ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Тимашова Людмила Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ №5
г. Борисоглебск

Наглядность – важнейший принцип обучения в начальных классах, давно получивший общее признание в педагогической теории и практике. Он диктуется как особенностями психологии детей младшего школьного возраста, так и всем комплексом учебно-воспитательных задач на уроках.
Эффективное применение наглядности в целях усвоения изучаемого материала обеспечивается активизацией различных органов чувств. Следовательно, различной по характеру должна быть и наглядность. Однако нередко под наглядным обучением понимается только обучение с помощью зрительной наглядности, незаслуженно забывается слуховая наглядность, наблюдается чрезмерное увлечение одними средствами и недооценка других.
Следует выделить такие виды наглядности, применяющиеся чаще других:
непосредственно языковая, 2) изобразительная.
Средствами изобразительной наглядности являются репродукции картин, иллюстрации из книг, журналов фильмы и др. Все это замечательные источники для осмысления и усвоения учебного материала, развития познавательных способностей детей, речевых умений и навыков, осуществления воспитания на уроках языка.
В зависимости от ведущих анализаторов, лежащих в основе восприятия, непосредственно языковая наглядность может быть двух видов: слуховая и зрительная.
Слуховая непосредственно языковая наглядность осуществляется путем использования образцов устной связной речи (коммуникативное слушание) и её элементов (некоммуникативное слушание): чтение текстов в исполнении мастеров художественного слова, демонстрация произношения русских звуков, слов (отдельных грамматических форм) и т.п. Например, дети очень любят слушать сказки в исполнении мастеров художественного слова, сами приносят диски и просят, чтобы все послушали.
Основная задача использования слуховой наглядности – способствовать
развитию умений слушать и понимать устную речь, осознавая звуковые её особенности. В процессе её применения развивается фонематический слух, необходимый для осознания фонетико-графического, фонетико- орфографического, грамматико-орфографического материалов на последующих этапах обучения.
Средства зрительной наглядности делятся на зрительно-предметные и зрительно-речевые. Зрительно-предметная наглядность – это предметы и явления окружающей нас действительности. Этот вид наглядности связан с демонстрацией предметов, признаков и действий. Используется он при решении конкретных речевых задач – введении новых слов, активизации речевых действий. Такая наглядность особенно важна при семантизации новых слов и речевой их актуализации. Чем выше качество отобранного наглядно-предметного материала, чем больше в нем учитываются возрастные особенности учащихся, тем эффективнее процесс семантизации новых слов, продуцирование речи.
Зрительно-речевые средства наглядности – это специально подобранные образцы письменной речи с наглядно выделенными изучаемыми явлениями, с графическими и условными способами их изображения (схемы, графики, образцы речевых конструкции). Материал зрительной непосредственно языковой наглядности чаще всего оформляется в учебные таблицы.
Чем младше школьники, тем большее значение имеют картинки, рисунки на учебных таблицах, способствующие осознанию изучаемого явления, иллюстрирующие суть его. В практике обучения нередко использую учебные таблицы, на которых помещается правило как вывод из анализа дидактического материала. На уроках русского языка использую также демонстрационные таблицы с условными графическими обозначениями. Таблицы могут быть посвящены одному какому-либо правилу или быть обобщающими, содержанием которых является не одно правило, а несколько правил и тем. Такие таблицы использую для повторения больших разделов программы.
Опорные таблицы и специально подобранные группы слов играют большую роль в преодолении замкнутости детей. На таблице ученик видит необходимое для ответа слово, учится давать с опорой на неё точные смысловые ответы. Опорные таблицы нужно составлять, исходя из учебных задач, значимости их и необходимости использования более длительное время.
Правильное оформление и использование классной доски в качестве средства наглядности в значительной мере содействует успеху в преподавании. Выполняемые на доске записи, схемы, таблицы, располагаемые в определенной последовательности, сопровождаются соответствующим анализом или сообщениями.
Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, использую не только разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, но и различные средства обучения. Ведущее место среди средств обучения принадлежит тем из них, которые наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей репродуктивной деятельности, позволяют включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик – учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Для этого использую все возможные дидактические пособия. Например, «Грамматико-орфографическое домино», «Лабиринт», «Универсальная касса по русскому языку» и т.п. Средствами наглядности является и специальный раздаточный материал – «звуковой стан» у каждого ученика с соответствующими схемами, обозначающими гласные, мягкие и твердые согласные (для звукового моделирования слов и конструирования), индикаторные карточки с изображением цифр (указывают склонение имен существительных, спряжение глаголов), сигнальные блокноты (для обозначения безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов и т.п.), перфокарты.
