Рабочая программа по информатике 4 класс (Матвеева)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана
«Средняя образовательная школа №3»
Согласовано
Руководитель ШМО Утверждено
_________/ Чубарева Т.С. приказом директора МБОУ «СОШ№3»
Протокол от «___»_____20___г.№1 от ____августа 20____г. №____
Рабочая программа по информатике для 4Б класса

Составитель: Суртаева А.А.,
учитель начальных классов
2016-2017 уч.годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена с учетом основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №3» г. Абакана с учетом авторской программы Н.В. Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой «Информатика».
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
В ходе обучения информатике по данной программе, решаются следующие задачи:
развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В четвертом классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся о работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Современный ребенок погружен в новую предметную и новую информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, то есть смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Особое место содержанию подготовки по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом (компьютером) поиска и обработки информации расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.
Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения – всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности – текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования. В частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с помощью компьютера (электронная почта, скайп и пр.).
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
Программа рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю). Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ. Для школьников 3-4 классов непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать 15 минут.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Информатика в 4-м классах изучается как отдельный предмет, т.к. на её изучение в 4-м классе отводится по 1 часу в неделю, программа рассчитана на 34 часа (34 недели).
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЬЮТЕРАМ И ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Хотя данный курс рассчитан на обучение с обязательным применением компьютера, при этом обучение по данной программе не предполагает жестких требований ни к компьютерам, ни к программному обеспечению. При обучении можно использовать любые современные компьютеры, которые есть в школе, принтер и мультимедийный проектор.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Регулятивные УУД:
Содержание четвертого класса — это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе: ради формирования и развития понятий о моделировании, модели и процессе управления. Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.
Глава 1. Повторение – 7 часов
Человек в мире информации. Действия с данными
Объект и его свойства.
Отношения между объектами.
Компьютер как система
Цели:
Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Представление материала в табличном виде.
Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение –9 часов
Мир понятий
Деление понятия. Обобщение понятий
Отношения между понятиями
Понятия «истина» и «ложь»
Суждение
Умозаключение
Цели:
Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения. Объединение предметов по общему признаку. Различение целого и части.
Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.
Глава 3. Мир моделей – 8 часов
Модель объекта. Текстовая и графическая модели
Алгоритм как модель действий
Формы записи алгоритмов.
Виды алгоритмов
Исполнитель алгоритма
Компьютер как исполнитель
Цели:
Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.
Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи.
Глава 4. Управление – 9 часов
Кто кем и зачем управляет
Управляющий объект и объект управления
Цель управления
Управляющее воздействие
Средство управления
Результат управления.
Современные средства коммуникации
Цели:
Определение способов контроля и оценки деятельности; определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей, нахождение ошибок в работе и их исправление.
Повторение изученного за год – 1 час
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
4 класс
Содержание раздела Часы Характеристика основных видов деятельности
обучающихся
Повторение 7
Знать: как человек получает информацию, где хранит её, что делает с ней, что может быть носителем информации, что может быть источником информации для человека; что можно называть словом «объект» и что означают словосочетания «имя объекта» и «свойства объекта», что объекты находятся в отношениях между собой, эти отношения имеют свои имена; что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем нужны компьютерные программы и какие они бывают.
Уметь определять и называть виды информации по способу её восприятия человеком и по способу представления на носителе.
Понять: чем отличаются действия с информацией от действий с данными.
Научиться: рассуждать о действиях с информацией и выполнять эти действия, в том числе с помощью компьютера; составлять характеристику объекта; называть отношения и строить схему отношений между двумя объектами; описывать компьютер как универсальный инструмент для работы с информацией.
Суждение, умозаключение, понятие 9 Понять: что существуют объекты окружающего мира и мир понятий человека об этих объектах; что с понятиями можно совершать умственное действие: «деление понятия» или «обобщение понятий»; что отношения между понятиями бывают: «вид-вид», «род-вид», что отношения бывают несимметричными и симметричными; что такое истинное высказывание и ложное высказывание; что такое суждение, какие суждения бывают; что такое умозаключение, из чего оно состоит.
