Технологическая карта урока русского языка на тему: Омонимы (5 класс)


Технологическая карта урока
Дата:_______________________________________________________________________________________________________
Класс:__5 класс____________________________________________________________________________________________________
Предмет: ___русский язык________________________________________________________________________________________________
Учитель: _Кулько Ольга Юрьевна__________________________________________________________________________________________________
Тема: _Омонимы____________________________________________________________________________________________________
Тип урока:_____усвоения новых знаний__________________________________________________________________________________________
Цель урока:___ сформировать понятие об омонимах.________________________________________________________________________________________________
Задачи урока:____ - развить умение находить омонимы в тексте;- научить отличать омонимы и многозначные слова;
- формировать умение использовать омонимы в речи;- развить умение различать омонимы в тексте;
- обогащать словарный запас учащихся;- совершенствовать орфографические умения;-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;развивать умение применять новые знания;-развитие творческих, речевых способностей учащихся;-развитие умения групповой и парной работы.
Планируемый результат обучения, *в том числе и формирование УУД:
Предметные: знать понятие «омонимы»,различия между омонимами и многозначными словами , способы и приёмы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи; уметь находить омонимы ,отличать омонимы от многозначных слов; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре.
Личностные : пониание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных ,творческих способностей и моральных качеств личности ;его значения в процессе получения школьного образования.
Метапредметные : овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации ,полученной в результате чтения или аудирования.
Познавательные УУД : уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; уметь объяснять различие омонимов от многозначных слов и обосновывать своё мнение ; приобрести умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативне УУД: уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе; формулировать понятные высказывания, используя термины ; умение задавать вопросы и отвечать на вопросы других ; уметь строить небольшие монологические высказывания , формулируя собственную мысль и обосновывая свою точку зрения.
Регулятивные УУД : уметь планировать необходимые действия ; уметь контролировать учебные действия ,замечать допущенные ошибки;  уметь осуществлять самооценку результатов работы .
Личностные УУД : осознавав свои трудности,стремиться к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;Способность рассуждать о причинах успеха или неуспеха в учении .
Ресурсы : компьютер, проектор, презентация к уроку , учебник
Этапы урока.
Цель этапа Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Формируемые УУД
1. Мобилизующий этап Вступительное слово учителя.
О чём это стихотворение?Назовите его тему.
Какова его главная мысль? Подготовленный ученик выразительно читает отрывок из стихотворения.
Скажи мне, как правильно
Землю назвать?
Земля дорогая?
Земля золотая?
Нет, лучше сказать ей: «Родная!»
Земля - наша милая,добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее.
Ведь всё, что мы любим,-
Всё создано ею-
И горы, и реки, и лес, и цветы,
И осень, и лето, и дождик, и ты... . Я .АбидовУчащиеся слушают внимательно, отвечают на вопросы учителя, участвуют в диалоге Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные:работают в парах (обмениваются мнениями,учатся понимать позицию партнёрав том числе отличную от своей)
2. Актуализация знаний Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».
Сегодня на уроке мы узнаем ,как называются такие слова.
Разгадайте кроссворд по теме «Лексика» .- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока: «Омонимы».
Отвечают на вопросы, выписывают значения слова из толкового словаря.
Делают выводы :
-О какой «земле» говорится в стихотворении
-Слово одно, а значения разные.
Учащиеся разгадывают кроссворд. (задания к кроссворду на партах)
1. Слова,близкие по лексическому значению.
2. Устаревшие слова.
3. Основная единица языка.
4.Слова, противоположные по значению.
5. Словарный состав языка.
6. Новые слова.
Свои ответы сверяют со слайдом.
- Синонимы.
- Архаизмы.
- Слово.
- Антонимы.
- Лексика.
- Неологизмы.
- Омонимы.
Учащиеся определяют ключевое слово «омоним», делают вывод о теме урока.
Познавательные : для решения учебных задач осуществляют операции анализа ,синтеза, сравнения,сопоставления,клас-сификации,устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные:задают вопросы,отвечают на вопросы других
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
Отвечают на вопросы, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем(в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться),высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
Коммуникативные: высказывают собственные мысли,обосновывают свою точку зрения.Учатся в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делать выводы.
