Технологическая карта по русскому Слова Омонимы


Предмет
Русский язык

Тема
Слова омонимы

Класс


Тип урока
Изучение новых знаний

Цели урока:
Направлены на достижение следующих результатов:
Предметные :
сформировать умение называть признаки омонимов;
наблюдать за использованием омонимов;
расширить словарный запас обучающихся.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
формировать умение осознавать и формулировать проблему;
освоение умения находить омонимы в тексте;
Коммуникативные УУД:
формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
учить наблюдать за действиями партнёра;
строить высказывания, аргументировать свои ответы.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
формирование осознания смысла своих учебных действий
осознание алгоритма учебного действия;
развитие познавательных интересов.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Умения

1 Орг.момент
Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня на уроке мы должны будем сделать открытие. Я желаю вам плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощи на уроке.
Проверти, все ли у вас есть для начала урока?
Воспринимают речь учителя
Предметные
УУД







2 Актуализация знаний
- Вспомните, с какими словами мы уже знакомы?
-Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо выполнить задание:
1. К данным словам подберите пары слов близкие по значению:
Отвечаем по поднятой руке
Друг -
Шагать -
Высокий -
Как называются эти слова?
Сформулируй правило об этих словах


2 .К данным словам подбери пары слов противоположные по смыслу:
Большой -
Утро -
Заходить -
Как называются эти слова?
Сформулируй правило об этих словах





Приятель
Идти
Большой
Синонимы
Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением. 

Маленький
Ночь
Выходить
антонимы
Антонимы –это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу.
Тренироваться находить синонимы.








Вспомнить определение синонимы

Тренироваться в нахождение антонимов




Вспомнить определение антонимов
Познавательные: Умение выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку.
Умение сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
Регулятивные:
Умение соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном.
Личностные: Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
Коммуникативные: Умение воспринимать речь собеседника.
Умение слушать и слышать учителя (собеседника), вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3 Изучение нового знания
а)Постановка познавательной задачи








б)Решение познавательной задачи
Посмотрите на иллюстрации.

-Назовите что нарисовано на картинках.
- Можно ли сказать, что эти два предмета мы называем одним словам?
-Почему же нет? Они же звучат одинаково?
-У нас появились разные точки зрения. Давайте выясним, кто же из нас прав , для этого обратимся к словарю.
Мы знаем, что в словаре каждому слову отведена отдельная статья
Одного человека вызываю к доске он читает словарь
Что мы обнаружили?
Ребята, а вы знаете, каким словом они называются?
Вы узнаете, выполнив задание .
Отвечаем по поднятой руке, буквы открываются на доске
Запишите: Первая буква слова огурец о
Первая буква слова молоко м
Безударная гласная слова овес о
Суффикс слова ночной н
Ударная гласная в слове малина и
Буква алфавита после «эль» м –
-Прочитайте слово.
-Попробуйте сформулировать сами правило какие слова могут называться омонимами .

А теперь давайте проверим свои догадки у ученых.
Давайте прочитаем правило на стр.68






нет
Они имеют разный смысл




Получается у каждого слова разные значения
Нет




Омоним
Омонимами называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению

Читают правило




















Узнают какие слова называются омонимами.
Познавательные: Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Умение выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку.
Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные: Умение осознавать задачу, принимать её.
Коммуникативные: Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:
Умение воспринимать речь собеседника.
Личностные:
Умение выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

4 Закрепление полученных познавательных знаний
Распределитесь на 4 группы.
Задание:
Проведите наблюдение за словом по плану:
А) Прочитайте предложение.
Б) Найдите омонимы в предложении.
В) Сделай вывод : что помогло различить омонимы?
Д) Результаты наблюдения представьте у доски.
Выводы представляет каждая группа.
1 группа (Наконец мы нашли старый замок.
Замок закрыт на замок )

- 2 группа ( Зацвели душистые гвоздики.
Папа забивает в стену гвоздь, что бы повесить картину)

3 группа ( Мальчик раскрашивал кружки.
Мама купила разноцветные кружки)

4 группа (В магазине продавался старинный атлас.
Мне купили старинный атлас)

Давайте проверим свои догадки, откроем учебник на стр.69
Получают задание в конвертах



























Один человек из команды выходит и :
1 читают предложения
2называют омонимы
3делают вывод: что с помощью ударения можно отличить омонимы
Тренируются в нахождениях омонимах.
Закрепляют полученные знания касаемо омонимах.
Делают простой вывод что помогает различить омонимы.


Познавательные:
Умение выдвигать гипотезу и обосновывать ее.
Умение выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку.
Регулятивные: Умение осознавать задачу, принимать её.
Умение планировать свои действия.
Коммуникативные: Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Умение слушать и слышать учителя (собеседника), вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Личностные: Умение выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.



5 Физ.минутка
А сейчас все дружно встали, Отдохнём как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись.
Руки вверх, руки в бок
Молодцы вы ребятишки! Встали, сели, встали, сели
И друг друга не задели!
Выполняют движения

Личностные: Умение расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.


6Задание с повышенной трудностью
1 Давайте прочитаем стихотворение на стр71 упр. 6
2Где здесь синонимы?
3Как думаете, как омонимы помогают автору?
1Автор не только создает с помощью омонимов смешные стишки, но и загадки
Найдите спрятанную шутку стр69 упр3
Сначала читают дети, затем если не находят учитель делает акцент
Если остается время даю творческое задание:
Теперь сами попробуйте быть авторами и сочините сами предложения в которых будут омонимы.
Читают дети
Находят омонимы Косой
Помогают автору создать смешной стих

Отрабатывают навык нахождения омонимов
Познавательные: Умение выделять существенную информацию из стихотворения,
Умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные: Умение воспринимать речь собеседника.


7 Итог урока
Какую учебную задачу перед собой ставили?
Какие слова называются омонимами?
Закончите фразу:
-Теперь я знаю, что
-Теперь я могу.
- Чему я удивился на уроке?.........
-Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям?...........
- Кого из ребят вы хотите похвалить? И за что?.....
Нам надо было узнать, какие слова называются омонимами
Заканчивают фразу








7 Домашнее задание
Творческое задание: придумайте слова – омонимы, нарисуйте к этим словам рисунок.
Записывают домашние задание




i (3)i (5)i (6)i (9)15