Программа формирования здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования

«Рассмотрено»
Руководитель ШНМК
классных руководителей

________Потовиченко И.С.
Протокол № от ____2016
«Согласовано»
заместитель директора по ВР ОШ І-ІІІ ст. № 8 им. Д.А. Рыбалко города Тореза
___________Е.В. Сытникова
______________2016
«Утверждаю»
Директор ОШ І-ІІІ ст. № 8 им. Д.А. Рыбалко города Тореза
__________Е.Н. Созанская
_______________








Программа формирования здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования


Общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 8
им. Д.А. Рыбалко города Тореза





Разработала
учитель начальных классов
Исакова Елена Валериевна






















Пояснительная записка
Программа формирования здорового образа жизни и физического развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2015-2017 г.г., на основании Концепции ______________ детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, письма МОН ДНР от _________ № ________ «О методических рекомендациях в сфере формирования здорового образа жизни и физического развития детей и учащейся молодежи», опыта реализации проектов воспитательной работы (воспитание здорового и физически развитого гражданина и патриота, укрепление здоровья и развитие спорта, трудовое и профессиональное воспитание, художественно эстетическое воспитание, приобщение семьи к процессу воспитания детей, развитие школьного самоуправления, диагностика психических параметров личности и их коррекция) Общеобразовательной школы І-ІІІ ст.№ 8 им. Д.А. Рыбалко города Тореза.  
Программа формирования здорового образа жизни и физического развития учащихся направлена на воспитание ценностного отношения к здоровью и формировании здорового образа жизни обучающихся педагогический коллектив нашей школы работает по многим направлениям: с учащимися регулярно проводятся беседы по технике безопасности в различных ситуациях, тренинги, интерактивные игры по формированию здорового образа жизни и отказу от вредных привычек, учащиеся вовлекаются в спортивные кружки, секции, актив школы входит в число волонтеров. В рамках акций «Здоровый образ жизни» проводятся конкурсы рисунков «За здоровый образ жизни!», ежемесячно на классных часах звучит тема всеобуча «Здоровый образ жизни», в учебном заведении организуются смотры-конкурсы агитбригад, плакатов, листовок, флайеров. В классных комнатах соблюдается режим проветривания, постоянно контролируется санитарно - гигиеническое состояние.
Осуществляя план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, учителем физической культуры и классными руководителями проводятся беседы о режиме дня младших школьников, значении оздоровительных мероприятий для укрепления растущего организма. Учителями младших классов проводятся на общеобразовательных предметах физкультминутки.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: обшеобразовательными учреждениями ООК № 3, сютом, Дворцом творчества «Юность», ДК им. Кирова, ДК шахты «Прогресс», детской библиотекой, ДЮСШ города Тореза.

Портрет выпускника начальной школы
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:
любить свой народ, свой край и свою Родину;
уважать и принимать ценности семьи и общества;
быть любознательным, активным и заинтересованным;
владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности;
быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 
выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.



