Разработка мероприятия по организации взаимодействия с родителями.Семейная гостиная Семейные праздники

Тема: «Семейные праздники".

Цель: Укрепление взаимодействия между семьей и школой, используя разнообразные формы работы.
1.      Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение народных и семейных праздников, .
2.      Воспитывать уважение к членам своей семьи.
3.      Укрепить семейные отношения через приобщение к семейным праздникам как традициям, заложенным старшим поколением.

Подготовка к родительскому собранию:
разрабатываются анкеты для учеников и родителей по теме родительского собрания;
продумывается форма приглашения родителей на родительское собрание (конкурс среди школьников на лучшее приглашение);
готовится выставка семейных альбомов, фотографий по теме "Наши семейные праздники";
продумывается музыкальное сопровождение и работа творческих лабораторий
Вступительное слово:
Семейные праздники - это не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическое воспитание детей. Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных праздниках и их значении в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.
Перед началом нашего разговора я предлагаю вам провести традиционную разминку, немного расслабиться и поиграть.
Я попрошу вас всех встать в один большой круг.
Ресурсный круг
Порассуждаем на тему «Семейный праздник» выслушаем мнение каждого участника сегодняшней встречи.
«Что такое семейный праздник и чем он отличается от простого праздника?»
Как вы думаете, что означает слово «семья»? (Ответы)
( присядем за столики)
По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми».
С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье.
Давайте попробуем их вспомнить. Я начинаю, а вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а (дома лучше).
Не красна изба углами, (красна пирогами).
Каково на дому, таково и (самому).
Дети не в тягость, а (в радость).
Когда семья вместе, и (сердце на месте).
Всякой матери свое (дитя мило).
На свете все найдешь, кроме (отца и матери).
Мать кормит детей, как (земля людей).
Нет человека добрее (отца с матерью).
Нет дороже (отца с матерью).
Семья – это (семь я).
Как говорил философ Иван Александрович Ильин, первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы детской, ребенок научается любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Чешский психолог Зденек Матейчик отметил: «Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны близких людей».
В книге «Нестандартный ребенок» психолог Владимир Леви раскрывает «образ дома» во всем его многообразии:
«Дом был для меня адом. Скандалы и обвинения, запреты, недоверие, слежка Постоянное насилие над волей, связанность равнодушие, одиночество, скука Дом сломал меня».
«Дом был для меня раем, и за это я поплатился. К реальной жизни оказался, неприспособленным – сплошные разочарования. Тоска по несбыточному, поиск невозможного, в конце концов, атрофия воли».
Нет! Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка – но местом, где можно жить. Местом, где жить хочется.
Безусловно, психологическую обстановку в доме главным образом определяют взрослые. От их умения, такта, терпения зависит характер отношений с сыном или дочерью.
А как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка - семье илишколе? (Ответы родителей.)
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Школы и детские сады являются помощниками семьи в воспитании ребенка» (Закон РФ «Об образовании»).
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила моя мать», «что мне показал отец».
Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.
Социальная функция семьи - психологический тыл, защита, убежище. Мать - главная воспитательница школьника. Функция матери, родителей - научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать государственное учреждение и выступать в роли учительницы, тем самым травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей - человек, то «мера» родителей – ребенок.
Характер эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка определяется его эмоциональными отношениями со взрослыми в семье. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребенка.
Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.
- Как считаете, умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей? (Ответы.)
Семья
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамою,
Папа и я,
Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)
«Предмет моего детства».
На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, мягкая игрушка, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и по желанию рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.
А сейчас я предлагаю каждой семье найти свою точку соприкосновения мнения и выбрать подходящий цвет (красный, желтый, синий, зеленый, желтый)
Красный цвет выбрали
Желтый цвет выбрали
Синий цвет выбрали
Зеленый цвет выбрали
Пожалуйста, ответьте на вопросы мини-анкеты «В каждом доме свои праздники»:Каждая группа выбирает себе вопрос
- Что, по-вашему, входит в понятие «семейный праздник»?
- Оказывают ли семейные праздники влияние на воспитание ребенка?
- Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка?
-Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
- Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.
- Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка ставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет игре или по фанту.
- Как думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы)
Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.
- Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери – пусть он видит, на сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Несколько советов по организации и проведению детского праздника
«В каждом доме свои традиции. Сажать детей за взрослый праздничный стол или нет – родители решают по-разному.
