читательской активности младших школьников.
Данные педагогических научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда школьник свободно владеет осознанным чтением и у него в достаточной мере развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из способов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить учащегося пользоваться книгой.
Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Отметим, что умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Одной из причин потери интереса современного школьника к чтению является педагогически нецелесообразный процесс обучения в начальной школе. На уроках литературного чтения, произведение, прежде всего, должно рассматриваться как художественное явление, в котором определенными выразительными средствами передается духовное, эмоциональное содержание.
В этой связи важным для педагога является использование педагогических технологий, подобранных с учетом особенностей процесса формирования читательской активности, с одной стороны, и психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста, с другой стороны.
Для того чтобы более детально рассмотреть технологию продуктивного чтения как основу формирования читательской активности, необходимо определить понятия «технология», «педагогическая технология».
Слово «технология» образовано от греч. techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, понятие, учение.
Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности педагогической ситуации и особенностям учащихся во многом зависит качество обучения.
Зародившись более трех десятилетий назад в США термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексику всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса.
Существуют различные подходы к определению понятия «педагогическая технология»:
способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка (Ю.П. Азаров);
«операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику (Н.Е. Щуркова);
системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей (Ф.А. Фрадкин);
описание процесса как достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике характеризующейся четкой последовательностью целей обучения, уплотнением информации, подлежащей усвоению, комплексным применением дидактических средств обучения и контроля, усилением диагностических функций обучения и воспитания (В.П. Беспалько);
процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности (В.В. Сериков);
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);
исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приемов, оценка применяемых методов.
Таким образом «педагогическая технология» – это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология направлена на выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса, анализ факторов, повышающих образовательную эффективность. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.
Фактически педагогическая технология внедряет системный метод сознания с учетом технических и человеческих ресурсов, их взаимодействия.
В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используются на трех уровнях (Селевко Г.К.):
общепедагогический (общедидактический) уровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения;
частнометодический (предметный) уровень – это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;
локальный (модульный) уровень – технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.
В педагогической литературе существует классификация педагогических технологий (по Селевко Г.К. ):
Группа
педагогических технологий
Педагогическая
технология
Авторы

1
2
3

Традиционные технологии
Объяснительно-иллюстративные технологии обучения
В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса
«Педагогика сотрудничества»
Педагоги-новаторы


Гуманно-личностная технология
Ш.А. Амонашвили


Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека
Е.Н. Ильин

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Б.П. Никитин


Проблемное обучение
Дж. Дьюи


Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре
Е.И. Пассов


Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
В.Ф. Шаталов

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
С.Н. Лысенкова


Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов
В.В. Фирсов


Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам
И.Н. Закатова


Технология индивидуализации обучения
И.Э. Унт, А.С. Границкая,
В.Д. Шадриков


Коллективный способ обучения
А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко


Групповые технологии
-


Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
-

Ў°Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
«Экология и диалектика»
Л.В. Тарасов


«Диалог культур»
В.С. Библер, С.Ю. Курганов


Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)
П.М. Эрдниев


Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

Частнопредметные технологии
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте
Н.А. Зайцев


Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
В.Н. Зайцев


Технология обучения математике на основе решения задач
Р.Г. Хазанкин


ПТ на основе системы эффективных уроков
А.А. Окунев


Система поэтапного обучения физике
Н.Н. Палтышев

Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика
Р. Штайнер


Технология свободного труда
С. Френе


Технология вероятностного образования
А.М. Лобок


Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)
-

Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности
А.М. Кушнир


Технология саморазвития
М. Монтессори

Технологии развивающего обучения
Система развивающего обучения Занкова
Л.В. Занков


Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова
Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов


Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер


Личностно ориентированное развивающее обучение
И.С. Якиманская


Технология саморазвивающего обучения
Г.К. Селевко

Технологии авторских школ
Школа адаптирующей педагогики
Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде


Модель «Русская школа»
М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.


«Школа самоопределения»
А.Н. Тубельский


Школа-парк
М.А. Балабан


Агрошкола
А.А. Католиков


«Школа Завтрашнего Дня»
Д. Ховард


Кроме того, в научной педагогической литературе обозначены следующие подходы к классификации технологий обучения:
по признаку новизны
традиционные, инновационные;

по результату обучения
технология полного усвоения, технология развивающего обучения;

по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности
наглядно-образные технологии, операционные технологии, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью;

по доминирующей учебной форме
технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения;

по характеру педагогического взаимодействия
авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии

по характеру познавательной деятельности учащихся
технологии репродуктивной познавательной деятельности (направлены на объяснение знания, они ставят целью добиться непосредственного понимания учащимися явлений и процессов, которые изучаются. Все средства этих технологий служат тому, чтобы ученик логически усвоил предметные понятия, запомнил информацию и был готов ее воспроизводить устно и письменно, применять в адекватных ситуациях), технологии продуктивной познавательной деятельности (нацелены на то, чтобы ученики от понимания общего для всех смысла того или иного научного факта, взаимосвязей, содержащихся в общепринятых научных определениях, переходили к более высокому уровню понимания – к пониманию как интерпретации, как осмыслению, то есть рождению своего индивидуального смысла. Эти технологии организуют для учащихся собственные пути к новому знанию, переживание открытия знания).


Таким образом выбор педагогической технологии при формировании читательской активности младших школьников обусловлен особенностями данного процесса и данной возрастной группы.
Одной из эффективных технологий формирования читательской активности является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.
По мнению автора, продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, читательской активности, умение самостоятельно понимать текст. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, умения извлекать информацию из текста.
Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организовывает исследовательскую работу учащихся таким образом, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственное направление личностного развития.
Действия учеников в рамках данной технологии становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся, читательской активности. Отметим, что творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные школьники глубже чувствуют и понимают прочитанное, что способствует формированию читательской активности.
Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения.
антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт младшего школьника;
постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
первичное чтение текста;
выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста;
перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов);
анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста;
обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста;
выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
концептуальная (смысловая) беседа с младшими школьниками по тексту;
выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов;
знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя;
работа с материалами учебника, дополнительными источниками;
работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия;
обращение учащихся к готовым иллюстрациям;
соотнесение видения художника с читательским представлением;
творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Данная технология такова, что может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией.
Можно заключить, что формирование читательской активности является сложным процессом, особенно в младшем школьном возрасте, в котором находят свое выражение знания школьника, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями. Поэтому технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской, приобретает ведущее значение при формировании читательской активности младших школьников и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах.


15