Научная статья на тему Внедрение новых подходов в процесс преподавания и обучения


Рефлексия по одному уроку серии последовательных уроков
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Следуя этому эпиграфу, хочу сказать, что детей уже не можем и не должны учить по традиционной методике. Хочу привести в пример конструктивистскую теорию Hattie. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение (Руководство для учителя, стр. 110).
Сначала я для себя поняла, каким должен быть современный урок.
1.Современный урок – это приобщение учащихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа.
2. Современный урок – это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до учащихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципа его организации:
принцип свободы, т.е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;
принцип сотрудничества, который безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения;
принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей ученика и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития;
принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия (С.Н. Букреева / Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе ХХl века//Молодой ученый. – 2014 - №2).
Конечно же, старалась учитывать все эти принципы на своих уроках. В школе созданы условия. Есть интерактивная доска, которая помогает интересно провести урок.
Побывав три месяца на курсах третьего уровня, я познакомилась с семью модулями Программы. После первого этапа я пересмотрела свои методы работы. Я начала критически относиться к своему преподаванию. У меня изменились взгляды. Мне очень понравилась идея Пажареса, на самом деле наши убеждения оказывают большее влияние, чем наши знания. Когда я планировала уроки, долго думала, какие модули могу я использовать в данном классе.
В данном уроке использовала модули «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Обучение талантливых и одаренных учеников».
Хочу описать урок по истории Казахстана на тему «Деятели российского освободительного движения в Казахстане».
Во-первых, я пересмотрела цели урока, старалась ставить к уроку реальные, достижимые цели. К данному уроку я поставила цели - знать деятелей движения, понимать роль народовольцев в общественном развитии Казахстана, уметь анализировать над деятельностью народовольцев.
Во-вторых, я поняла важность создания в классе коллаборативной среды. Поэтому старалась создать ситуацию успеха в классе. В начале урока показывала позитивные видеоролики. Так же проводила физ.минутки, чтобы снять немножко внутреннее напряжение. Старалась создать атмосферу доброжелательности.
В-третьих, не давала ученикам готовых знаний, использовала ИКТ ресурсы, по новой теме показала презентацию, в котором была дополнительная информация о деятелях российского освободительного движения, так же детям разрешила использовать сотовые телефоны для того, чтобы найти новые слова.
В-четвертых, детям дала понять, что от них зависит освоение материала, предоставила возможность получить знания самостоятельно. Так как, конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на учении, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываютя таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание (Руководство для учителя, стр. 111). Ученики читали тему сами, после этого использовала стратегию «мысль по кругу», каждый рассказывал новую идею, таким образом они учились «слышать» и «слушать» друг друга.
В-пятых, стала обращать свое внимание на ответы учеников. Старалась подождать ответ учеников до семи секунд. Харгривс и Гэлтон утверждают, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому. Харгривс и Гэлтон утверждают, что мгновенной и инстинктивной реакцией учителя, как правило, является стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров:
1. Продолжительность ответов учеников.
2. Количество добровольных ответов.
3. Частота вопросов учеников.
4. Количество ответов от менее способных учеников.
5. Взаимодействие по типу «ученик-ученик».
6. Частота дискуссионных ответов (Руководство для учителя, стр 148).
В-шестых, в этом классе есть одаренные дети, для них старалась дать усложненные, опережающие задания. Например, подготовить презентацию по новой теме, анализ одного из слов А.Кунанбаева и т.д.
В-седьмых, дети работали в группах, в парах. В этот момент помог модуль «Новые подходы в преподавании и обучении: диалоговое обучение». Мерсер также показал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик», и, таким образом, имеет различные возможности для разработки обоснованных аргументов и описания наблюдаемых событий (Руководство для учителя, стр 135). Ученики учились вести диалог.
Деление на группы осуществила с помощью игры «найди пару». Ученики нашли кюи Курмангазы, Таттимбет и таким образом, разделились на две группы. Это было и актуализацией пройденного материала. А так же ученики отвечали на «тонкие и толстые» вопросы. Я заметила, что ученикам трудно отвечать на вопросы «высокого порядка». С материалам новой темы ученики ознакомились сами.
Каждая группа получила задание, после этого использовала стратегию «карусель», дети рассказали друг другу содержание текста. Первая группа рассказывала о новой волне ссылок представителей русского освободительного движения в Казахстане, а вторая группа о положении ссыльных. Затем ученикам было дано задание составить «рыбный скелет».
