Приёмы формирования языковой компетенции младших школьников при изучении лексических единиц на уроках английского языка


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
‘’ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1’’
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
НОВИКОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2016ГОД
ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Основное назначение иностранного языка, как мы знаем, состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом в формировании элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме. От степени владения лексикой в первую очередь зависит содержательная сторона высказывания, чем объясняется повышенное внимание к этому аспекту иноязычной деятельности и возникает необходимость проведения работы по усвоению, тренировке, применению и систематизации изученных лексических единиц.
С методической точки зрения сложный процесс овладения иноязычной лексикой включает в себя много компонентов: предъявление, объяснение, разнообразные упражнения для тренировки и применения, контроль за процессом становления и сформированности лексических навыков.
На своих уроках я использую следующие этапы работы с лексическим материалом:
Введение новой лексики Учитывая возрастные особенности детей 8-10лет, введение новой лексики должно происходить в игровой-занимательной форме. Мы должны задействовать эмоции, чтобы ребёнку стало интересно и захотелось узнать, как это слово звучит по-английски.
Можно принести на урок большую коробку, положить в неё те предметы, которые мы будем изучать и спросить детей’’What’s in the box?’’
Можно использовать видео, рисунки на доске, синонимы, антонимы, realia,флешкарты.
Лексика вводится без перевода!
Отработка новой лексики
Внимание! Задания на новую лексику должны идти в такой же последовательности, в какой ребенок осваивает родной язык:
1 — слушает, но не говорит;
2 — повторяет за взрослым;
3 — произносит слово сам
То есть сначала берем игры и задания, где наш маленький ученик должен просто запомнить новое английское слово, и показать его, не произнося (но если хочет произносить, ничего страшного). Затем идут задания, в которых ребенок повторяет слово за учителем/записью. И уже потом мы берем задания и игры, где ребенок должен сам произнести слово.
Почему это так важно? Иногда только начинающие работать с детьми преподаватели это не учитывают, и пару раз прослушав слова и разок повторив их хором, уже начинают показывать детям картинки и просить назвать слово. Естественно, назвать слово после пары прослушиваний в этом возрасте могут далеко не все дети. А на уроке у ребенка должно быть как можно больше ситуаций успеха, чтобы он получал удовольствие от занятий. И когда ребенка просят назвать слово, а он его не помнит, то мы создаем ситуацию НЕуспеха, которая может отбить желание «играть в язык» совсем.
Поэтому, все игры я делю на три большие группы и на каждом уроке советую брать по 2-3 игры из каждой группы.
Задания, где нужно узнать слово:
Раскладываем карточки в той последовательности, в которой идут слова на аудио. Включаем аудио. Просим ребенка показывать пальчиком на картинку, когда он слышит слово. Называем слова и показываем на картинки еще раз, теперь в обратной последовательности.
Просим детей закрыть глазки, расставляем карточки по комнате, просим открыть глазки (close your eyes/open your eyes). Называем слова и просим показывать на то слово, которое слышим или подбегать и становиться рядом с ним. Сначала можно произносить слова по порядку, потом — вразнобой. Дети хорошо запоминают, когда слова повторяются через одно или два раза подряд. Например, red-green-red-blue-yellow-yellow-blue-yellow-green.
Stop at Похожее задание. Раскладываем карточки на полу и разрешаем походить/побегать между ними. Можно включить веселую музыку. Потом музыку выключаем и говорим Stop at… и называем слово. Дети должны встать рядом с названной картинкой.*
Hold Up Выдаем детям картинки. Называем/включаем слова в разнобой и просим поднимать ту картинку, которую сейчас называли. Потом называем по два или три слова.*
Put the Card on the Board То же самое, только названное слово нужно повесить на доску.
Order the Pictures Раскладываем карточки перед каждым ребенком в произвольном порядке. Включаем аудиозапись/называем слова. Ребенок должен разложить картинки в той последовательности, в которой услышал. *
Yes/No Показываем картинку и называем слово. Если слово и картинка совпадают, дети говорят Yes, не совпадают — No. Постепенно ускоряем темп.
Touch Многое из того, что мы изучаем с малышами, можно потрогать и это отличная замена карточкам. Подойдет для цветов, частей тела, одежды, школьных принадлежностей. Говорим Touch… и называем предмет, до которого дети должны дотронуться.*
The Dice Game Для этой игры понадобится кубик с теми же словами, которые вы изучаете.. Карточки расставляются в разные места класса. Дети становятся рядом с той карточкой, которая им нравится. Затем учитель кидает кубик и называет слово. Те, кто стояли рядом с этой карточкой садятся, остальные продолжают играть.
Slap Очень любимая детьми игра. Можно играть в командах. Карточки на доске. Двое детей выходят к доске. Их задача — быстрее другого положить руку на то слово, которое называет учитель. Иногда для этого используют две мухобойки, чтобы было веселее.