4.Первичное усвоение новых знаний. Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов.
-Как строится словарная статья в толковом словаре?
А теперь отгадайте загадки.
-Обратите внимание на слайд.
Такие слова называют омонимами.
Заглянем в толковый словарь.
- Составьте три предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей.
Ученики выполняют задания письменные и устные.
Игра «Кто больше?» (2 варианта)
Ученики составляют как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясняют каждое значение.
На доске: Кто (что) может быть :1 вариант-дорогим?
2 вариант-добрым?
Вместе с учителем делают выводы. Доказывают, что это многозначные слова, называют прямое и переносное значения , рассказывают о строении словарной статьи в толковом словаре.
Ученики отгадывают загадки (размещённые на слайде)
Право,я причёска –чудо!
Заплести меня не худо.(Коса)
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.(Коса)
В воду я вдаюсь полоской
Узкой,серенькой и плоской.(Коса)
После изучения слайда отвечают на вопросы:
-Похожи ли предметы ,изображённые на рисунках?
-Чем похожи их названия?
-Есть ли сходства в значении этих слов?
-Сколько слов их обозначают?
- Здесь три разных слова или одно многозначное?
Ученики записывают определение термина в тетрадь, сравнивают свою запись со слайдом.
Ученики работают с толковым словарём и отвечают на вопросы:
Как разъясняются омонимы в толковом словаре?
-Сравните многозначные слова и омонимы? В чём сходство? В чём отличие?
Составляют предложения ,используя омонимы. Личностные : осознавают свои трудности,стремятся к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;рассуждают о причинах успеха или неуспеха в учении.
Познавательные :извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя,высказывания одноклассников,систематизиру-ют собственные знания.
Регулятивные:планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,операции,работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах или рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач.
5. Первичная проверка понимания Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы.
-Запишите эти слова и сделайте морфемный и словообразовательный разбор каждого слова.
Проверка разборов слов.
- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов
Отвечают на вопросы, выполняют письменные и устные задания. Вместе с учителем делают выводы.
Выразительно читают стихотворение Александра Шибаева и определяют, есть ли в этом тексте омонимы.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке
Может, норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка-здесь,
А норки нет!
Определяют тему стихотворения, называют слова-омонимы, при помощи толкового словаря выясняют их лексическое значение.
Записывают слова-омонимы, делают морфемный и словообразовательный разбор каждого.
Осуществляют взаимопроверку разбора слов, называют способ образования этих слов.
Слайд помогает ученикам узнать о происхождении слов «нора»,»норка» и сделать выводы:
1.Какой частью речи эти слова являются?
2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?
3.Как они образованы по морфемному составу?
4. А каковы по происхождению?
- Значит, перед нами омонимы.
Учитывая этимологию слов «нора», «норка» определяют, сколько лексических значений у слова, вспоминают, что слово, имеющее несколько лексических значений, называется многозначным.
Ученики делают важный вывод: в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов
Личностные : осознавают свои трудности,стремятся к их преодолению ; проявлять способность к самооценке ;рассуждают о причинах успеха или неуспеха в учении.
Познавательные: систематизируют полученные знания.
Регулятивные:планируют необходимые действия,операции,работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах или рабочих группах с учётом учебно-познавательных задач.
6. Первичное закрепление Проверка выполненного задания. Самостоятельное выполнение упражнения № 355
Во время проверки упражнения внимательно проверяют свои работы, исправляют допущенные ошибки. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу;исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, формулируют собственную мысль и обосновывают свою точку зрения.
7. Информация о домашнем задании Домашнее задание на слайде
Слушают и записывают домашнее задание.8.Рефлексия (подведение итогов занятия) Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился- карточку с улыбающимся лицом, нет-карточку с грустным лицом. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, отвечают на вопросы:
-Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появились в ходе работы и ка вы их преодолевали?
-Какое настроение у вас сейчас?
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовать свою деятельность.
Регулятивные:оценивают свою работу.
Коммуникативные :строят небольшие монологические высказывания.