«Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской деятельности учащихся»


ГОУ ДПО «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного и начального образования
Выступление на семинаре «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника»«Технология продуктивного чтения как средство формирования читательской деятельности учащихся»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «Ромодановская СОШ №1»
Мартасова С.В.

Саранск 2016
Очень часто в нашем обществе задаётся вопрос «Почему современные дети не любят читать?» На него можно дать разные варианты ответа. XXI век – век бесконечной информации, значит, уходят на второй план отношения, мысли, чувства. В связи с увеличением развития различных технологий современная молодежь чаще всего обращается к интернет - источникам, где можно в свободном доступе найти информацию, нежели к книгам.
Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно в обществе достичь успехов.
В конце 2012 года исследовательский компания «Ромир» провела опрос на тему книг и чтения.  В исследовании приняли участие 1000 человек, в возрасте 18—60 лет. Им предложили ответить на вопрос «Как часто вы читаете книги?» В ходе опроса выяснилось ежедневно читают 10 % , а 45 % опрошенных практически никогда.
Поэтому проблема чтения становится государственной.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения  обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории, математики.
Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель и задачи технологии продуктивного чтения
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Продуктивное чтение может осваиваться обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, букварь – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Рассмотрим конкретно каждый этап чтения.
Знакомство с новым произведением начинаем с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.
Например
Предлагаю вниманию фрагменты работы с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица» с использованием технологии продуктивного чтения
На 1 этапе «Работа с текстом до чтения» ребята делятся на группы, им  даются задания.
Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 
Вторая группа, используя ключевые слова  (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.
Третья группа пытается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. 
Следующий приём использование цветных геометрических моделей жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения: коричневый — о животных; треугольник – стихотворение
желтый — о детях; круг - сказка
зеленый — о природе; прямоугольник - рассказ
красный — о Родине; квадрат - УНТ
голубой — о приключениях, о фантастике; ромб - басня
например, зеленый треугольник обозначает стихотворение о природе, коричневый круг — сказку о животных и т.д.).
На втором этапе «Работа с текстом во время чтения»:
Выполняются исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.)
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.
2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.
Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".
Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений).
Во время работы необходимо стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
Чтение текста «Мои сны о лете». Редактирование текста.
1) Работа с текстом до чтения.
– Рассмотрите иллюстрации.
– О чём в тексте прочитал художник? (О природе.)
– Как назвали авторы свой текст? Прочитайте.
– Соответствует ли название этому рисунку?
– Что приснилось художнику?
2) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение текста про себя.
б) Выявление первичного восприятия.
– Был ли внимателен наш художник?
в) Перечитывание текста.
– Сколько раз автор использовал красную строку? Почему?
– Сколько частей в тексте?
– Прочитайте 1-ю часть. О чём рассказывает нам автор? (Это описание пруда.)
– А какое слово говорит о том, что пруд маленького размера?
– Прочитайте 2-ю часть. Какое предложение ошибочно попало во 2-ю часть? (Это предложение про кувшинки, так как 2-я часть – о соснах, о том, что у пруда.)
– В какую часть лучше перенести это предложение? (В 1-ю часть.)
– А что ещё можно было рассказать о соснах?
– О чём 3-я часть? (3-я часть о тех чувствах, которые вызывает эта картина.)
– Прочитаем этот текст так, как отредактировали. Из скольких предложений состоит 2-я часть?
– Что ускользнуло от внимательного взгляда художника? (Тени.)
– Прочитайте только то, что нарисовал художник. (2-е предложение и 3-е, а ветра не видим. 4-е предложение: видим лишь одну сосну, теней нет, если бы плыли – была бы рябь. И человека нет, о чьей душе идёт речь, человеку, возможно, это приснилось, мы попали в чужой сон.)
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
На заключительном этапе   «работы с текстом после чтения»:
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Проблемный вопрос ко всему тексту.
«Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
- Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам»,
«На языке медок, а на сердце - ледок», «У лести нет чести»
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.
Работа с текстом после чтения.
– На самом деле автор текста видел такой пруд или это только сон?
– Соответствует ли заглавие тексту?
– Как бы вы озаглавили этот текст?
Работа с вариантами заглавий: «Прудик в Сосновке», «Расставание», «Сосновка», «Мои сны о лете».
– Какое заглавие не подходит? (Не подходит заглавие «Сосновка», так как это название деревни, а в тексте описывается пруд. Не подходит название «Расставание». В тексте описывается пруд, а не расставание с ним.)– Какое заглавие передаёт настроение автора? («Прудик в Сосновке». Это место дорого автору, он любуется красотой маленького пруда.) Технология продуктивного чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста. Технология помогает поставить исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Я становлюсь учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.
Список литературы
1.Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
2.А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
3.Образовательные технологии : сб. мат. М. : Баласс, 2012. – 160 с.
4. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.
5.Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010. – 208 с
6.С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
7.С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
8.О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3)
9.Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронный ресурс] / Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru10. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru