Творческий проект по технологии Изготовление композиции из бисера



Соревнования молодых исследователей
«Шаг в будущее» в Северо-Кавказском федеральном округе России
Раздел 4. Социально-гуманитарные и экономические науки
4D –прикладное искусство
научно - исследовательская работа по теме:
Изготовление композиции «Времена года» (бисероплетение)
Автор: учащаяся 9 класса МОУ СОШ №1 г.Буденновска Буденновского района
Ставропольского края
Казакова Елизавета Александровна
Руководитель:
Салогуб Марина Ивановна
учитель технологии, высшей категории
2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
История возникновения бисера…………………………………………………3
Глава 1
Виды бисера………………………………………………………………….5
Основные приемы плетения бисером………………………………………5
Материалы, используемые в работе…………………………………….......7
Организация рабочего места. Подготовка к работе………………………..7
Глава 2
2.1 Правила техники безопасности при работе………………………………..8
2.2 Последовательность выполнения работы………………………………….8
5. Заключение…………………………………………………………………………11
6. Литература………………………………………………………………………….11

1.Введение
Идея данного проекта такова – предпринята попытка на основе исследований создать  творческую работу по технологии бисероплетения – вида творчества, который в настоящее время получает всё более широкое применение и привить интерес и любовь к декоративно-прикладному творчеству у молодежи.
Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.
Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и прочие украшения.
История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.
История возникновения бисера
Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.
Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение – узоры и оригинальные изделия, стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи.
Среди основных центров стеклоделия выделяется Венеция, которая после распада Римской империи приняла на своей территории многих греческих и византийских мастеров. В Х—XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы.
С XIII в. стекольная промышленность Венеции интенсивно развивается. В 1291 г. С целью предохранения Венеции от пожаров издали указ о перенесении всех стекольных заводов из города на остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды, зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI— XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции.
В конце 17 – начале 18 века бисер начали изготавливать в Германии и Франции, а к концу 18 века самым значительным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия), где вместо соды придумали брать золу. После этого бисероплетение стало популярным и в других странах.
Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.
Большой расцвет увлечения бисером мир испытал в конце 19-начале 20 веков. Из бисера изготавливали дамские сумочки, бумажники, чехлы для чубуков, подстаканники.
В конце XIX – начале XX вв. изготовление бисерных украшений распространилось в самых разных регионах России, особенно в ее юго-восточной части, Поволжье и Приуралье, Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье.
Пояса и сережки, ажурные воротники и ленты подвесок, косо-плеты, бахрома и поднизи, украшавшие головные уборы, монисто, ожерелья, шнуры, жгуты, цепочки. Эти и многие другие украшения, выполненные самыми разными техниками, придавали народной одежде праздничность и красоту, раскрывая талант и мастерство российских мастериц.
Благодаря красоте и разнообразию форм крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы в конце XIX –начале XX вв. получили всемирную известность. Они экспонировались и продавались на международных выставках и ярмарках в разных странах как Старого, так и Нового Света.
Художественные изделия из бисера пользовались большой популярностью также и у городского населения – мещанок, купчих, светских дам. Пожалуй, не было такого социального слоя в России, где этот вид народного творчества не был популярным.
Кроме украшений и отделки туалетов, возродилась мода на использование бисера и стекляруса для изготовления различных поделок-сувениров и в отделке предметов интерьера. Из разноцветного стекляруса делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях, бисером оплетали различные предметы, делая их тем самым оригинальными и неповторимыми.
Мода на бисер породила огромный спрос, поэтому в конце XIX в. наряду с сельскими кустарными мастерскими специалистов бисерного рукоделия начали готовить в специальных школах художественных рукоделий, открывавшихся во многих крупных городах России. Одной из самых известных была Петербургская школа народного творчества.
После революции 1917 г. Практически все эти учебные заведения были закрыты, но любовь к бисерным украшениям, но умение их создавать сохранились.
В последние годы искустно изготовления бисерных украшений переживает новый расцвет как в России, так и за рубежом. Интерес к этому виду творчества настолько велик, что во всем мире к настоящему времени насчитывается огромное количество объединений, кружков, клубов любителей бисероплетения. Выпускаются специальные журналы, создаются сайты в Интернете, посвященные изготовлению изделий из бисера и сопутствующих материалов.
Бисерным рукоделием занимаются люди всех возрастов независимо от места жительства и рода занятий. Для кого-то это профессиональная деятельность, для большинства – замечательное творческое увлечение, которое приносит радость себе и окружающим.
Глава 1.
Виды бисера
      Бисер бывает стеклянным, керамическим, пластмассовым или металлическим.
     Бисер окрашивают в самые разные цвета и оттенки, делают бисеринки двухцветные, трехцветные и даже с рисунком.
     Размер и форма тоже очень разнообразны.     Существует несколько основных видов бисера:
    Стеклярус    -    трубочки из цветного стекла — изготовляются разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый). Главный размер стекляруса — его длина.    Парчовый (с серебряной нитью, «огонек») бисер из прозрачного стекла, поверхность отверстия которого покрыта блестящей «серебряной» краской. Отверстия в таком бисере могут быть не только круглого, но и квадратного сечения, который выглядит граненым. Парчовый бисер из бесцветного стекла кажется серебряным, а из желтого — золотым.
   «Хамелеон» (с цветной нитью)        бисер из цветного прозрачного стекла, поверхность отверстий которого покрыта краской, отличающейся по цвету от стекла. Такой бисер «играет» в изделии и может менять цвет в зависимости от освещения.
   Обливной (мокрый) бисер        слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием
   Перламутровый (цейлонский)        чуть прозрачный бисер пастельных тонов со слегка блестящим белесым покрытием, напоминающим жемчуг.
   Непрозрачный натуральный бисер (естественный, обычный), матовый, глухой        бисер из непрозрачного стекла без покрытия, почти без блеска.
   Металлический бисер        стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие непрочное и при работе с бисером или в процессе носки стирается.
   Блестящий (люстровый)        бисер с глянцевым, сильно блестящим покрытием без переливов — лакированный.
   Прокрашенный внутри        бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).
   Асфальтовый (графитовый)        темно-серый, почти черный бисер с металлическим блеском.
   Тертый        полупрозрачный бисер с тусклой, шершавой поверхностью без блеска, при встряхивании пакетика издает характерное шуршание. Такой «тертый» бисер с квадратным отверстием обладает оптическим эффектом — светящейся продольной полоской внутри бисеринки, похожей на «кошачий глаз».
   Полосатый бисер из стекла, в которое были вплавлены цветные полосы
   Радужный бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.
   Бензиновый (переливчатый) бисер с блестящим, сильно переливающимся разными цветами покрытием, напоминающим разводы бензиновой пленки на воде.
   Прозрачный натуральный (естественный, обычный) бисер из прозрачного стекла без покрытия.
   Мраморный (меланжевый)        бисер с неоднородным покрытием, как будто из плохо перемешанного цветного стекла. Бисеринки слегка отличаются друг от друга оттенком или тоном.
Основные приемы плетения бисером
Существует различные виды плетения бисером: на леске, на нити, на проволоке.
По количеству иголок и ниток, необходимых для работы, различают низание в одну нить или одной иголкой, в две нити или двумя иголками, — т. е. низание ниткой с иголками с двух сторон.
В зависимости от расположения бусинок при нанизывании, существует несколько способов изготовления украшений.
В крестик (рис.1) — наиболее распространенная техника низания цепочек разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.
Рис.1
В цветочек (рис.2)— нанизывание бисера в виде цветков с различным содержанием лепестков (бисерин).

