Занятие по окружающему миру по теме Профессия космонавта


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 г. Пензы
Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя
Воспитатель: Щербединская Елена Сергеевна
Продолжительность занятия: 25 минут.
Цель: познакомить детей с профессией космонавта.
Задачи:
1. Образовательная.
Обогатить и систематизировать знания о профессии космонавта, о полете человека в космос.
Активизировать словарь следующими существительными: «космос», «космический корабль», «скафандр», «орбитальная станция», «невесомость»; закрепление умений согласовывать существительные с числительными.
Вызвать интерес к профессии космонавта и желание быть похожим на космонавта – сильным, здоровым, выносливым.
Вызвать интерес к опытнической деятельности.
2. Развивающая.
Развивать любознательность, воображение, мышление, речь.
3. Воспитательная.
Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: воздушные шарики по количеству детей; объемные модули; компьютер; мультимедийное оборудование; аудиозапись.

Ход непосредственной образовательной деятельности
№ Этапы и цели Деятельность педагога Деятельность ребенка
1 Орг. Момент
Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой на НОД; создание проблемной ситуации.
Время: 2 минуты. Слайд 1
Загадка: Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,Только выпустит хвост -Понесется до звезд.
(Ответ: Ракета)Игра «Строим ракету»
- Ребята, давайте построим из этих модулей ракету!
-Наша ракета готова! Можем смело отправиться в космос!
-Ребята, но чтобы полететь в космос, нужна большая подготовка.
Дети заняты работой с объемными модулями.
Конструирование из объемных модулей ракеты.
2
Основной
1. Сообщение воспитателя о мечте людей полететь к звездам.
Цель: познакомить детей с первыми видами воздушного транспорта.
2. Опытническая деятельность.
Цель: сравнить полет воздушных шариков с быстротой полета космической ракеты.
3. Знакомство с первым космонавтом.
Цель: познакомить детей с первым космонавтом Ю.А. Гагариным и первой женщиной – космонавтом – В.В. Терешковой.
4. Рассказ о полете в космос
Цель: познакомить детей с жизнью и работой космонавтов на орбитальной станции.
а) Орбитальная станция
б) Невесомость
Физкультминутка
в) Космическая еда
г) Скафандр
д) «Возвращение на землю»
5. Игра «Полет в космос»
Цель: развивать у детей воображение, фантазию.
Дидактическая игра «1, 3, 5»
Цель: учить детей при согласовании существительных с числительными ориентироваться на окончание слова.
-Давайте сядем на стульчики.
-Сейчас я вам расскажу об одной интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.
-Ребята, кто из вас знает, люди какой профессии летают в космос?
Слайд 2
- С давних пор мечтали люди
В космос полететь,
Обогнуть планету,
На Луну взлететь.
- Взгляды к звездам устремляли
И в тиши ночей
Смельчаки изобретали
Путь к мечте своей.
- Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо.
Слайд 3
Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо?
-Аэроплан. А это первый реактивный самолет.
-Как одним словом можно назвать транспорт, который мы перечислили? (Воздушный). Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И человек «конструктор» изобрел мощную, сильную космическую ракету.
Слайд 4
- Мчится в небе голубомВертолет с одним винтом,
А еще быстрей полет
совершает самолет,
А еще быстрей - вот эта
Межпланетная ракета!
- Сейчас я вам с помощью воздушного шарика покажу, как быстро летит космическая ракета.
-Возьмите все по шарику.
-Надуваем свои шарики.
-А теперь отпустим их, разжав пальчики.
- Что произошло с нашими шариками? (Они резко взлетели вверх) .- Вам понравилось, как полетели наши шарики?
- Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.
Слайд 5, 6
- У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель,
По-английски - астронавт,
А по-русски- космонавт .
-Ребята, кто из вас знает: кто был первым космонавтом?
- Первым человеком, который полетел на космической ракете был Юрий Алексеевич Гагарин (повторить).
- Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
- Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток» (повторить с детьми).
