Сценарий Музыкального салона «Музыкальный калейдоскоп»

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы г. Сочи








Сценарий
Музыкального салона

«Музыкальный калейдоскоп»





составители:
Пацхава Л.А.,
Кукса И.Ю.,
ЕленинаО.Ю.,
педагоги дополнительного
образования высшей категории.



















г. Сочи




Введение

Цели и задачи мероприятия:
- развитие познавательной активности учащихся;
- расширение кругозора в области музыкальной культуры;
- воспитание эстетического вкуса.

Возраст детей: младший и средний школьный.

Оборудование: две магнитные доски, музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран , рояль, компактдиски, карточки с изображением музыкальных инструментов.








































Сценарий.


Звучит музыка.
1-я ведущая:
Мы рады приветствовать вас в нашем Музыкальном салоне.
Нашу встречу мы назвали «Музыкальный калейдоскоп».
Слово калейдоскоп в переводе с греческого языка – вижу красивый вид, а в переносном смысле обозначает быструю смену событий, явлений.
В нашем « Музыкальный калейдоскопе» вы узнаете много интересного о музыке и музыкантах, музыкальных инструментах, вашему вниманию будут представлены викторина, загадки, вас ждет встреча с интересными музыкальными исполнителями.

2-я ведущая:
Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете?
А сколько существует музыкальных инструментов?
Точно вам никто не ответит – их великое множество.
Поэтому мы поговорим сегодня лишь о тех, которые используются сейчас наиболее часто и о музыкантах-исполнителях, которые на них играют.
Послушайте, пожалуйста, несколько концертных номеров, которые подготовили воспитанники нашей студии.

Концертные номера:
«В садике». С.Майкапар
«В старинном стиле».
«Солдатик и балерина», «Крыса» С.Баневич
«Мазурка» Гречанинов
«Вальс» Ф.Шуберт
«Пони» А.Флярковский
«Вариации» П. И. Чайковский
«Уголок России», А. Шаинский
«В лесу ночью» -А.Гедике
«Во саду ли в огороде», вариации на р.н.п., Беркович.
«Матрешки», Л.-Компанеец.


1-я ведущая:
Ребята! А что объединяет эти музыкальные номера?
Правильно! Все выступающие – исполнители соло или солисты – так называют исполнителя произведения, написанного для одного инструмента, в данном случае для фортепиано.
Но музыканты с древних времен любили объединяться в группы – ансамбли.
И в большие коллективы – оркестры.
Ансамбль в переводе с французского – согласованность.
А где еще встречается это слово?
Правильно. В архитектуре, в одежде.
Но мы сегодня будем говорить только о музыкальных ансамблях.
Музыкальный ансамбль – это группа артистов, составляющая единый художественный коллектив.
А как называется ансамбль из двух исполнителей?
Правильно. Дуэт - в исполнении вокального дуэта послушайте песню
«Расскажите».
Песню исполняют воспитанники вокальной студии.

1-я ведущая:
Итак, один исполнитель - солист, а два и более – это ансамбль.
А как называется из трех музыкантов? – Правильно, терцет.
Из четырех – квартет, из пяти – квинтет, из шести – секстет, из 8 – октет, из 9 – нонет, а из 10 – децимет.
А какое количество исполнителей можно назвать оркестром?
Определенно сказать нельзя.
Ансамбль из 12 музыкантов называется – дуодецимет.
А вообще 10, 12 участников вполне можно считать небольшим оркестром.
И называются такие небольшие оркестры «камерными».
Звучит запись в исполнении камерного оркестра.

2-я ведущая:
Ребята, какие вы знаете оркестры?
Правильно, и зависит это от того, какие инструменты входят в состав оркестра.
Итак, оркестры бывают: струнные, духовые, шумовые, народные, симфонические.
Самое большое, самое представительное собрание музыкальных инструментов – симфонический оркестр.
Количество и состав инструментов в симфоническом оркестре может меняться от 20 -200.
У каждой из 4 групп инструментов есть свое место в оркестре.
Именно при таком расположении, которое формировалось почти 200 лет, оркестр имеет наиболее гармоничное звучание.
Состав симфонического оркестра – 4 группы:
(На экране представлен состав симфонического оркестра).
1.Струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2.Деревянные духовые (флейты, гобой, кларнеты, фагот).
3.Медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба)
4.Ударные (барабаны, литавры, тарелки, колокола, треугольники).