Программа содержит разделы:
1. Цель и задачи формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования.  
2. Основные направления и ценностные установки формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования. 
3. Принципы и особенности организации содержания формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования.
4. Основное содержание формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования.
5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по формированию здорового образа жизни и физическому развитию обучающихся на ступени начального общего образования.
7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).
8. Планируемые результаты формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования. 
9. Диагностика обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель и задачи
формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся
внедрить в образовательный и воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии;
воспитать у обучающихся сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
формировать у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы;
изменить отношение к вредным привычкам и сформировать понятие личной ответственности за свое поведение;
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Ценностные установки формирования здорового образа жизни
и физического развития обучающихся
Ценностные установки формирования здорового образа жизни и физического развития начальной школы согласуются с традиционными категориями, которыми являются следующие ценности:
Здоровье - объективное состояние и субъективное чувство физического, психологического и социального благополучия (Н.Ф. Реймерс).
Здоровый образ жизни - это максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способность к продлению рода и достижению активного долголетия (В.В. Колбанов).
Ценность «здоровье» - это представление о том, что здоровье важно для человека, класса, группы, общества в целом, а также их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении и деятельности, направленных на ведение здорового образа жизни (рабочее определение).
Ценностные ориентации на здоровый образ жизни - это важный компонент структуры личности человека, который отражает направленность личности на ценность «здоровье» и проявляется в деятельности и поведении, направленные на сохранение и укрепление физического, психологического, социального и духовного здоровья (рабочее определение).
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья (Н.К. Смирнов).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления формирования здорового образа жизни
и физического развития обучающихся
Содержание направления формирования здорового образа жизни обучающихся отбирается на основании базовых ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Рациональный режим дня, труда и отдыха. Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны  новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
Направление 2. Двигательная активность. Младший школьный возраст  это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет приобрести более широкую власть как над своим телом, так и над внешним физическим пространством. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.
Направление 3. Правильно организованное питание. Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.
Направление 4. Отсутствие вредных привычек. Губительные для организма привычки  курение и употребление алкоголя. Младшие школьники знают, что курение и алкоголь вредят здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку о том, что эти привычки воздействуют на детский организм во много раз сильнее, чем на организм взрослого.
Направление 5. Организация времени пребывания ребенка за компьютером. Неправильная организация времени пребывания ребенка за компьютером может привести к негативным последствиям. Для минимизации вредного воздействия необходимо соблюдать некоторые правила. Через каждые 30–40 минут работы за компьютером необходимо делать 10–15-минутный перерыв, во время которого выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далекой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером необходимо заранее оговорить с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию.
Содержание формирования здорового образа жизни
и физического развития обучающихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Организация социально открытого пространства формирования здорового образа жизни и физического развития личности гражданина ДНР, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
личного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение здорового образа жизни и физического развития обучающихся с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов
УМК «Школа России»
Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий.
Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения.
Все предметы работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.
Важное положение Стандарта ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих патриотическое, культурное, духовное и нравственное богатство нашего народа.
Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье. Условно его можно назвать «Познаем мир вместе». Этот проект включает в себя следующую совместную деятельность: чтение познавательной литературы, наблюдения, экологические действия, прогулки и путешествия и множество других ситуаций.

Средовое проектирование
 Создание среды, школьного пространства формирования здорового образа жизни и физического развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные и моральные ценности.

 В школе организованы подпространства, позволяющие обучающимся:
 
· изучать теоретические аспекты здорового образа жизни, муниципальные и школьные праздники; историю, народные традиционные блюда, народные игры, достижения обучающихся и педагогов школы (Доска почета, тематические папки в школьном музее «Наша биография»); связи школы с социальными партнерами;
 
· осваивать культуру общения и взаимодействия с другими обучающимися и педагогами (ровесниками из России, ЛНР); ценности здорового образа жизни (спортивная площадка);  

· демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (комната для проведения школьных мероприятий и праздников).
 В этой связи, важное место в системе обучения начального общего образования занимает образовательно-воспитательный курс «Уроки гражданственности Донбасса», направленный на становление ученика-гражданина, патриота своей малой и большой родины. Содержательные линии, входящие в состав курса, способствуют пониманию ответов на такие вопросы, как «Кто я?», «Что представляет собой окружающий меня мир?», «Что я знаю о своем роде?», «Что я знаю о своей Родине?», «Каковы мои права и обязанности?», «Что я могу сделать для блага Отечества?», «Великие люди (спортсмены) Донетчины».

Календарь традиционных школьных дел и праздников
Время проведения
Тема мероприятия

Сентябрь
Эстетическое оформление школы (кабинеты, информационные стенды «ЗОЖ», «Правильное питание», оформление стенда «Наши спортивные достижения»)

Октябрь
День здоровья

Ноябрь
«Здоровое питание – залог счастливого детства»

Декабрь
Международная неделя права . Выпуски стенгазет «Я против курения»

Январь
Недели здорового образа жизни. Выпуски стенгазет «Я против наркомании». Акция «Трезвость – норма жизни».