В голове был вопрос–Какую роль сыграли народовольцы в общественном развитии Казахстана? На верхних косточках–представители русского освободительного движения, которые были на территории Казахстана, на нижних косточках - положение ссыльных. В хвосте – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Ученики хорошо справились с этим заданием. Им особенно понравилось рисовать «рыбный скелет». Они смогли рассказать о тех народовольцах, которые были на территории Казахстана и смогли рассказать об их деятельности. На самый главный вопрос ответили, что «они внесли огромный вклад в развитие самосознание народа».
После защиты флипчарта, им дано было задание оценить флипчарт с помощью «диалога на стикерах». Для закрепления материала ученики составляли сюжетную таблицу. Ученики составляли вопросы, которые начинались со слов Кто?, Что?, Где?, Когда?, Почему?
Но заметила, что ученики составили вопросы «низкого порядка». Составили вопросы, на которых есть готовый ответ в книжке.
Присутствовала обратная связь, старалась научить детей размышлять над своей деятельностью. На данном уроке использовала рефлексию «закончите предложение» - для меня стало важным то, что ...
Так как это второй урок в серии последовательных уроков у детей еще не сформировалось критическое мышление. Использовала стратегии критического мышления. Так как, стратегии критического мышления способствуют развитию мышления, помогает осмыслить, анализировать полученную информацию.
Так же помнила то, что наибольшего воздействия в процесс обучения оказывает в первую очередь работа учителя. Что именно от меня зависит процесс воспитания и развития детей. Я согласна с идеей, что стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (Руководство для учителя, стр. 110). На курсах я поняла, каким должен быть активный и пассивный класс. Изменился мой подход к ученикам. Я стала доверительно относиться к ученикам.
Трудности возникли с нехваткой времени. Так как задания, которые они должны были выполнять было для них новым, неизвестным. Они не знали как вести себя. Чтобы успеть пришлось поторопливать детей.
Я согласно с мнением Л.Выготского, в том, что учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности, имеющей конкретные цели. В результате участия ученика и интерактивного вербального обмена с более умелым и более осведомленым человеком в повседневном решении задач, внешний, социально – опосредованный диалог постепенно интериоризируется и становится внутренним индивидуализированным ресурсом для собственного мышления ребенка (Руководство для учителя, стр 133). Детям нравится работать в группе, составлять флипчарт, защищать свою работу. Потому что они видели, готовую работу своей деятельности и дети почувствовали себя успешными, радовались своей работе.


В целом после курсов изменились мои подходы в обучении. Я стала уделять больше внимания на саморегуляцияю. Чтобы дети могли использовать навыки работы в группе и в жизни.
Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию. Таким образом, вооружение детей навыками и качествами, необходимыми для жизни в ХХl веке и в последующих веках, является важной и стимулирующей целью для педагогов, которая не может быть проигнорирована. Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им эффективно и успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ (Руководство для учителя, стр. 156).
Думаю, что цели урока достигнуты благодаря использованию модулей Программы. Сложились в классе доверительные отношения. Обучение стало коллективным, ученики учились тому, как обучаться, поддерживать друг друга, что очень важно. Но еще есть над чем работать. Думаю результат будет, только при системном использовании всех семи модулей Программы. Ученики еще не умеют аргументировать свои мысли, идеи, в основном пытаются рассказать содержание текста с помощью книги, все еще присутствует механическое запоминание, заучивание фактов и событий, еще не умеют анализировать, делать выводы. Поэтому в будущем буду работать над тем, чтобы развивать логическое мышление, достижение взаимопонимании через исследовательские беседы. И в будущем буду направлять детей, а не управлять. Мне очень понравился девиз Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому». Хочу следовать этому девизу . Так же хочу научить детей взаимооцениванию, самооцениванию, чтобы могли составлять критерии оценивания, чтобы могли оценивать не личность, а деятельность сверстников, чтобы были открытыми для новых идей и устойчивыми к трудностям. Очень важно комментировать деятельность учеников при оценивании.
Для себя уяснила, что нужно быть инициатором, воздействующим на процесс обучения и воспитания, давать возможность детям самим конструировать свои знания, показывать пример успешности. Быть учителем, который может анализировать над своей деятельностью, который всегда стремиться к совершенствованию.
Для того, чтобы улажиться вовремя я буду все тщательно планировать и надеюсь системная работа поможет и детям действовать быстрее, быть самомотивированными, ответственными, уверенными в себе и с развитым критическим мышлением.
Использованная литература
1.С.Н. Букреева / Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе ХХl века//Молодой ученый. – 2014 - №2
2.Руководство для учителя.Третий(базовый) уровень, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
3.Интернет ресурсы: repetitora.com/refleksivnyj