Преемственность реализации ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования

Преемственность реализации ФГОС на ступени дошкольного и начального общего образования
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определённую стадию развития,
проделанную ребёнком»
Л.С.Выготский
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.
Необходимость преемственности между дошкольным и школьным образованием – проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей.
В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности.
4. Сформированность их творческого воображения.
5. Развитие коммуникативных умений, то есть умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая формирует фундаментальные личностные качествам ребёнка, с другой стороны – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает сегодня делать то, что делал вчера. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Только тогда, когда работа в детском саду будет направлена на такое развитие детей, которое бы отвечало требованиям, предъявляемым к этим же детям на последующей ступени (т.е. в первом классе), а учителя начальных классов будут опираться на тот опыт, который ими приобретён на предыдущей ступени их жизни, - только при этих условиях будет достигнута преемственность в работе детского сада и школы.
(слайд «Преемственность»)
Работа по преемственности с детскими садами города осуществляется нашей школой более 15 лет. В рамках реализации школьной программы «Преемственность», а так же договора и плана совместной деятельности обеспечение преемственности осуществляется по трём основным направлениям:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.

Данные направления находят отражение в наших основных совместных мероприятиях. Коротко остановлюсь на некоторых из них:
1. Семинары и круглые столы.
2. Работа психолога на базе ДОУ И ОУ.
3. Родительские собрания для родителей будущих первоклассников.
4. Проведение в школе Дня Открытых Дверей, в рамках которых проводится экскурсия по школе и знакомство с деятельностью школы.

С 2011 года школа перешла на новый образовательный стандарт, в котором выделено одно из его направлений: обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего и всех последующих ступеней образования. Мы с нетерпением ждали появления ФГОС для дошкольного образования.
Когда же он появился, конечно же, возникли вопросы о преемственности двух документов: ФГОС НОО и ФГОС ДО.

Коротко остановлюсь на некоторых моментах и обозначу точки соприкосновения дошкольного учреждения и начальной школы в рамках федерального государственного стандарта.
Преемственность ДОУ и школы в свете реализации новых стандартов предусматривает преемственность уже на уровне образовательных программ.
Сравнив основные направления образовательной программы детского сада и начальной школы, мы можем увидеть много общего. Это наглядно представлено на слайде.


В обоих стандартах прописаны три группы требований к образовательной программе:

На следующем слайде наглядно представлено сходство и различие на уровне структуры образовательной программы в обязательной её части и в части, формируемой участниками образовательного процесса.

Сравнив, разделы обязательной части программ, несложно увидеть сходство в наличии пояснительной записки и планируемых результатов. В содержательном разделе программы дошкольного образования содержится описание образовательной деятельности по 5 направлениям, которые нашли отражение в отдельных подпрограммах школы, как то: программа формирования здорового и безопасного образа жизни, программа духовно-нравственного развития и прочие.
Что касается части программы, формируемой участниками образовательного процесса, в образовательной программе школы чётко прописаны направления внеурочной деятельности, а в программе ДОУ сказано, что она «может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений».
Преемственность между стандартом дошкольного образования и школы обозначена и на уровне требований к реализации программы:

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.
Как это отражено в стандартах, вы можете увидеть на представленном слайде.

Разработчики стандарта дошкольного образования красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребёнок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребёнку» Они указывают на то, что все родители должны знать, для что успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем читать и считать, ребёнку нужны психологическая стабильность, адекватная самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте, как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Данные характеристики и целевые ориентиры нашли отражение в требованиях ФГОС для начальной школы к результатам освоения образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Перечисленные характеристик являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования и успешной адаптации к условиям жизни в школе, к требованиям учебного процесса.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. при соблюдении требований к условиям реализации программы перечисленные целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
(Слайд «Модуль выпускника начальной школы» из ФГОС)
Сравнивая модели выпускника детского сада и начальной школы, мы приходим к выводу, что воспитатели и учителя способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.
Таким образом, можно увидеть, что на уровне реализации образовательной программы ФГОС ДО и НОО преемственны.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Безусловно, преемственность между детским садом и школой должна осуществляться не только по содержанию обучения и воспитания, усилия наших учреждений должны быть направлены на создание организационных, методических и кадровых условий обеспечения преемственности, осуществление преемственности в выборе методов, приёмов и форм воспитательно-образовательной работы. Ключевыми фигурами здесь являются педагоги, а основной формой организации деятельности детей, по-прежнему, остаётся урок /занятие/.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современный урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя (процесс преподавания), но и как деятельность ученика (процесс учения). в связи с этим для графического проектирования урока предлагаются так называемые технологические карты. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
Немаловажно преподавателю уметь грамотно анализировать свой урок. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ, а с помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). /Приложение/
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это урок, умело сочетающий в себе традицию и инновацию:
урок с использованием современного оборудования /инт.доска, лаб.оборуд., брошюровщик, робототехника/
урок с применением современных технологий /развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения, проектные методы обучения, технология развития «критического мышления», технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии и др./
урок, на котором осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход /например, в виде разноуровневых заданий, дифференциации по группам, парам, вариантам и т.д./
урок, содержащий разные виды деятельности /проектную, исследовательскую/
урок, связанный с жизнью /интервью, выпуск журнала, поход в цирк, экология нашего города, умение ладить с людьми, дружить, зачем это нужно знать?/
урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
современный урок развивает креативное мышление, воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание,
/ работа в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы/
урок формирует самоконтроль и самооценку /листы самооценки/
урок предполагает обратную связь /сигнальные карточки, аплодисменты, рефлексия/
урок, на котором ученику должно быть комфортно.
            Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации образовательного процесса ни в школе, ни в детском саду не могут существовать. Хочется пожелать всем нам быть открытыми для нового и не бояться перемен, чтобы не пропало желание учиться самому, ведь без этого желания никого другого ничему не научишь. 
15