Февраль
День защитника Отечества (спортивные соревнования). Международный день «Безопасного Интернета»

Март
Муниципальный этап конкурса агитбригад «Мы за здоровый образ жизни».

Апрель
Выступление агитбригады «Сохраним природу для будущего поколения!»

Май
Военно-патриотическая игра «Зарница» (спортивные соревнования).

Лето
Оздоровление детей на пришкольной площадке досуга ( прогулки и игры на свежем воздухе, психологические игры и тренинги на снятие психологических «зажимов» и др.)


Целевые проекты
В школе реализуется следующий проект:
Проект «Твое здоровье в твоих руках»
Цель. Активизация физкультурно-оздоровительной деятельности среди учащихся, пропаганда здорового способа жизни и оздоровления способами физической культуры и спорта, формирование у учеников потребностей в двигательной активности, позитивной мотивации на здоровый способ жизни, привлечение к регулярным занятиям физкультурой и спортом
Задачи: формировать ответственное отношение к личному здоровью;
учить школьников анализировать негативные поступки учеников, делать выводы для себя;
формировать и развивать личность, способную руководить своим поведением в системе небезопасных явлений ;
внедрять программы «Равный- равному», «Диалог», «Полезные привычки», «Молодежь на распутье»
Ожидаемый результат : сознательное отношение учащихся к собственному здоровью, пропаганда и утверждение здорового способа жизни, отказ от вредных привычек.

Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по формированию здорового образа жизни и физическому развитию обучающихся
Формирование здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.
Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач Формирование здорового образа жизни и физического развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
При разработке и осуществлении программы Формирование здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования образовательное учреждение взаимодействует с общественными организациями и объединениями здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей направленности, детско-юношескими и молодёжными движениями, организациями, объединениями, разделяющими в своей деятельности базовые общечеловеческие ценности и готовыми содействовать достижению национального педагогического идеала.
При этом используются различные формы взаимодействия:
участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования;
реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;
проведение совместных мероприятий по направлениям формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся в образовательном учреждении.

Направление деятельности
Социальные партнеры
традиционные мероприятия

Воспитание здорового гражданина, патриота своей республики
ДТ «Юность», ОДСД, Торезского ОДН ГО МВД ДНР, ДК Кирова,
детская библиотека , СЮТ

Экскурсии в школьный музей «Наша биография», музей г. Тореза, ДК им. Кирова, военно – спортивные праздники «Зарница», ко Дню защитника Отечества

Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Свято-Ильинский храм,
СЮТ
праздники ко Дню Святого Николая, ко Дню Рождества «Рождественская елка»,
Рождественский театр ,
уроки гражданственности

Воспитание творческого отношения к учению, труду, здоровому образу жизни.
администрация поселкового совета Пелагеевка,
ДТ «Юность»
Акция «Чистый двор», «Подарок ветерану»; концерты; выпуски стенгазет; наглядной агитации «За здоровый образ жизни»

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих тебя людей
ДТ «Юность»,
СЮТ.
Инструктажи по безопасности жизнедеятельности в различных жизненных ситуациях, разработка тематических памяток «Делай так!»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
ДТ «Юность», детская библиотека , СЮТ

праздники: «Масленица»; «Новый год»; концерты к календарным праздникам

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

ДТ «Юность», ДЮСШ
«Малые олимпийские игры»; «Дни здоровья»; беседы по профилактике; отслеживание проведения профилактических прививок; экскурсии;агитбригада «Здоровое поколение Республики»


Совместная деятельность школы, семьи и общественности по формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях формирования здорового образа жизни и физического развития в следующих направлениях:
повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) обучающихся путем
проведения родительских конференций,
организации родительского лектория
заседания школьного родительского комитета
заседания Совета школы;
размещение информации о жизнедеятельности классных коллективов на школьном сайте;
публичных докладов школы по итогам работы за год и награждение за успехи в учебе и внеурочной деятельности;
проведения нетрадиционных мероприятий (собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов).
 