При повторении и закреплении изученного материала я использую карточки с выполнением упражнений различного характера. Например, в четвертой четверти при повторении изученного материала были предложены учащимся три серии карточек. В каждой карточке представлены три задания по основным вопросам программы по русскому языку для 2 класса. Это разбор слова по составу, правописание орфограмм в корне слова, разбор предложений, определение частей речи. Серия №3 включала задания, которые предусматривали: подбор слова к заданным схемам, подбор слова на заданные орфограммы, составление предложений по вопросам.
Внимательное и точное выполнение предложенных грамматических заданий помогает ученикам осознанно овладеть орфографическим навыком грамотного письма.
Дидактический материал может быть использован в игре. Например, игра «Живые буквы». Суть игры заключается в том, что дети у доски «строят» из «живых» букв слово. Я раздаю заранее буквы алфавита учащимся, затем называю слово. Ученик выходит со своей буквой, если она есть в слове, отыскивает место своей буквы в слове, держит табличку с буквой. Далее на основании построенного слова могут быть выполнены задания различного характера: орфоэпический, орфографический, частичный и полный звуко-буквенный анализ, разбор слова по составу. Для звукового анализа используются карточки со схематическим обозначением звуков.
При изучении темы «Знаковая природа языка» я использую такую игру: «Кто быстрее «прочитает» эти знаки?» Я показываю дорожные знаки, знаки, обозначающие явления природы, дети «читают» их содержание. Выигрывает тот ряд, ученики которого допустят меньше ошибок.
Для закрепления и развития умений и навыков при изучении материала я использую проблемные задания, направленные на анализ языковых явлений. Проблемные задания отличаются от упражнений. Упражнения обычно выполняются по образцу, показанному учителем или имеющемуся в учебнике. Познавательное же задание требует самостоятельного анализа языкового явления, творческого применения знаний, умений и навыков сравнивать, сопоставлять, проводить аналогию. Например, задание « Разместите звуковые схемы под рисунками (даются рисунки и схемы). Произнесите каждое слово, сравните его звуковой состав со схемой». Значительную помощь в решении этих педагогических задач могут оказать социоигровые технологии. Применение социоигровых технологий позволяет на каждом уроке развивать память, внимание, силу воли и речь учащихся, способствует реализации идей проблемного и развивающего обучения. Важно, что при этом каждый ученик получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха. Например, есть такие дети, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку. Им помогает хоровая работа. Я говорю: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Или применяю эстафету по рядам, вариантам, змейкой, наискосок, по кругу. При этом даю разные задания: «Назови слова с буквой в начале (середине, конце) слова, придумай слова с сочетаниями и т. д.
Работа в группах. Я раздаю школьникам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Учащиеся собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшиеся в группу, ученики сообщают об этом одновременными хлопками. Так же они будут показывать и момент завершения работы над заданием. Групповая работа уместна при выборе непонятных слов из текста, при составлении текста из предложений, логических частей и т. п. Социоигровые технологии помогают мне организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно, находить в ней моральное и духовное удовлетворение.
К наглядности проблемного характера относятся ребусы, загадки, кроссворды. На разных этапах урока русского языка использую слайды. По слайдам учащиеся могут называть слова – названия предметов, действий, признаков, составлять предложения по данной схеме, пересказывать. Демонстрация слайдов углубляет знания детей об окружающем мире.
Использование наглядности и дидактического материала на уроках должно быть целесообразным и методически оправданным. А это требует серьёзного подхода к их выбору. Выбор наглядности, применение различных видов её определяется рядом существенных требований: соответствие содержания наглядности лингвистической природе изучаемого материала, учет продвинутого этапа в развитии формируемых умений и навыков, целей и задач каждого этапа обучения. Важнейшим требованием к наглядному пособию является также воспитывающий и развивающий характер его. Наглядное пособие должно содержать материал для формирования морального, нравственного, трудового воспитания, содействовать активизации познавательных способностей детей, развитию их мышления и речи, устойчивого внимания, памяти, наблюдательности, совершенствовать аналитико-синтетические умения сравнивать, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогию, формировать творческие способности, самостоятельность и навыки самоконтроля.
Знание всех рассмотренных требований к наглядности поможет устранить недостатки, которые часто ещё встречаются
15