Научиться: видеть и называть существенные свойства объектов и составлять содержание понятия; делить понятия и строить схемы деления понятий; обобщать понятия и строить схемы обобщения понятий; узнавать и называть отношения, строить отношения в виде кругов Эйлера; приводить примеры высказываний; отличать истинное суждение от ложного, высказывать своё суждение; делать заключение на основе анализа одной, двух или нескольких посылок.Мир моделей 8 Понять: что модель – это заменитель реального объекта; что такое текстовая модель и что такое графическая модель; какое описание последовательности действий может быть названо алгоритмом, какие бывают свойства у алгоритма; какие бывают алгоритмы и как их записывают; что означают термины «исполнитель алгоритма» и «система команд исполнителя»; что компьютер – это формальный исполнитель программы. Научиться: называть цель создания и использования модели, определять, чем модель отличается от объекта-оригинала; создавать текстовые и графические модели отношений между понятиями; отличать алгоритм от плана действий; создавать алгоритмы в текстовой и графической форме, определять и называть вид алгоритма, отличать линейные алгоритмы от алгоритмов с ветвлением; составлять список команд, которые может выполнять данный исполнитель.Управление 9 Понять: что управление – это особое отношение между объектами; что процесс управления включает в себя того, кто управляет, и того, кем или чем управляют, а также цель управления; что называют управляющим объектом и объектом управления; что означает цель управления; что такое управляющее воздействие; что такое средство управления; что означает результат управления; что современные средства коммуникации обеспечивают возможность общения, то есть обмена информацией между людьми, что средства коммуникации могут служить средством управления не только людьми, но и техническими устройствами.
Научиться: узнавать и называть в окружающей действительности, кто, кем или чем управляет, приводить свои примеры; узнавать в окружающей действительности управляющие объекты и объекты управления; понимать и называть цель управления в конкретных ситуациях; узнавать и называть управляющее воздействие в различных ситуациях; узнавать и называть средства управления; видеть результат управления, в том числе результат самоуправления; называть средства коммуникации и их назначение.
Повторение курса информатики за 4 класс 1 Закрепить представление об основных понятиях курса информатики 4 класса.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
1-я группа требований: личностные результаты.
Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель — ученик»:
готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;социальные компетенции;
личностные качества
2-я группа требований: метапредметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время — это освоение УУД:
познавательных;
регулятивных;
коммуникативных;
овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.)
3-я группа требований: предметные результаты.
Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели? »;
устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось:
учетом индивидуальных интеллектуальных различий учащихся в образовательном процессе через сочетания типологически ориентированных форм представления содержания учебных материалов во всех компонентах УМК;
оптимальным сочетанием вербального (словесно-семантического), образного (визуально-пространственного) и формального (символического) способов изложения учебных материалов без нарушения единства и целостности представления учебной темы;
учетом разнообразия познавательных стилей учащихся через обеспечение необходимым учебным материалом всех возможных видов учебной деятельности.
Кроме того, соответствие возрастным особенностям учащихся достигалось через развитие операционно-деятельностного компонента учебников, включающих в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, в частности, осуществляется формирование и развитие умений:
наблюдать и описывать объекты;
анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);
выделять свойства объектов;
обобщать необходимые данные;
формулировать проблему;
выдвигать и проверять гипотезу;
синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;
самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий и др.
В результате всего вышеперечисленного происходит развитие системы УУД, которые, согласно ФГОС, являются основой создания учебных курсов.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1. Опорой на сквозные содержательные линии:
информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.).
2. Использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности:
раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
содержание параграфа представлено через компоненты деятельностного ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия. Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
«Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, сама структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
учебную мотивацию;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Литература и средства обучения
1. Информатика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 101 с.: ил.
2. Информатика: Учебник для 4 класса: в 2 ч. Ч.2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 123 с.: ил.
3.Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. Ч.1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. Информатика: Рабочая тетрадь для 4 класса: в 2 ч. Ч.2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», (http://school-collecti.on.edu.ru/);
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class)[]=45&subject[]=19 );
авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/inf ormatika/4/ );
лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodist.lbz.ru/lections/8/ ).
Календарно-тематическое планирование по информатике 4 класс
№ Тема Характеристика деятельности обучающихсяУУД Дата
План Факт
1. Человек в мире информации.
Иметь представление об информации на бытовом уровне;
знать способы восприятия информации человеком и формы ее представления;
понимать, что в каждый момент времени человек воспринимает информацию всеми органами чувств одновременно, а осмысливает — последовательно;
знать основные источники получения информации человеком и особенности восприятия ее человеком;
уметь приводить примеры носителей информации. Личностные УУД
-Актуализация знаний, полученных во 2, 3 классах, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.
-Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
РегулятивныеУУД:
-Цель, вспомнить, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение.
-Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД
-Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
-Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией
ЛогическиеУУД:
-Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:
-Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком, фотографией
Постановка и решение проблем:
-Практические задания после параграфа дают возможность учителю организовать работу по актуализации знаний.
-Задания могут служить основой для обсуждения в классе, создания проблемной ситуации, организации проектной работы
КоммуникативныеУУД:
-Текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.).
-Задания после параграфа нацелены на развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) 2. Действия с данными.
Иметь представление о информационных процессах;
понимать, в чем заключается отличие преобразования информации от ее обработки;
понимать, что представление и долговременное хранение информации связано с носителем;
уметь выделять составные части в процессе передачи
информации;
уметь преобразовывать информацию из текстовой формы в графическую и наоборот. 3. Объект и его свойства.
Уметь приводить примеры различных объектов, в том числе, используя;
уметь выделять существенные и несущественные свойства объектов на простых примерах;
уметь работать с информацией, применять исследовательские навыки. 4. Отношения между объектами.
Иметь представление о разных отношениях: пространственных, временных, порядковых, причинно-следственных, семейных, социальных;понимать, что объекты могут быть связаны между собой разными отношениями;
уметь применять навыки графического представления информации;
уметь преобразовывать информацию из текстового вида в графический, а также понимать смысл информации, представленной в графическом виде. 5. Компьютер как система.
Иметь представление о функциональных частях компьютера;
знать основные устройства ввода и вывода, входящие в состав компьютерной системы;
иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных;
иметь представление о назначении разных классов программ;
понимать, что обработка данных возможна благодаря различным программам. 6. Повторение, работа со словарем.
Знать виды информации по форме представления и способу восприятия;
уметь приводить примеры действий с информацией;
понимать, что каждое действие осуществляется с определенной целью;
уметь раскрывать смысл понятия «объект» на основе анализа примеров и приводить примеры свойств
объекта; а знать основные виды отношений между объектами;
уметь приводить примеры основных отношений между объектами;
иметь представление о возможностях компьютера и назначении его основных функциональных частей;
знать названия групп программных средств, понимать их назначение;
•уметь приводить примеры прикладных программ. Личностные УУД:
-Актуализация знаний, полученных во 2, 3 классах. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений.
РегулятивныеУУД:
-Раздел дает возможность учащимся рефлектировать свои знания перед контрольной работой.
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
-Раздел дает умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание информации, которая была изучена ранее.
-ЛогическиеУУД:
-Раздел дает умения установления причинно-следственных связей и построения логической цепи рассуждений
7. Контрольная работа №1 по теме: «Человек и информация».
Уметь распознавать виды информации по способу восприятия и форме представления;
знать основные действия с информацией и уметь приводить примеры;
понимать, что каждый объект обладает свойствами, имеет имя;
понимать, что объекты связаны между собой отношениями;
знать основные части компьютера, их назначение, уметь приводить примеры устройств ввода и вывода;
понимать, что разные программы предназначены для обработки различных информационных объектов;
знать классы программ, уметь приводить примеры прикладных программ. 8. Мир понятий.
Знать о возможности обработки информации человеком посредством понятийного мышления;
знать отличие понятий от образов и представлений;
знать, что такое содержание понятия, его определение;
знать, какие понятия обозначаются терминами;
уметь выделять и формулировать словами существенные свойства хорошо знакомых понятий в их определении;
уметь использовать компьютерные технологии для представления содержания понятия в текстовой и графической формах.Личностные УУД:
-Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.
-Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
РегулятивныеУУД:
-Цель, вспомнить, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение.
-Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
-Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста
ЛогическиеУУД:
-Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:
-Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией в рамке с восклицательным знаком,схемойПостановка и решение проблем:
-Практические задания после параграфа дают возможность учителю организовать работу по актуализации знаний (понятие схемы).
-Задание может служить основой для организации деятельности по структурированию информации в виде схемы
КоммуникативныеУУД:
-Текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.).
-Задание может служить основой для организации проблемного диалога
9. Деление понятия.
Знать правила использования в речи слов, обозначающих понятия;
знать содержание, структуру и правила осуществления действия деления понятий;
знать содержание, структуру и правила осуществления действия обобщения понятий;
владеть категориями «видовое понятие» и «родовое понятие»;
уметь делить и обобщать хорошо знакомые понятия, отражающие предметы и явления окружающего мира, изученные понятия курса информатики;
уметь представлять содержание действий обобщения и деления понятий в форме схемы, использовать для этого компьютерные технологии. 10. Обобщение понятий 11. Отношения между понятиями.
Знать виды отношений понятий (симметричные, несимметричные, отношения между понятиями одного уровня);
знать структуру и значение элементов схем, которые служат для отражения отношений между понятиями. 12. Понятия «истина» и «ложь».
Знать, что такое высказывание, формы его представления;
знать, что такое истинные и ложные высказывания;
уметь определять истинные и ложные высказывания. 13. Суждение.
Знать, что такое суждение;
знать, что такое истинные и ложные суждения;
знать, что такое простые и сложные суждения;
уметь оценивать суждения как истинные или ложные. 14. Умозаключение.
Знать что такое посылка
Знать на основании чего делается заключение;
Знать что такое умозаключение;
Приводить примеры посылок и сделать на их основе заключение
Приводить примеры умозаключений. 15. Повторение, работа со словарем.
Знать, что такое содержание понятия, его определение;
знать, какие понятия обозначаются терминами;
знать содержание, структуру и правила осуществления действия обобщения понятий;
владеть категориями «видовое понятие» и «родовое понятие»;
знать виды отношений понятий (симметричные, несимметричные, отношения между понятиями одного уровня);
знать виды отношений понятий (равнозначности, пересечения, подчинения, противоположности, противоречия);
знать, что такое истинные и ложные суждения;
Знать что такое умозаключение. РегулятивныеУУД:
-Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещеподлежит усвоению, осознание качестваи уровня усвоения; сжатая информацияразделаПознавательные УУД
ОбщеучебныеУУД:
-Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере)
ЛогическиеУУД:
-Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах
Знаково-символические УУД:
-Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
16. Контрольная работа № 2 по теме: «Понятие, суждение, умозаключение».
Уметь выделять и формулировать словами существенные свойства хорошо знакомых понятий в их определении
уметь делить и обобщать хорошо знакомые понятия, отражающие предметы и явления окружающего мира, изученные понятия курса информатики;
уметь определять истинные и ложные высказывания.
уметь оценивать суждения как истинные или ложные.
Приводить примеры умозаключений. 17. Модель объекта.
Знать определение и цели создания модели;
Понимать какие свойства отражаются в модели;
Различать модель и объект оригинал;
Приводить примеры моделей;
Различать виды моделей. Личностные УУД:
-Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.
-Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом — необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений
РегулятивныеУУД:
-Цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение.
-Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
-Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком и др.
ЛогическиеУУД:
-Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:
-Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией, фотографией
Постановка и решение проблем:
-Практические задания после параграфа дают возможность учителю организовать работу по актуализации знаний (понятие схемы).
-Задание может служить основой для организации деятельности по структурированию информации в виде схемы, а также для организации проектной деятельности
КоммуникативныеУУД:
-Текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.).
-Задание может служить основой для обсуждения в классе, создания проблемной ситуации, организации проектной работы 18. Текстовая и графическая модели
Уметь создавать графические и текстовые модели
знать структуру и значение элементов схем, которые служат для отражения отношений между понятиями
уметь строить круги Эйлера 19. Алгоритм как модель действий Знать определение алгоритма;
Приводить примеры алгоритмов 20. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритов.
Знать способы записи алгоритмов;
Знать типы алгоритмов;
Уметь создать блок-схемы алгоритмов 21. Исполнитель алгоритма.
Знать определение исполнителя алгоритма, систему команд исполнителя,
Понимать, что человек создает алгоритмы, а компьютер выполняет алгоритмы;
Приводить примеры исполнителей алгоритмов 22. Компьютер как исполнитель
Знать определение компьютерной программы, что такое язык программирования;
23. Повторение, работа со словарем.
Знать определение и цели создания модели;
Понимать какие свойства отражаются в модели;
Различать модель и объект оригинал;
Приводить примеры моделей; знать структуру и значение элементов схем, которые служат для отражения отношений между понятиями
уметь строить круги Эйлера
Знать определение алгоритма;
Приводить примеры алгоритмов
Знать определение исполнителя алгоритма, систему команд исполнителя,
Понимать, что человек создает алгоритмы, а компьютер выполняет алгоритмы;
Приводить примеры исполнителей алгоритмов
Знать определение компьютерной программы, что такое язык программирования; РегулятивныеУУД:
-Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
-Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере)
ЛогическиеУУД:
-Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах
Знаково-символические УУД:
-Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
24. Контрольная работа № 3 «Модель и моделирование».