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах:
  совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни и физического развития обучающихся, в разработке содержания и реализации программ формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся, оценке эффективности этих программ; 
 сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
 содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
 опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывают им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

Такое сотрудничество способствует:
Совершенствованию межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (военно-спортивный праздник «Зарница», День туриста, театральные постановки ко Дню здорового питания).
Расширению партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведению совместных школьных акций в школе «Чистый двор».

Направление сотрудничества
формы
Традиционные мероприятия

Совершенствованию межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей
Праздники;
соревнования;
классные часы;
акции
«Малые олимпийские игры», День туриста, акции
«Чистый двор»,
«Уютный класс».

 Расширению партнерских взаимоотношений с родителями
индивидуальные беседы;
распространение опыта семейного воспитания;
работа в органах школьного самоуправления
Родительские собрания;
Совет школы, родительские комитеты;
организация поездок.



Ожидаемые результаты формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся
По каждому из заявленных направлений формирования здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Воспитание здорового гражданина, патриота, который соблюдает рациональный режим дня, труда и отдыха.
ценностное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей, к здоровью нашей нации;
представление о рациональном режиме дня, труда и отдыха;
первоначальный опыт соблюдения рационального режима дня, труда и отдыха;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Двигательная активность обучающихся младшего школьного возраста:
использование подвижных игр как средство укрепления здоровья;
организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементарных соревнований;
проведение физкультминуток на каждом уроке;
организация подвижных перемен;
опыт оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий.
3)Правильная организация питания обучающихся младшего школьного возраста:
представление об основных группах питательных веществ;
опыт различать полезные и неполезные продукты;
закрепление представлений о важности правильного питания;
воспитание бережного отношения к своему здоровью.
4) Отсутствие вредных привычек:
роль привычек в повседневной жизни ребёнка;
опыт детей объективно взглянуть на свои привычки;
выделить «вредные» привычки и рассмотреть их влияние на человека и его окружение;
учиться контролировать свои действия и отвечать за их последствия.
5) Организация времени пребывания ребенка за компьютером:
формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения здоровья для развития гармоничной личности,
помочь родителям осознать необходимость бесед с ребенком об опасном влиянии компьютера;
информировать детей и родителей о вреде и пользе компьютера,
развивать осознанное негативное отношение к вреду компьютера.

Воспитательные результаты и эффекты, достигнутые обучающимися в ходе реализации программы формирование здорового образа жизни и физического развития обучающихся на ступени начального общего образования:

  Воспитательные результаты те приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
  Воспитательные эффекты последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов формирования здорового образа жизни и физического развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
 
Уровни воспитательных результатов и эффектов деятельности обучающихся:
  Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (о правильном и рациональном питании, о рациональном режиме дня, труда и отдыха, об отсутствии вредных привычек, о правильной организации времени пребывания за компьютером и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
 Третий уровень результатов получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) здоровым гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
 на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, формирование здорового образа жизни и физическое развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов формирования здорового образа жизни физического развития обучающихся формирование основ идентичности, присвоение базовых ценностей, развитие самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.


Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов
Уровень
Особенности возрастной категории
Действия педагога

1 уровень
 
(1 класс)
          Приобретение школьником социальных знаний.
Восприимчивость к новому социальному знанию,
стремление понять новую  школьную реальность.
 
 
Педагог должен поддержать  стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для  самого воспитанника в формировании его личности,  включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению).  
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход  (усвоение человеком нового для него опыта поведения и деятельности). 

2 уровень
 
(2-3 класс)      

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества.      
 
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива,
резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.
 
Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы. 
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный         подход и принцип сохранения целостности систем.

3 уровень
 
(4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Потребность в самореализации,
в общественном признании,
в  желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности.
Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
 
Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.
 
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный         подход и принцип сохранения целостности систем.