Задания, где нужно повторить слово:
In Different Voices Все карточки висят на доске. Называем их по порядку хором, затем предлагаем детям каждый раз повторять все слова строчке разным голосом: радостным, грустным, усталым, удивленным. Когда прошли животных, можно добавлять варианты как кошка, как собака, как рыбка и т.д. Таким образом каждое слово ребенок повторяет 5-7 раз.*
Say it Quicker Хорошо продолжает предыдущее задание. Все карточки висят на доске. Называем их хором, 4-5 раз, постепенно ускоряя темп.*
Disappearing Words Карточки висят на доске. Называем их хором, каждый раз убирая по одной. Не обязательно убирать по порядку, можно начать с самых простых слов и закончить самыми сложными. Дети должны повторять всю последовательность слов, вспоминая те, что уже убраны. В конце не остается ни одной карточки. Мы показываем на магнитики, на которых они висели, а дети называют их все по памяти. Можно в конце раздать карточки детям и попросить их повесить на доску в той же последовательности.*
Задания, где нужно назвать слово:
Chinese Whispers или Broken Phone. Испорченный телефон у моих учеников — одно из любимых упражнений. Дети выстраиваются в ряд, учитель шепчет последнему ребенку на ушко слово, а ребенок должен шепотом передать его впереди стоящему и так до конца. Последний ребенок в линии громко называет слово и, если названо верно, переворачивает карточку с этим словом на доске обратной стороной. Теперь его очередь становиться последним в линию. Когда дети привыкают играть, слова они выбирают сами.
What’s Missing? Раскладываем или развешиваем карточки со словами. Просим детей закрыть глазки, убираем одну карточку, просим открыть глазки. Спрашиваем, что пропало. Потом можно усложнить и убирать по две или даже три карточки.*
What’s Different  То же самое, но не убираем карточки, а меняем две местами.*
What’s Been Added?  То же самое, но не убираем карточки, а добавляем еще одну.*
Read my lips Учитель произносит слово губами, дети должны по губам догадаться, что это было за слово.*
Bit by bit Прикрываем карточку другой карточкой/книгой. Медленно показываем небольшой кусочек карточки и спрашиваем: What’s this?*
In a flash Берем стопку карточек и держим обратной стороной к детям, быстро переворачиваем лицевой стороной и обратно. Дети должны успеть увидеть, что было на картинке.*
Charades Дети по очереди выходят к доске и жестами показывают одно из слов, другие должны угадать, что это за слово.
Guessing game (хорошо подходит не только для отработки лексики, но и простых грамматических конструкций) Дети по очереди выходят к доске, выбирают одно из слов Другие дети должны угадать, какое слово выбрано, задавая вопросы. (e.g. Is it….?/ Are you in the….kitchen/bedroom?/ Are you ….swimming/jumping?) Грамматическая конструкция, естественно,  должна быть заранее отработана.*
На следующем уроке опять повторяем слова, используя ранее приведённые игры и добавляя такую популярную игру’’Покормить монстрика’’.
На последующих уроках усложняем упражнения в различных конструкциях.
Когда выучили устно, учимся писать. К картинкам добавляем карточки со словами.
Упражнения для карточек со словами.
Match Когда дети уже хорошо запомнили слова устно и насмотрелись на карточки-слова, перемешиваем картинки, оставляя слова на месте и вызываем детей по одному, чтобы они подобрали к слову нужную картинку. Потом делаем наоборот, подбирая слова к картинкам, это сложнее.*
Pelmanism Можно поделить доску на две части или играть в командах или играть в парах с наборами маленьких карточек. Карточки раскладываем в две группы — слова и картинки лицевой стороной вниз. Ребенок берет одну карточку из группы картинок и одну из группы слов. Если они совпадают, ученик забирает их себе, если нет — снова переворачивает лицом вниз. Ход переходит к другому ребенку/команде.*
Хотелось бы обратить особое внимание на правописание слов-spelling.
Простое написание слов в строчку не даёт нужного результата, поэтому если даём прописывать слова, подходим к заданию творчески: прописываем разным цветом, разным шрифтом
Слова сами по себе не запоминаются. Нужны специальные упражнения.
Упражнения на spelling
Snakes
Fill in the gaps
Cross out the extra letter
WordsearchesWrite the words
Spelling dictation
Mirror the words
Хотелось бы остановиться на контроле сформированности лексических умений. Один из приёмов контроля- диктант.
Как проводить диктанты в классе:
Не диктуйте!
Используйте flashcards.
Дети пишут слова, которые видят на карточках.
Используйте worksheets.
У вас диктант на тему «Furniture» или «Food»? Найдите картинку в интернете с изображением необходимой вам лексики. Их много и, обычно, каждый предмет подписан. С помощью фоторедактора уберите эти подписи, распечатайте и выдайте своим ученикам. Пусть подписывают сами!