Понимать какие свойства отражаются в модели;
Различать модель и объект оригинал;
Приводить примеры моделей; знать структуру и значение элементов схем, которые служат для отражения отношений между понятиями
уметь строить круги Эйлера
Знать определение алгоритма;
Приводить примеры алгоритмов
Знать определение исполнителя алгоритма, систему команд исполнителя,
Приводить примеры исполнителей алгоритмов 25. Кто, кем и зачем управляет
Знать цели управления, что такое информационное управление, мировоззрение,
Приводить примеры выбора,
Приводить примеры цели управления Личностные УУД:
-Раздел параграфа «Понять» — актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека
РегулятивныеУУД:
-Цель, понять, знать, уметь — структура параграфа нацелена на деятельностное обучение.
-Практические задания после параграфа нацелены на работу в рабочей тетради и на компьютере.
-В текст параграфа включены сведения, при помощи которых учитель может организовать формирование понятий «алгоритм — управление — поведение — принятие решения», что способствует формированию целостности понятия «регуляция деятельности »
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
-Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в повествовательном и описательном текстах, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
-Развитие умений работы с разными видами информации
ЛогическиеУУД:
-Формирование понятия «Главное»
Знаково-символические УУД:
-Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком, опорной информацией, описанием схемы
Постановка и решение проблем:
-Практические задания после параграфа дают возможность учителю организовать работу по актуализации знаний (понятие схемы).
-Задание может служить основой для организации проблемного диалога
КоммуникативныеУУД:
-Текст параграфа дает возможность учителю организовать работу в группах уже во время изучения новой темы (одновременное чтение разных примеров с последующим пересказом и т. п.).
-Задание может служить основой для организации проблемного диалога 26. Управляющий объект и объект управления
Знать для чего люди управляют собой;
Знать от чего зависит управление
Приводить примеры 27. Цель управления
Знать чем человек может управлять;
Уметь читать схему ветвления алгоритма 28. Управляющее воздействие
Знать что такое управляемый и управляющий объект;
Приводить примеры управления без обратной и с обратной связью;
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с обратной связью; 29. Средство управления.
Приводить примеры управления без обратной и с обратной связью;
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с обратной связью; 30. Результат управления
иметь представление о функциональных частях компьютера;
знать основные устройства ввода и вывода, входящие в состав компьютерной системы;
иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных;
иметь представление о назначении разных классов программ;
понимать, что обработка данных возможна благодаря различным программам. 31. Современные средства коммуникации. Повторение
знать, что такое содержание понятия, его определение;
знать виды отношений понятий
знать, что такое высказывание, суждение, умозаключение
Знать определение и цели создания модели;
Приводить примеры алгоритмов
Уметь создать блок-схемы алгоритмов
Знать цели управления, что такое информационное управление, мировоззрение
Знать что такое управляемый и управляющий объект;
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с обратной связью;
иметь представление о функциональных частях компьютера;
иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных; 32. Повторение, работа со словарем.
Знать цели управления, что такое информационное управление, мировоззрение.
Знать что такое управляемый и управляющий объект.
Приводить примеры управления без обратной и с обратной связью.
Приводить примеры управления без обратной и с обратной связью.
Иметь представление о функциональных частях компьютера.
Знать основные устройства ввода и вывода, входящие в состав компьютерной системы.
Иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных. РегулятивныеУУД:
-Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела
Познавательные УУД:
ОбщеучебныеУУД:
-Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами (практические задания на компьютере)
ЛогическиеУУД:
-Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять основные информационные процессы в реальных системах
Знаково-символические УУД:
-Развитие умений выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности 33. Контрольная работа № 4 «Информационное управление».
Приводить примеры цели управления
Приводить примеры управления без обратной и с обратной связью;
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с обратной связью 34. Повторение пройденного за год Уметь создать блок-схемы алгоритмов
Знать определение и цели создания модели;
Знать цели управления, что такое информационное управление, мировоззрение
Знать что такое управляемый и управляющий объект;
Уметь рисовать схемы управления без обратной и с обратной связью;
иметь представление о функциональных частях компьютера;
иметь представление о классах программ: системных, прикладных, инструментальных