Перечень рекомендуемых воспитательных форм и мероприятий
  
 
Формы
Мероприятия


1 уровень
 
(1 класс)

Беседы
 
 

 

Тематические классные часы
 
 
 
 
  

Участие в
подготовке и проведении мероприятий,

   

конкурсов
 
 
 






Спортивные соревнования

Сюжетно-ролевые игры
 
 
 
 



Проектная деятельность

Цикл бесед «Трудиться всегда пригодится», «Твое здоровье».




«Что значит быть учеником?»,
«Что такое хорошо и что такое плохо?», «Личная гигиена школьника»,
«Режим дня младшего школьника»,
«Здоровые дети – здоровая нация». 


Школьные  праздники и социально значимые мероприятия: «Донбасс – наш общий дом», «В гостях у Мойдодыра».



Рисунков: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»; «Безопасные дороги моего детства», фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
Чтецов: стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы»

«Малые Олимпийские игры»,
«Зарница»

«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух»,
«Масленица»,
«А, ну- ка, мальчики»,
«А, ну- ка, девочки»,
«Правила безопасности»,
  
Я за здоровый образ жизни
Красоты природы моего края.
Традиции жителей моего края


2 уровень
 
(2-3 класс)

Беседы
 
 

 



Классные часы
 
 
  
 
Участие в
подготовке и проведении мероприятий,
 
 
 
конкурсов
 
 


Спортивные соревнования
 

Сюжетно-ролевые игры
 
 
Учебно-исследовательские
конференции
 
Проектная деятельность

«Все мы - дружная семья»,
«Кто любит спорт, тот здоров и бодр»,
«Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»
цикл бесед:
«Учись учиться»,
«Береги здоровье смолоду»;

 
«Здоровому всё здорово!»,
«Полезные привычки и как их создавать», 
«Здoровье сгубишь - новое не купишь!», «Здоровье богатство -на все времена!..», 
 
Школьные праздники и социально значимые мероприятия:
«Донбасс – наш родной край»,
«Театральные сезоны».
 
 
Рисунков:
«Безопасные дороги моего детства»,
«Здоровый образ жизни – мой выбор!»
«Здоровье - Твоё Богатство»


«Малые Олимпийские игры»,
«Зарница»
День туризма

«Масленица»,
«Безопасное колесо».
 
«Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет» 


«Мир моих увлечений»,
«Познаём мир вместе»
Кухни народов мира
 

3 уровень
 
( 4 класс)
Беседы 
 
 
 
Классные часы
 
 
 
Участие в
подготовке и проведении мероприятий
 
 

Конкурсов
 
 
 
 
Спортивные соревнования
 

Сюжетно-ролевые игры
 
 

 
 
Учебно-исследовательские
конференции
 

Проектная
деятельность
«Чистота - залог здоровья»,
«Где здоровье - там и красота»,
«Если хочешь быть здоров - закаляйся», 
 
«Движение - это жизнь»,  
«Каждый кузнец своего здоровья»,   
«По страницам книги здоровья»,
 
Школьные  праздники и социально значимые мероприятия:  
«Новогодняя сказка»,
День матери,
День Памяти,
Театр сказок
 
Рисунков:
«Осторожно, дети!»,
«Голубь мира»
«Береги здоровье»;

«Малые Олимпийские игры»,
«Зарница»
День туризма

«Масленица»,
«А, ну- ка, мальчики»
,«А, ну- ка, девочки»,
«Безопасное колесо»,
«Мир моих увлечений».
 
 
«Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет» 
 
 
«Кто твои соседи»,
«Я – здоровый гражданин Республики», «Формирование общечеловеческих ценностей»

 
Диагностика обучающихся начальной школы

Основные результаты формирования здорового образа жизни обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- экспертные суждения (медицинских работников);
- анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; 
- различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- самооценочные суждения  детей. 
 
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
 
 
Класс
Задачи
Форма диагностики

1класс
Выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
 

2 -3 класс
Выявление самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положения в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характера его отношения к школе.
Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим»

4 класс
Изучение самооценки детей  младшего школьного возраста
Методика «Оцени себя»



Критерии оценки результативности
Для того чтобы оценить исходный уровень становления здорового образа жизни у обучающихся, выраженный в таких его компонентах и показателях как:
– ценностно - смысловом (потребности в здоровом образе жизни);
– информационно - содержательном (знания о здоровом образе жизни);
– индивидуально - деятельностном (умения и навыки здоровьесберегающей деятельности) возникает необходимость разработать и научно обосновать диагностический инструментарий.

Анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В.
Анкета по изучению отношения к своему здоровью.
1.Что является для вас главным в жизни?
А) Взаимоотношения в семье
Б) Материальное благополучие
В) Здоровье
Г) Друзья
Д) Любовь
Е) Учеба
Ж) Карьера
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
А) Хорошее
Б)Удовлетворительное В) Плохое
Г) Затрудняюсь ответить
3.Ваше любимое занятие в свободное время?
А) Занимаюсь спортом
Б) Смотрю телевизор, видео
В) Гуляю по улице с друзьями
Г) Читаю книги
Д) Ничем не занимаюсь
4. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересует?
А) Физическая культура и спорт
Б) Рациональное питание
В) Курение
Г) Алкоголь
Д) Наркотики
Е) Другие темы (укажите какие)
5. Из каких источников Вы узнаете о проблемах связанных со ЗОЖ?
А) Из телевизионных передач
Б) Из книг, газет, журналов
В) От педагогов (на уроках, на воспитательных мероприятиях)
Г) От друзей
Д) Другие источники (какие)
6. Сколько сигарет Вы выкурили за свою жизнь?
А) Ни одной
Б) Только одну или две затяжки
В) 1 сигарету
Г) От 2 до 5 сигарет
Д) Не считал(а)
7. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
А) Не употребляю
Б) Только один раз или два попробовал(а)
В) Иногда по праздникам
8. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом?
А) Да, занимаюсь (укажите, чем именно)
Б) Нет, не занимаюсь
9. Что Вам необходимо для обучения навыкам ЗОЖ?
А) Наличие соответствующих знаний
Б) Наличие денежных средств
В) Соответствующая литература
Г) Желание
Д) Сила воли
Е) Другое (что именно)
10. Кто, по вашему мнению, должен осуществлять работу по ЗОЖ? А) Врачи
Б) Педагоги
В) Тренеры
Г) Я сам(а)
Д) Другое
11. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде:
А) Курения
Б) Злоупотребления алкоголем
В) Потребления наркотиков
12. Как Вы думаете, что больше вредит здоровью?
А) Нарушение режима дня, отдыха
Б) Нарушение питания
В) Курение
Г) Малоподвижный образ жизни
Д) Не соблюдение личной гигиены
Е) Потребление алкоголя, наркотиков
13. В каких учреждениях Вы предпочли бы укреплять здоровье? А) В поликлинике
Б) У целителей
В) В летнем лагере
Г) Нигде
Д) Самостоятельно

Анкета отношения к курению

Утверждения
Полнос-тью согласен
Скорее не согласен
Затрудняюсь ответить
Скорее не согласен
Полностью не согласен