Мозаика (рис.3) — нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, т. е. через одну.
Плетение — самый распространенный способ изготовления украшений. На каждую нитку, соответственно узору, набирают цветные бисеринки и переплетают их под прямым или под косымуглом, создавая ажурные композиции — сетки с ячейками разной формы.
Таким же способом раньше оплетали всевозможные сосуды, флаконы и другие предметы быта.
Низание — нанизывание бисеринок на нитку сквозной (ажурной) сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями.
В столбик или столбиком — нанизывание бисеринок снизу вверх в виде круглого или квадратного шнура. Рис.4
Тканье (рис.4) — изготовление украшений на станке с нитяной основой, способом простого перебора.

Материалы, используемые в работе
При изготовлении моделей из бисера используют различные материалы и инструменты (рис.5):
бисер, рис, стеклярус, бусы;
нитки синтетические (капрон, нейлон) разных цветов;
хлопчатобумажная салфетка;
леска диаметром 0,15 мм или медная проволока
диаметром 0, 25 мм;
иголки для бисероплетения диаметром «нулевые»
или №1; рис.5
булавки, желательно с круглым «гвоздиковым» окончанием;
ножницы маленькие;
Бисер – мелкие шарики, цилиндрики, многогранники из стекла, металла, пластмассы или кости, со сквозными отверстиями для низания. Наиболее распространен круглый бисер. Размер бисера (его диаметр) обозначают номером: чем мельче бисер, тем больше номер.
Стеклярус – трубочки из цветного стекла.
Бусины – используют в сочетании с бисером. Бывают стеклянные, деревянные из натуральных камней, керамические.
Нити – от них зависят качество и внешний вид изделия.
Леска – прочна, прозрачна, упруга.
Мягкую проволоку – используют для изготовления цветов и фигурок
животных. Иглы – должны быть достаточно тонкие, чтобы проходили через отверстия бисеринок.
Для плетения своей композиции «Времена года», которая состоит из четырех берез –зима, весна, лето, осень, я использовала:
1.бисер № 11 зеленого цвета, голубого, желтого, оранжевого, белого, красного;
2. проволоку диаметром 0,25мм – 3м (электрический кабель);
3. нитки «ирис»;
4.нитки «травка» зеленого, белого, желтого, голубого цветов;
5. стальную проволоку длиной 20см – 4 шт;
6. деревянное основание – 4шт;
7.черный маркер.
1.4 Организация рабочего места. Подготовка к работе.
Рабочее место должно быть хорошо освещено и освобождено от всего лишнего. Чтобы бусины не скатывались, не бились о стол, надо постелить скатерть, льняную салфетку или другую однотонную ткань с нескользкой поверхностью.
Бисер удобно набирать на иглу, если он насыпан по цветам в низкие баночки из-под крема, коробочки, крышки или рассыпан небольшими кучками на салфетке. Для работы с бисером необходимо обеспечить себе хорошее, достаточно яркое освещение.
Лучше всего работать при рассеянном дневном свете. Электрический свет дает очень много бликов, ведь его отражает каждая блестящая бисеринка. Глаза от этого устают особенно быстро. К тому же при электрическом освещении искажается восприятие цвета.
Работа с мелким бисером даже при хорошем освещении весьма утомительна для глаз. Поэтому через каждый час необходимо делать небольшие перерывы, давать глазам отдых. Эти перерывы хорошо сказываются на результате работы. Взглянув на свое рукоделие отдохнувшими глазами, легче заметить ошибки недочеты, оценить достоинства.
Глава 2 1.2 Правила техники безопасности при работе
Нельзя использовать бракованные бисерины, лучше их сразу выбросить. Иногда бисер требуется особенно тщательно калибровать — подбирать точно по размеру и форме.
При работе бисер следует набирать иглой, в руки его берут в исключительных случаях.
Нить (нити) во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.
Проходя иглой с нитью через бисерину с уже ранее пропущенной через нее нитью, нужно стараться не проколоть эту нить.
При работе с леской следует пользоваться иглой.Только в исключительных случаях иглу снимают и проходят в отверстие бисерины концом лески.
2.2 Последовательность выполнения работы
1. Свою работу я начала с плетения веток. На одну березку необходимо 85 коротких (по 15 бисеринок), 54 средней длины ( по 18 бисеринок) и 36 длинных веточек (по25 бисеринок).
Для плетения я использовала медную проволоку 0,25мм. Схема плетения всех березок одинакова, поэтому достаточно знать плетение одной березки. Веточки плела путем закручивания каждой бисеринки (рис. 6).
2. После того как я подготовила все веточки я их рис.7 соединила в следующем порядке: 3 короткие, 2 средние, 2 длинные, 1 короткая, 1 средняя веточки (рис.7). Итого я получила 18 веточек. Из оставшихся 15 веточек я сделала верхушку.
-3810514350 Рис.6
3867154781550
рис.7
3. Затем я попросила папу подготовить мне деревянную основу, с вбитым гвоздем 70 мм и стальную проволоку размером 20 см для ствола. Рис.8