Следует помнить, что за столом, за которым собрались взрослые (друзья, коллеги), присутствие малыша не желательно: это мало радует гостей. Попросите его не засиживаться среди взрослых или накройте ему отдельный столик.
На семейном торжестве, в котором участвуют все члены семьи, ребенок является таким же равноправным участников праздника, как мама или бабушка.
Другое дело детские праздники. Здесь ребенок – главное лицо. Если праздник специально организован, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для гостей, и для взрослых.
Дети, независимо от возраста, обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику.
Сам праздник длится около двух часов, о чем желательно заранее предупредить родителей приглашенных. Приглашая детей в гости, важно учитывать, кто с кем дружит, кто умеет себя вести в гостях и не испортит праздника, кого отпустят родители и другие вопросы.
Накануне праздника при самом деятельном участии ребенка проводится уборка квартиры. Праздничную комнату украшают цветами, гирляндами, детскими рисунками. Следует продумать, где маленькие гости будут разуваться и переобуваться, где будут лежать принесенные подарки.
Заранее обговорите с ребенком его наряд: быть красивым – значит уважать гостей. Нарядно одетыми должны быть и все члены семьи».
Приглашения
Напомните малышу: приглашать в дом гостей следует с улыбкой; можно лично – при встрече, по телефону или с помощью самодельных пригласительных билетов.
Вместе с детьми придумайте эмблему праздника и изобразите ее на самодельных открытках-приглашениях, которые вручаются гостям. Если же это чисто семейный праздник, распределите заранее роли. Каждый член семьи готовит приглашение для другого.
Можно также красочно оформить программу праздника и меню праздничного стола.
Выбор меню
Обсудите с маленьким хозяином праздничное меню, просмотрев, например, вместе с ним кулинарную книгу, и обязательно сделайте хотя бы одно-два блюда, которые ему понравились. Для ребенка важно быть равноправным участником подготовки к празднику.
Готовя праздничный стол, помните: не обилие и богатство закусок важны для детей. Для них главное, чтобы были сладости: конфеты, печенье, пирожные, торт или пирог, а также фрукты и напитки – вода разных сортов или чай. Целесообразно собирать детей в послеобеденное время.
(Можно предложить родителям несколько необычных рецептов для детского праздничного стола.)
Подготовка стола (сервировка)
Желательно, чтобы стол был красиво сервирован. Яркая цветная скатерть, самодельные настольные украшения придадут ему особое очарование.
Даже самый маленький ребенок способен положить  на стол салфетку, вилку или ложку. Не торопите ребенка, даже если вам придется потратить больше времени на сервировку. С каждым годом он будет все активнее принимать участие в украшении праздничного стола. В день рождения ребенка, на который приглашены дети, можно возле каждого прибора поставить какую-нибудь фигуру, небольшой сувенир. Если вы накроете стол одноразовой бумажной скатертью, то каждый участник сможет прямо перед началом праздника нарисовать возле своего прибора картинку. Сам факт того, что на скатерти можно рисовать, проводит ребят в восторг, ведь обычно взрослые требуют беречь скатерть, «не пролить, не испачкать» и т.д.
Развлечения
После того как ваши маленькие гости все съели, возникает вопрос: а что делать дальше? Они засиделись и полны энергии. Конечно, на какой-то период вы оставите детей одних, но все-таки часть праздника нужно организовать.
Что можно предложить ребятам? (используйте специальную литературу для подготовки детских праздников и игр.) Важно, чтобы во всех мероприятиях они участвовали как можно активнее.
Приобретите небольшие сувениры, которые вы будут выдавать в качестве призов своим гостям.
Чтобы поздравление запомнилось, нужно сделать его необычным. Например, нарисовать самим, причем очень нравятся «старинные» открытки, написанные на обожженной бумаге «из сундука» со старославянскими надписями.
При выборе подарков нужно обязательно учитывать интересы тех, кому вы их дарите. Не всегда самый дорогой подарок – самый интересный. Приучайте детей с малолетства придумывать что-то необычное. Вручение подарков хорошо бы  превратить в забавную церемонию. Например, все подарки сложить в большой мешок или корзинку Красной Шапочки. Возможны варианты: ведущий предлагает «получателю подарков» задавать вопросы по поводу подарка.
Ведущий сам рассказывает о подарке, описывает его, а тот, кому подарок предназначен, пытается угадать, что  это такое. Подарок вручается только после того, как отгадан.
Представляется словесная реклама подарка.
Каждый подарок сопровождается небольшим юмористическим стихотворением.
Следует помнить, что, получив подарок, обязательно нужно его развернуть, рассмотреть и поблагодарить гостя, сказав подходящие для этого случая слова: «спасибо, какая интересная книга».

А сейчас я предлагаю вам погрузиться в атмосферу праздника, для того чтобы стать активными участниками творческих лабораторий.
(хороводы вокруг елки)
Работа творческих лабораторий(Задание участникам, узнать, научиться, показать результат своего труда, научить других)
1.Украшения
2.Праздничная газета
3. Развлечения
4. Праздничный стол
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.
Подведение итогов собрания
Что мы помним о детстве? Праздники!
Давайте сделаем так, чтобы нашим детям через 10-20 лет было что вспомнить. В наших с вами руках – вырастить детей грамотными и образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.
Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте.(О. Высотская)
В заключение собрания используется прием «Чудесная корзина». Участникам родительского собрания предлагается ответить, что они хотели бы положить в корзинку и взять с собой в будущее из приобретенных сегодня знаний.
15