ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Приходя в школу, каждый ребёнок готов искать и находить, он интересуется многим, задавая свои многочисленные вопросы, его легко увлечь. И это важно, ведь познание начинается с вопроса. И здесь мне хочется прочитать свое стихотворение.
Средь суматохи будни дней, уроков,
Мы слышим от детей такое множество вопросов:
«Когда и как? Зачем и почему?
Вновь объясните мне. Я ничего тут не пойму!»
И снова вечер в книгах, в Интернете,
Ну а потом тетради, ужин и конспекты,
Новации, проекты, ИКТэ,
Покой лишь только снится мне.
А завтра снова на уроки,
И снова почемучкины вопросы,
Ну что ж, друзья, знать суждено
Искать и находить. Другого не дано.
Организацию исследовательской деятельности учащихся веду с 2008 года, еще работая по системе Л. В. Занкова, а в 2011 году я участвовала в муниципальном конкурсе «Учитель года – 2011» и уже там представляла первые результаты по формированию исследовательской компетентности младшего школьника.. Руководством в формировании детской и, наверное, учительской компетентности по данному вопросу основополагающим стало изучение методики А.И.Савенкова. Я соглашусь с его словами из книги «Методика исследовательского обучения младших школьников»: «Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем… Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать…»
В ФГОС НОО приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Наиболее эффективным средством для этого является исследовательская деятельность младших школьников.
Целью своей работы по данному направлению считаю стимулирование развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Одними из приоритетных задач своей работы в этой области выделила следующие: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. На первоначальном этапе по обогащению исследовательского опыта первоклассников главное поддержать исследовательскую активность, развивать умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.
Первичные навыки исследования ребёнок получает на уроках по окружающему миру. Это уроки - исследования: «Что общего у разных растений?», «Что растёт на подоконнике, клумбе?», «Что это за листья?», «Что такое хвоинки?» и др, практические работы: «Исследование строения пера птиц и шерсти зверей», «Исследование снежков и снеговой воды на наличие загрязнений», «Исследование возникновения и распространения звуков» и др., проведение опытов по исследованию снега и льда, опытов, показывающих загрязнение воды и её очистку и др. Все дети с удовольствием примеряют на себя роль исследователя. (фрагмент урока «Что такое хвоинки?». Результат этой исследовательской работы на уроке стала книга «Хвойные деревья» (показать книгу), где дети сами определяли пользу ели в разных отраслях промышленности, и даже обложку оформляли тут же на уроке (это была рефлексия урока) - рисовали веточки ели и сосны и говорили о том, что они узнали нового об этих деревьях и чему научились на уроке.)Результатами учебной проектно-исследовательской работы (в данных случаях исследование как часть проекта) уроков математики, окружающего мира, литературного чтения стали учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, презентации, рукописные журналы, создание свободных текстов, стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках (показать «Моя малая Родина», «Книга загадок», презентации «Мой домашний питомец», «Мой класс и моя школа», «Родной поселок», «Красная книга», «Лакомства для ума», «И в шутку и всерьез», «Профессия учитель на все времена» и др) .
Многие творческие работы учащихся заняли достойные места в республиканских и всероссийских конкурсах и фестивалях.
В своей работе по формированию исследовательской компетентности младших школьников я выделила следующие направления деятельности:
индивидуальная работа (подготовка разовых докладов, устных сообщений, работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.групповая работа (организация исследований, совместных исследовательских проектов, где можно подключить к работе сразу несколько детей)
массовая работа с детьми (встречи с интересными людьми (библиотекарь, Голубицкая), посещение и участие в ежегодных школьных научно-исследовательских конференциях, школьные олимпиады)
Индивидуальную и групповую работу с детьми провожу в несколько этапов.
1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.
Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Для этого использую психологическую методику «Карта интересов младших школьников». Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, Антон Семяшкин очень любит конфеты и слушая слова своей мамы о вреде сладкого для зубов, решил установить, так ли это. А Катина Дарья, наблюдая за работой своей мамы в школьной лаборатории, захотела получить в домашних условиях радугу. Иногда я сама, “невидимо” для ребенка выбираю тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. Предстоящая исследовательская работа не должна занимать много времени и иметь практическую значимость.
2.На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования. Российский психолог и педагог Александр Ильич Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар. Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка.
3.Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, проводим предварительно анкетирование детей и взрослых для выявления первоначальных сведений по данной проблеме.