стальная
проволока
деревянная проволока 20 см.
основа гвоздь


Рис.8
4. Для основания я связала окружность на спицах № 3 из ниток «травка», использовав лицевые и изнаночные петли. Вязание начала с 9 петель, постепенно увеличивая каждый ряд на одну петлю, при помощи накида. Достигнув 23 петель, я убавляла каждый ряд на одну петлю, провязывая две вместе. Оформила основание.
5. Все готовые веточки обмотала нитками «ирис» (рис. 9). соединила со стальной проволокой и с основанием.

Рис.9

Придала березке правильную форму. Аналогично сплела и оформила остальные березки. И так у меня получилась композиция «Времена года», которой я украсила компьютерный стол( рис.10)
-3810156210

     
Рис.10
Заключение
 Изучив литературу, и обобщив полученные знания, я сделала следующие выводы:
История бисера уходит в глубь веков, так как самой древней из найденных бусин около пяти тысяч лет, и на прямую связана с возникновением стеклоделия.Родиной бисера можно считать Египет.
Если в древности за бисер можно было купить раба или обменять его на золото, то сегодня при огромном разнообразии формы и цвета, бисер доступен всем желающим, заниматься художественным творчеством.
Популярность бисера подтверждается тем фактом, что в истории бисера звучат такие имена как царица Нефертити, царица Клеопатра, княгиня Нарышкина, Екатерина II.
 Особое место в истории бисера занимает Венеция.
Для развития бисерного дела в России внесли свой вклад Петр I и Михаил Ломоносов.
          В ходе работы была создана презентация о бисере, которая может быть использована в дальнейшем на уроках технологии и изобразительного искусства.
      Целью моей работы было создание творческой работы из бисера, которая стала достойным экспонатом на школьной выставке. С композицией «Времена года» я стала победителем школьного этапа олимпиады по технологии и победителем районной. (Приложение фото). Для своей работы я выбрала самый, пожалуй, популярный способ бисерного плетения – скручивание, который доступен в работе даже с младшими школьникам. Его можно применять в кружковой работе и во внеурочной деятельности с младшими школьниками.
     В настоящее время занятие бисероплетением очень популярно и завоевывает в свои ряды новых поклонников. Заниматься бисером можно и даже полезно с дошкольного возраста, так как у ребенка развивается мелкая моторика, формируется художественный вкус и такие важные качества, как внимание, усидчивость, воображение и память.
Литература.
Ляукина М.В.Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.:АСТ – ПРЕСТ КНИГА, 2005.
Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: 2004.
Божко Л.А. Бисер для девочек. М.:, 2003.
И. Н. Барылкина. М.: 2006г.
Стольная Е.А. «Цветы и деревья из бисера» -М.: «Мартин», 2007 г.
Ресурсы сети интернет
www.solnet/ee