         
 
Исправление ошибок.
Подготовьте список слов, который они должны были выучить на диктант на отдельном листике для каждого ученика. В каждом слове сделайте ошибки. Задача ребёнка переписать слово рядом, но правильно.
Синонимы, антонимы, категории.
Называйте слово, задача детей написать антоним. Особенно хорошо это работает с прилагательными на начальных уровнях.
Попросите детей начертить таблицу с категориями. Например:
KitchenBathroomBedroomGarden       
Диктуйте слова, дети записывают их в нужную категорию.
Realia dictation
Показываем какой-то предмет (части тела, например), называем номер(number1),дети записывают nose.
Running dictation (игровой вариант, больше подходит не для итоговой проверки, а для spelling activity)
По всей доске развесьте flashcards. Поделите учеников на две команды и выстройте их у доски в две шеренги. Выдайте по одному маркеру или мелку на каждую команду. Маркеры (мелки) должны быть разных цветов. По команде первые дети в шеренгах подбегают к доске, и подписывают любую карточку. То есть с двух шеренг выбегают два человека и подписывают две карточки своими маркерами. Затем они бегут обратно к своим, отдают маркер и так продолжается игра по принципу эстафеты. В конце игры подсчитываются очки. Считаем сколько карточек у каждой команды подписаны, а так же, сколько правильно написанных слов.
Вариант№2
Поделите доску на две части. Выстройте студентов в две шеренги – это две команды. Выдайте каждой команде маркер. Называйте слово, первые ученики в шеренгах подбегают к доске и пишут только первую букву, передают маркер следующему студенту. Следующий студент пишет вторую букву и т.д. Побеждает та команда, которая написала слово первая и правильно.
Вариант№3
Выписываем на доске нужные слова в столбик по центру, но меняем местами буквы.  Точно так же делим детей на две команды и выстраиваем в шеренги, выдаём маркеры. Они подбегают к доске и, каждый со своей стороны, записывают нужное слово.
Обязательно проводить correction.Интересный момент: ошибки ребёнок исправляем сам зелёной ручкой. Сначала он зачёркивает ошибку и пишет сверху, а затем рядом пишет правильное слово.
Чтобы лексика не забывалась, её надо повторять
Упражнения на повторение, которые можно брать, пройдя несколько тем или в конце года.
Odd one out На доске несколько рядов карточек на разные темы. Просим детей закрыть глаза, добавляем в каждый ряд по карточке из другой темы, просим детей открыть глаза. Спрашиваем, что лишнее.*
Basketball Card Line-Up Делим детей на команды. Выкладываем две дорожки из карточек. Вдалеке ставим мусорное ведро. Два игрока становятся возле дорожек. Надо правильно назвать слово, чтобы сделать шаг ближе к корзине. Чем ближе — тем легче попасть.
Race Track Похоже на настольную игру, только дорожку для игры делаем из карточек на разные темы. Дети кидают кубик с цифрами и шагают на столько карточек, сколько выпало. Можно добавить несколько ярких цветных карточек, и сделать Miss your turn, Go back 1, Go forward 2 и т.п.
Shopping Game В конце года дети обычно знают еду, игрушки, одежду, школьные принадлежности. Обычно они знают также фразу Give me, …, please. или просто …., please. и могут ответить Here you are! и Thank you! Делим детей на несколько групп и у каждой группы будет свой магазин. Дети по одному отправляются за покупками и покупают что-то в каждом магазине. В конце можно попросить каждого рассказать, что у него есть.
Tic Tac Toe Делим детей на команды. Рисуем на доске табличку для крестиков-ноликов, на всякий случай объясняем, как играть. В каждую клетку вешаем карточку лицевой стороной. Чтобы поставить в клетке крестик или нолик ребенок из команды должен назвать слово, изображенное на карточке в этой клетке.
Хороший эффект для расширения лексического запаса дает использование на уроках видео с nursery rhymes:
I can see a rainbow
Hockey PockeyHead and Toes
The wheels of the bus
Рециркуляции лексики помогает ведение интерактивных тетрадей и карт памяти(mind maps).
Таким образом, применение игровых технологий на различных этапах работы с лексическим материалом позволяет развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся, способствует быстрому и прочному запоминанию изученного материала, развивает коммуникативные навыки учащихся, положительно сказывается на повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка и как следствие повышение мотивации школьников, влияющей на качество знаний учащихся.
Информационные ресурсы:
http://proenglish-blog.ru/doshkolniki/anglijskij-dlya-detej-luchshie-igry-c-kartochkami.html
Veronika Gelfgren: Fun with flashcards 150+ ideas for using flashcards in the classroom-Learnmore Projects 2012
Английский язык 2-4классы: рабочие программы по УМК М.З.Биболетовой - Волгоград: Учитель,2015