1
Не курить – это круто






2
Курение успокаивает нервы






3
Курение делает людей менее активными и менее энергичными






4
Курение – это напрасная трата денег






5
Курение – это слишком дорогая привычка






6
Курение способствует похудению






7
Курение – это интересное время препровождения






8
Курение – это опасно для здоровья






9
В курении есть особый шик






10
Курение – это напрасная трата времени






11
Курить – это круто






12
Курение делает подростков более интересными






13
У курильщиков зубы становятся желтыми






14
Курение дает возможность собраться с мыслями






15
Курение – это приятные ощущения






16
От курильщиков плохо пахнет






17
Курение – это для неудачников






18
Курение позволяет людям чувствовать себя комфортно среди других людей






19
Курение повышает собственную значимость в глазах других людей






20
Курение ухудшает показатели в спорте






21
Курить – это глупо






22
Курение позволяет скоротать время ожидания






23
Курение повышает авторитет среди товарищей






24
Курение ухудшает внимание и память






25
Курить – это неинтересно






26
Курение препятствует достижениям в жизни






27
Курение – это символ преуспевания в делах и жизни






28
Курить – это модно и современно






29
Мне нравится реклама курения






30
Курить – это не для меня






31
Если родители не курят, то и мне незачем начинать






32
Мне нравятся рекламные ролики и щиты против курения






33
Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит






34
Если родители курят, то и мне стоит начать курить






35
Я уже взрослый и могу попробовать курить






36
От табака становишься зависимым и не свободным






37
Я бы значительно возвысился в глазах сверстников, если бы начал курить






38
Лучше никогда не пробовать курить






39
Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака






40
Курить – это произвести впечатление на сверстников







Анкета для обучающихся "За здоровый образ жизни"
1. Скажите, как вы понимаете «здоровый образ жизни в семье»:
Забота о здоровье ее членов, осмотры у врача, посещение курортов
Здоровый психологический климат в семье. Хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, возможность найти помощь и поддержку у близких людей
Занятие спортом, туристические походы
Сбалансированный режим питания
Обведите те пункты, которые считаете важными. Около того пункта, который считаете самым важным, поставьте «!».
2. Хорошо ли ты чувствуешь себя в своей семье:
У меня хорошие, дружеские отношения с родителями. Я всегда делюсь с ними своими радостями и бедами
У меня нормальные отношения в семье, но свои проблемы я доверяю скорее другу, чем родителям
У меня трудные, натянутые отношения с родителями, мы не понимаем друг друга
3. Как вы проводите в семье свободное время:
Всей семьей посещаем театры, музеи, гуляем. Ходим в гости
Занимаемся спортом, ходим на лыжах, на каток и т.д.
Занимаемся каждый своим делом, ведь у каждого свои проблемы
Когда как: иногда время проводим всей семьей, а иногда порознь
4. Как ты относишься к проблеме детской наркомании и алкоголизма:
Меня это не касается, главное – я не наркоман и не алкоголик, а остальное – неважно
Я считаю, что это очень серьезная проблема, и никто не застрахован от столкновения с ней. Никогда не знаешь, как жизнь распорядится тобой и твоими близкими. Но, к сожалении, от нас ничего не зависит
То, что происходит вокруг, страшно. Наркоманы могут быть переносчиками СПИДА, могут представлять угрозу на улицах, и закрывать на это глаза мы не можем.
5. С тобой поделился друг: он стал наркоманом. Попросил об этом никому не говорить, как ты поступишь:
Никому не скажу, ведь я же обещал
Расскажу своим родителям, вместе обсудим, что делать и как помочь другу
Сообщу его родителям так, чтобы он не узнал, от кого исходит информация
Никому не скажу, но попытаюсь убедить друга рассказать все родителям и начать лечение
Немедленно все расскажу. Пусть друг обидится, но главное. Чтобы ему помогли.

Анкета по проблемам здорового образа жизни
Уважаемые учащиеся! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос.

1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? Возможно несколько вариантов ответа.
А) читать книги,
Б) смотреть телевизор, видео,
В) встречаться с друзьями, подругами,
Г) слушать музыку,
Д) выступать на концертах и других мероприятиях,
Е) готовить доклады, рефераты,
Ж) посещать кружки, секции (какие) ___________________________________
З) играть в компьютерные игры,
И) заниматься спортом,
К) помогать родителям,
Л) помогать в школе (в чем) __________________________________________
М) знакомиться с новыми людьми,
Н) делать что- то для других (что)______________________________________

О) другое __________________________________________________________

2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? Возможен один вариант ответа.
А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,
Б) нет, можно хорошо прожить и без этого
В) частично,
Г) эта проблема меня пока не волнует.

3. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.
А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции, ДЮСШ,
Б) соблюдаю режим дня,
В) полноценно питаюсь,
Г) отказываюсь от вредных привычек,
Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,
Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,
Ж) другое___________________________________________________________

4. Употребляете ли Вы алкоголь?
А) ни разу не пробовал(а),
Б) один раз пробовал(а),
В) изредка,
Г) часто,
Д) постоянно.

5. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?
А) ни разу не пробовал(а),
Б) один раз пробовал(а),
В) изредка,
Г) часто,
Д) постоянно.

6. Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?
А) ни разу не пробовал(а),
Б) один раз пробовал(а),
В) изредка,
Г) часто,
Д) постоянно.

7. Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?
А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,
Б) за компанию,
В) под давлением сверстников,
Г) получаю от этого удовольствие,
Д) чтобы казаться уверенным,
Е) чтобы казаться взрослым,
Ж) способ «убить» время,
З) под влиянием рекламы,
И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.

8. Если Вы имеете вредные привычки, что может побудить Вас

А) бросить курить _________________________________________________________________________
Б) отказаться от наркотиков _________________________________________________________________________
В) отказаться от употребления алкоголя _________________________________________________________________________

9. Как Вы думаете, что нужно делать, чтобы все ученики вели здоровый образ жизни?

____________________________________________________________________________

Диагностики по выявлению склонностей к вредным привычкам, проводимые среди учащихся 2-11 классов (раздел 2, п.3 плана)
Все интерактивные игры в гимназии сопровождаются данными, полученными при проведении диагностик, которые позволяют определить некоторые характеристики групп детей и подростков, нуждающихся в профилактической работе. Они также свидетельствуют о том, что методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению адекватно оценивает риск девиаций поведения, в том числе употребления наркотиков и токсических веществ, и может использоваться для выделения целевых групп профилактики. Для учащихся разного возраста подбираются тесты и анкеты в соответствии с возрастными особенностями, в большинстве случаев подобных мероприятий активное участие принимает школьный психолог.

Перечень примерных диагностик для учащихся 2-11 классов.
2-4 классы
Что такое «Здоровье», «Здоровый образ жизни»?
Какие вредные привычки вам известны?
Пробовал ли ты курить? Если ответ «да», то для чего ты это делал?
Знаешь ли ты о вреде курения и алкоголя?
От кого тебе стало известно о вреде курения и алкоголя?
Какие мероприятия проводятся в твоем классе на тему «здоровья» и «здорового образа жизни»?



Приложение
Подвижные игры
Игра «Краски»
Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игрокикраски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучится: «Тук-тук!» «Кто там?» «Покупатель». «Зачем пришел?» «За краской». «За какой?» «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.
Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.
Указания к проведению. Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.

Игра «Колечко»
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 34 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Правила.
1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.
2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» с закрытыми глазами.
3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 23 водящих.


Игра «Веревочка»
Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.
Правила.
1. Играющие должны веревку держать двумя руками.
2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

Игра «Телефон»
Все дети встают в ряд: кто стоит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего.
После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.

Игра «Летим - не летим»
Играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Игра «Дятел»
Дети собираются на площадке, выбирают водящего дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Дятел отвечает: «Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».
С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

Игра «Солнце и месяц»
Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.
Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего, меньшого,
Среднего, большого.
С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.

Игра «Ловушки»
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний - в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подаётся вторая команда, руки отпускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.

Игра «Космонавты»
Дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим -
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются занять места (обручи) в ракетах. В каждую из ракет могут сесть только три космонавта. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля – Луна – Земля, Земля – Марс – Земля и др.). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращённо: З.Л.З., З.М.З. и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при проектном повторении совершить больше полётов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.

Игра «Змейка»
20 участников, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну – змейку. Водящий становится перед змейкой и старается запятнать последнего. Стоящий в змейке первым – капитан - преграждает путь водящему: широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. Змейка следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок - водящим. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами для отдыха.








Литература
Концепция формирования здорового образа жизни
Ткачук, М. «Влияние положительных эмоций на здоровье школьников»// «Воспитание школьника». - Москва, 2007-№9
Щуркова, Н.Е. «Классное руководство: игровые методики»//Педагогическое общество России.- Москва. 2002.-144с.-С.55-58
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителей школы. М.: АРКТИ, 2003.
Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков-М., Медицина, 1980,
Долецкий С. Я. Берегите детей (О предупреждении детского травматизма). М., Медицина, 1978.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Заголовок 1 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 915