4.Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. И это, наверное, самая интересная часть исследовательской работы. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.
Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость. Посмотрите какими взрослыми ощущают себя дети, проводя эксперименты, опыты, наблюдения. Фрагменты из исследовательских работ «Воздух: друг и помощник» (2 кл – под руководством учителя), «Кто раскрасил радугу?» (3 кл – в лабораторных условиях при помощи учителя физики), «Сахар – друг или враг?» (4 кл – самостоятельно поставленный опыт дома).
Примеры проведения различных опытов в исследовательских работах детей на слайдах.
5.Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации для защиты. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст выступления.
6.На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией. Именно на этом этапе в классе ребенок впервые (а потом и на школьной конференции) демонстрирует не только саму исследовательскую работу , но и её «продукты». Так Семяшкин Антон и Шныркевич Денис (2 класс) в результате своей исследовательской работы «Воздух – друг и помощник» по типу детской игрушки самостоятельно сконструировали бумажную модель игрушки, с которой поиграли и одноклассники, и члены жюри на конференции. Катина Дарья в защите работы «Свет мой зеркальце, скажи..» показала лэпбук - это самодельная книга, в которой в сжатом виде собраны все материалы по изучаемой теме: кроссворды, сказки, загадки и многое другое (показать). Семяшкин Антон в своей работе «Сахар – друг или враг?» пришел к выводу, что сладкое может быть полезным тогда, когда его употребление будет «вмеру» и предложил всем присутствующим изготовленные своими руками петушки из сахара и книгу рецептов «Полезные сладости».
7.Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. Дети показывают свои опыты, учатся адекватно воспринимать другую точку зрения и доказывать свою. Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.
Дальше работа отправляется на различные муниципальные, республиканские или всероссийские конкурсы, такие как Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», Всероссийский конкурс исследовательских работ «Мои первые открытия», международный детский творческий фестиваль «Южный полюс», Всероссийский проект для одаренных детей «Алые паруса» и др.
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Родители – мои помощники в формировании у детей исследовательской компетентности. Они присутствуют зримо и незримо на всех этапах исследовательской работы своего ребенка. На тематических родительских собраниях рассказываю о роли исследовательской деятельности для развития современного ребенка и о сопровождении родителями ребёнка в этой деятельности. Родители подключаются к интересам детей. В работе с родителями учащихся использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.
В конце учебного года провожу совместные собрания с родителями и детьми «Фестиваль успехов и достижений», где дети представляют результаты своей работы в исследовательской и проектной деятельности.
Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеурочные, познавательные умения и навыки.
Программы начального звена, составленные по ФГОС НОО, представляют большой спектр использования проектной технологии. Я расскажу о некоторых из них.
Идею одного из первых проектов «Фразеологический словарь в рисунках» подсказал сам учебник А. В. Поляковой «Русский язык», в котором встречается много заданий с фразеологизмами. Работая по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, столкнулась с проблемой: дети не знают фразеологических оборотов, не умеют их объяснить и тем более применять в своей речи.
Предложила детям изобразить фразеологизмы в рисунках. Дети работали группами и по одному. Презентация проходила как на уроках русского языка, так и во внеурочное время ( игра «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»), и с этим же проектом участвовали во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
Когда рисунков скопилось достаточно много, решила собрать их на диске для презентации проекта на родительском собрании и дальнейшего использования продукта в своей работе с другими классами. Приведу несколько примеров. Вы, наверное, догадались, какой фразеологизм изобразил ребёнок. 1) Тянуть за язык – вынуждать что-то сказать 2) Ходячая энциклопедия – о человеке, обладающем всесторонними знаниями. Словарь постоянно пополняется новыми рисунками других детей.
Идея проектов в рисунках так увлекла, что мы выполнили ещё несколько подобных проектов: «Занимательная орфография. Правила русского языка в рисунках», «Словарные слова. Как их запомнить?», «Стихи печорского поэта Юрия Полякова в рисунках». Презентация проекта «Занимательная орфография. Правила русского языка в рисунках» прошла в виде игры на классном часу «Неразбериха по-русски», а проект «Стихи печорского поэта Юрия Полякова в рисунках» был оценен на школьном конкурсе стихов коми поэтов.
Правописание трудных слов – одно из направлений русского языка. При изучении этих слов для перехода заученного материала из кратковременной памяти в долговременную большую роль играет многократное повторение. Чтобы заинтересовать детей в этой работе, решила воспользоваться одним из приёмов для заучивания, описанных в книге В.В.Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности». Так возник проект «Словарные слова. Как их запомнить?». Продукт данного проекта оказывал мне необходимую помощь как на уроках русского языка, так и на внеклассных мероприятиях.
