статья Языковой портфель как средство развития творческой деятельности школьников


Языковой портфель как средство развития творческой деятельности школьников.
Эффективное владение иностранным языком предполагает умение самостоятельно работать над изучением языка, пополнять свои знания и умения, развивать коммуникативную и информационную культуру. Следовательно, в области обучения иностранным языкам необходим переход к продуктивным образовательным технологиям, которые ориентированы на самостоятельную учебную деятельность школьников.
Одним из перспективных средств обучения иностранному языку становится языковой портфель (ЯП). ЯП – это пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт учебной деятельности обучающихся по овладению иностранным языком. Такой набор материалов дает возможность самостоятельно или совместно с учителем анализировать и оценивать объем работы и спектр достижений учащегося в области изучения языка и культуры. Кроме того, можно проследить динамику овладения языком в различных аспектах.
Концепция портфеля (технология) была заимствована из сферы искусства и психоанализа, где портфель рассматривается как средство, обеспечивающие целостный портрет личности и личностных характеристик. Эффективность ЯП объясняется аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки. Это обеспечивается представленными в ЯП реальными учебными задачами и продуктами творческой учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучающимися критериями оценки, обобщением личного опыта изучения и использования ИЯ.
В современной практике преподавания иностранных языков используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его направленности:
ЯП как средство самооценки достижения учащегося и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);
ЯП как инструмент автономного изучения ИЯ (Language Learning Portfolio). Данный вид портфеля может варьироваться: ЯП по чтению (Reading Portfolio), ЯП по аудированию (Listening Portfolio), ЯП по говорению (Speaking Portfolio) и т.д.;
ЯП как средство демонстрации учебного продукта – результата овладения ИЯ (Administrative Language Portfolio);
ЯП как инструмент обратной связи в учебном процессе;
Многоцелевой ЯП, включающий различные цели в области овладения ИЯ.
Рассмотрим Administrative ЯП. В него входят образцы лучших самостоятельных работ обучающегося. С помощью такого портфеля можно показать свои достижения в использовании изучаемого языка при вступлении в учебное заведение, при приеме на работе или в других целях.
В данном случае ЯП выполняет социальную функцию информирования о достижениях и опыте обучающегося в области межкультурного общения. Способность к рефлексивной самооценке является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции в деятельности по овладению ИЯ и культурой.
Таким образом, ЯП рассматривается как инструмент самооценки владения изучаемым языком, что определяет две его основные функции:
1. Информационную/социальную – фиксировать достижения обучающихся в области овладения иностранными языками, факты и опыт использования ИЯ в межкультурном общении.
2. Педагогическую – повышение мотивации обучающихся, развитие способностей в области овладения языками, повышения качества языковой подготовки, развития самооценки, способности и готовности к изучению языков на протяжении всей жизни.
Работа с ЯП способствует формированию очень важного показателя творческой учебной деятельности такого, как накопление эффективного опыта использования ИЯ и перенос его в новые ситуации.
ЯП как средство обучения ИЯ предоставляет учителю и обучающемуся широкие возможности в создании творческих проектов в рамках личностно-ориентированной образовательной парадигмы, соответствует практическим, развивающим и образовательным целям в области иностранного языка и культуры в контексте перспективного развития школьного языкового образования.