2-я ведущая:
Но при таком количестве музыкантов очень трудно добиться стройности и согласованности звучания?!
1-я ведущая:
А для этого есть в оркестре музыкант, который руководит и управляет оркестром. Ребята, кто это? Правильно, дирижер.
Дирижер – это сердце и разум оркестра. У каждого исполнителя есть инструмент, которым он владеет. Инструмент дирижера – оркестр.
Все музыканты оркестра подчиняются дирижеру – его мастерству, его таланту.
Примерно 100 лет назад дирижеры стояли спиной к оркестру, лицом к публике. И лишь великий немецкий композитор и дирижер Р. Вагнер понял, что современным оркестром управлять по- старому невозможно и решительно повернулся лицом к музыкантам, как бы полностью соединившись со всем оркестром.
Звучит музыкальный фрагмент в исполнении симфонического оркестра.

2-я ведущая:
А теперь, ребята, внимательно послушайте и определите : в исполнении какого оркестра прозвучит следующий музыкальный фрагмент?
Звучит музыкальный фрагмент в исполнении оркестра народных
инструментов.
А теперь назовите инструменты, которые входят в его состав?
(На экране представлен состав оркестра).
Струнные щипковые (домры, балалайки, гусли).
Деревянные духовые (свирель, жалейка, рожки).
Пневматические язычковые (гармоники, баяны).
Ударные ( бубны, барабаны, шумовые инструменты).

Викторина « Музыкальные инструменты».
На магнитных досках - карточки с изображением разных музыкальных инструментов. Детям предлагается на одной доске собрать карточки с инструментами симфонического оркестра, а на другой – оркестра народных инструментов.

1-я ведущая:
А сейчас мы хотим познакомить вас с интересным коллективом народных инструментов « Терем – квартет». Эти музыканты известны во всем мире своим мастерством и обработками классических произведений.
Звучит запись в исполнении « Терем – квартета» .
Р- К .Корсаков «Царевна-лебедь»
Мы прослушали симфоническое произведение в переложении для народных инструментов.
Уже знакомые нам народные инструменты звучат совсем по- новому, какое богатство звуковых красок, нюансов, кажется, что звучит большой оркестр.

1-я ведущая:
Вы сегодня узнали много нового и интересного из жизни музыкальных инструментов, попробуйте отгадать загадки.

Музыкальные загадки:
- Проверяют звук и тон
Инструментом (камертон).

- Треугольная доска
А на ней три волоска
Волосок – тонкий
Голосок – звонкий. (балалайка)

- Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль)

-Рояль с баяном подружились
И навсегда объединились.
А ты названье угадаешь
Содружества мехов и клавиш? (аккордеон)

- Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет. (орган)

- Больше скрипки в десять раз
Инструмент тот(контрабас)

-Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Все по тому, что изучал
Искусство, что зовут(вокал)
- В нем 4 музыканта
Виртуоза и таланта,
Пропоют любой мотив.
Как зовется коллектив? (квартет)

-Исполнителей в нем 8,
Отгадать ансамбль просим. (октет)

-Он руками машет плавно
Слышит каждый инструмент
Он в оркестре самый главный
Он в оркестре президент. (дирижер)

-Он с музыкантом выступает
Но сам в оркестре не играет
Он молча должен лишь стоять
Тетрадку с нотами держать. (пюпитр).

Наша встреча подходит к концу, и последней страницей нашего «Музыкального калейдоскопа » будет путешествие в город Лейпциг, мы побываем на джазовом фестивале и познакомимся с необычным музыкантом. Зовут его Бобби Мк. Феррин – его называют человек-оркестр за способность изображать с помощью голоса любой инструмент. Мы услышим произведение И. С. Баха «Аве Мария».
В этом необычном номере зрители поют мелодию, а певец исполняет голосом партию аккомпанемента.
Просмотр видеозаписи

2-я ведущая:
Подошла к концу наша встреча, спасибо за внимание. Но мы не прощаемся, а говорим вам : до новых встреч в нашем гостеприимном Музыкальном салоне!





























Литература :

1. Эмиль Филькенштей, « Музыка от А до Я» . Изд. « Композитор» Санкт – Петербург, 1997.

2. Гвидо Боффи , Большая энциклопедия музыки. Москва, АСТ « Астрель»,2006.

3.Агеева И.Д., «Занимательные материалы по музыке, театру и кино». М.:ТЦ СФЕРА. E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Заголовок 2 Заголовок 315