-Первой в мире женщиной космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.
- Космический корабль везет космонавта в космос.
- А как вы думаете, где живет космонавт в космосе?
Слайд 7
- У космонавта есть космический дом, который называется орбитальная станция.
-Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.
-В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов.
- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции?
- Они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю и т. д.
Слайд 8, 9, 10
- На орбитальной станции – невесомость. Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.
- В космосе веса ничто не имеет.
Все невесомым становится там.
Гиря летать, как пушинка, умеет.
Легкий, как бабочка, гиппопотам.
- А хотите представить, как двигается человек в невесомости?
- Становитесь около стульчиков и двигайтесь, как я.
- А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки?
Слайд 11
- Космонавты сами не готовят себе еду. Еду для них измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот.
-Давайте с вами пофантазируем и скажем, какие блюда могут быть в этих тюбиках.
Слайд 12
- Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе находиться очень опасно для здоровья человека - там нет воздуха и совсем другие условия, чем на земле. Поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду - скафандр.
- А вот космический турист –
Скафандр, как звезды, серебрист.
- А как вы думаете, как общаются космонавты в открытом космосе с орбитальной станцией и с Землей? (по рации)
Слайды 13, 14, 15
- Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.
- А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.
- На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.
- Вот, ребята, мы прошли с вами подготовку.
-Давайте представим себя космонавтами и хотя бы на несколько минут отправимся в космос.
-Занять места на нашем космическом корабле!
- Ключ на старт! Ключ на пуск!
-10, 9, 8,7,6,5, 4,3,2,1
-Пуск! Поехали!
- А пока мы летаем, немного с вами поиграем. Игра называется «1, 3, 5».
- Я называю слово, например «ракета», а вы продолжаете: 1 ракета, 3 ракеты, 5 ракет.
(космонавт, звезда, скафандр)
- Кончился путь, приземлилась ракета!
Перед нами леса и поля!
Здравствуй, наша родная планета!
Здравствуй, наша родная Земля!
(дети садятся на стульчики)
Ответы детей.
Ответы детей
Каждый ребенок берет себе по одному воздушному шарику. Все дети становятся в круг. Надувают шарики, а потом разжимают пальцы.
Ответы детей.
(дети собирают шарики и садятся на стульчики)
Чтение стихотворения наизусть.
Ответы детей.
Повторение слова: Гагарин.
Повторение: 12 апреля, на ракете «Восток».
Ответы детей
Дети повторяют хором: «Орбитальная станция»
Ответы детей
Повторение слова: невесомость.
Под медленную «косми-ческую» музыку дети выполняют плавные движения, медленно передвигаются по группе, потом садятся на свои места.
Ответы детей
Ответы детей
Повторение слова: скафандр.
Ответы детей.
Дети занимают места около построенной ракеты.
Дети повторяют за воспитателем обратный счет (10 – 1)
Повторение за воспитателем: 1 ракета, 3 ракеты, 5 ракет.
Согласование существительных с числительными.
1 ребенок читает стихотворение .4.
5. Рефлексия
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о профессии «космонавт»
Итог.
Цель: подвести итог совместной деятельности. - Вот вы вернулись из космоса на землю. Вы здоровы?
- К интервью готовы?- Как называется ваша профессия?
- Кто был первым космонавтом мужчиной?
-А как зовут первого космонавта женщину?
- Как называлась первая ракета?
- Как называется ваш космический дом?
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- Зачем вы летаете в космос? Что вы там делаете?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- А может слабый и больной человек полететь в космос? Почему?
- Вы любите свою профессию?
- Сколько много мы узнали сегодня о профессии космонавт, и даже сами побывали в роли космонавтов.
-Поднимите руку, кто хочет стать космонавтом , когда вырастет?
- Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться.
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
- Давайте с вами, ребята, будем стараться быть похожими на космонавтов. Спасибо всем за хорошую работу! Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Ребенок читает стихотворение наизусть.