Чтобы запомнить написание словарных слов, мы воспользовались приёмом «усиления» орфограмм. Например, написание орфограммы в словарном слове усиливалось составлением ребусов (корабль, солдат), по аналогии с внешним видом предмета (обед), деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв (жили в доме Пом и Дор) и др.
Проекты по внеклассной работе:
Проект «Великая война и Великая Победа».
Данный проект состоит из поэтапных мероприятий и акций, направленных прежде всего на то, чтобы пробудить интерес к истории нашей Родины, способствовать воспитанию толерантности в подрастающем поколении, а также привлечение к мероприятиям общественности посёлка и родителей учащихся.
Формой презентации стал классный час с приглашением ветерана и тружеников тыла, а также создание небольшого фильма о ветеране Кожвы Соловьёвой М.П. и классной книги Памяти.
Проект «Моя школа в юбилей» (книжка-раскладушка).
Прежде, чем работать с детьми по исследовательской и проектной технологиям, я решила апробировать её в своей педагогической деятельности, т.е. побыть самой в роли исследователя. Так появились циклы внеклассных мероприятий по русскому языку в начальной школе и уроков, содержащих проектную деятельность. Все проекты имеют электронное приложение. Своеобразной презентацией этих проектов стало представление их на конкурсах.
Проект «Язык родной, дружи со мной!», который состоит из 20 внеклассных мероприятий по русскому языку, был отправлен на Всероссийский конкурс «Современный урок» и занял II место, одно из мероприятий опубликовано на страницах Всероссийского журнала «Педагогическое творчество», а с другим участвовали во Всероссийском фестивале «Открытый урок». На сайте фестиваля вы можете познакомиться с работами, представленными мною на фестивале. С одним из уроков, содержащих проектную деятельность, приняла участие в Республиканском конкурсе «Урок для Новой школы – 2010» и стала одним из победителей этого конкурса.
Исследовательская работа «Индивидуальное развитие систем восприятия учащихся на уроках обучения грамоте» была представлена на всероссийский конкурс и заняла 1 место. Результатами исследовательской работы явились интерактивное средство «Путешествие по Азбуке» для развития восприятия учащихся на уроках обучения грамоте и диагностика внимания, слуховой, зрительной памяти учащихся, уровня их обученности.
В папке с каждой из букв алфавита можно найти картинки предметов на определённую букву, раскраски, песни о букве, аудиофайлы «весёлые стихи», «загадки», «считалки», «рассказы», «фонетическую зарядку», «скороговорки», «пословицы», игры, кроссворды, презентации, выполненные в программе Microsoft PowerPoint и другое. Пособие «Путешествие по Азбуке» использовалось мною почти на каждом уроке обучения грамоте. Анализ результатов использования электронного пособия для интерактивной доски показывает, что уже к концу периода обучения грамоте объём внимания, зрительной и слуховой памяти у большинства учеников первого класса увеличился.
И закончить своё выступление мне опять хотелось бы стихотворением собственного сочинения.
Урок. И снова проблема пред нами:
Запомнить всё то, что копилось годами,
Как слово прочесть и задачу решить.
Могу всё я детям сейчас объяснить.
Но будет ли им это всё интересно?
Затронет ли душу и ум? Неизвестно.
Напрасно я думаю, ребёнок – малыш,
А он скажет так, и проблему решишь.
Пусть сам, пусть подольше, с ошибками, пусть,
Но сам пусть творит и не ведает грусть,
А я – лишь направлю, и в творчестве сами
Они всё узнают, что копилось годами.
Используемая литература.
1. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
2. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
3. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.
4.Выготский Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте. // Собр. Соч.; В 6 т. – М., 1984. – Т.2.
5.Сабурцев А.И., Сабурцев С.А. Основы организации научно-исследовательской работы в школе. Методическое пособие – Арзамас:АГПИ, 2003 – 41 с.
6.Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Нач. школа. – 2006 - №2 – с. 6 – 9
7.Фирсова М. М. Исследовательская деятельность учащихся гимназии. // Педагогика – 2003 - № 8
8.Элементарная исследовательская деятельность в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста: методические рекомендации для дошкольных учреждений. – Н.Новгород. – 2002 г. – 66 с.