Постижение красоты – путь к формированию личностных качеств и основа жизненного самоопределения учащихся


Постижение красоты – путь к формированию личностных качеств и основа жизненного самоопределения учащихся.
Красота – это не только дар природы. Красота – это искусство, постоянная работа над собой, стремление к совершенству. Совершенство красоты заключается в гармонии формы и духа. Человеку с богатым внутренним миром легче дается постижение красоты – одной из величайших радостей доступных человеку.
В объединении «Парикмахер» ДДЮТ через освоение профессии, у учащихся развивается и формируется внутренний мир: художественно - эстетический вкус, фантазия. А также воображение, личностные качества, творчество, логическое мышление, оперативная память, культура поведения
Профессия «Парикмахер» прочно ассоциируется с такими понятиями как «красота», хорошее настроение. Людей этой профессии называют «художниками», творцами красоты.
От профессиональных знаний, опыта и умения работать с людьми мастера – парикмахера во многом зависит культура обслуживания клиентов. Эти работники не только должны быть людьми творческого склада, обладать хорошим вкусом, но и быть внимательными, отзывчивыми, доброжелательными, тактичными; уметь быстро ориентироваться и принимать правильное решение. Мастер должен знать основы психологии, этики, эстетики, педагогики, права.
Это ему необходимо для выбора рациональной тактики обслуживания того или иного клиента и индивидуального подхода к нему.
Личные качества мастера и его отношение к работе оказывают определенное воздействие на клиентов. В высококультурном работнике клиенты часто видят для себя положительный пример.
Осознание важности своей работы благоприятно влияет на развитие самосознания и формирование необходимых черт личности учащихся – трудолюбия, дисциплинированности, организованности, деловитости.
Программа «Парикмахер» объединения осуществляет «ненавязчивое» воспитание – благодаря включению учащихся в освоение творческой профессии и активной жизни объединения. В процесе которых происходит «ненавязчивое» формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения.
Основной целью программы является профессиональная подготовка.
Программа ориентирована на учащихся 8-11 классов. Срок обучения 2 года, по каждому году обучения предусмотрено 288 часов.
Программа имеет разделы: обще-профессиональный блок (деловая культура); профессиональная подготовка (технология парикмахерских услуг); материаловедение; основы физиологии кожи и волос; косметика, макияж; производственное обучение; производственная практика. Учащимися изучаются основные виды парикмахерских работ: стрижка волос, холодная химическая завивка, окраска волос, укладка, художественное моделирование прически,косметика,макияж.
Согласно профессиональному воспитанию программа включает в себя формирование следующих составляющих поведения учащихся:
- этика и эстетика выполнения работы и представления её результатов;
- культура организации своей деятельности;
- уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
-адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её результатов;
- знание и выполнение профессионально-этических норм;
- понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.
Поставленные цели и задачи программы не были бы полностью выполнимы если бы в объединении не развивалась система социального партнерства.
Примерами взаимодействия является работа объединения и Управления по культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту в проведении праздников, мероприятий, в которых, участвуя, учащиеся объединения чаще проводят мастер – классы для жителей города, демонстрируя им свои знания, умения, вносят красоту и настроение в их жизнь.
Учащиеся при этом ощущают себя счастливыми, видя результаты своих работ, понимая свою значимость, получают значительный опыт от общения с людьми разного возраста.
Развиваются партнерские отношения с Реабилитационным центром «Юность». Сюда учащиеся объединения приходят не только для выполнения детям центра стрижек, а также с целью ознакомления с профессией «Парикмахер», проведения познавательно – развлекательных игр, праздников. Стараясь увлечь детей, расширить их кругозор, подарить им свою теплоту.
Много лет у объединения существует связь с городским обществом людей с ограниченными возможностями. Согласно расписанию практических занятий, оказывая заботу, внимание, доброжелательность, учащимися выполняются благотворительные стрижки для пожилых людей данного общества и ветеранов ВОВ.
Многообразные связи с родителями объединения расширяют границы образовательного – воспитательного пространства.
В некоторых семьях учащихся (Юшина С.Н., Чубарова Н. И.) существует преемственность в выборе профессии парикмахер. Эти родители приглашаются в группы для бесед о профессии. о специфике работы с клиентами, поделиться своим опытом работы.
Родители (Сенин Л.Ю., Агеева О.В.) работая в детских образовательных учреждениях, помогают с организацией практики для учащихся объединения. Такие практические занятия способствуют освоению стрижки, волос, одновременно формируя, личные качества учащихся: внимательность, общительность, ответственность, доброжелательность. Многие родители становятся первыми, а дальше постоянными клиентами своих детей., создавая внешним видом рекламу объединению, приглашают сюда для выполнения различных видов парикмахерских работ родных и знакомых.
Совместная работа педагога, родителей, учащихся осуществляется во время подготовки к вечерам, конкурсам, выставкам, мероприятиям. Таким образом, родители и дети становятся еще ближе друг к другу. Повышается авторитет родителей, а также знания и культура учащихся.
Налажена система методического объединения куда входят студии: «Образ», «Вязание», «Оператор ЭВМ», в котором учащиеся объединений получают социально – значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся самоутверждаться; проводя совместно праздники, мастер – классы, выставки, конкурсы, культпоходы. К примеру, проведены вместе такие мероприятия как «Праздник моды», «Трудиться – душе гордиться», «А ну-ка мастерицы», «Космическая одиссея». Творческий проект «Коса – девичья краса».
Поддерживаются партнерские отношения с выпускниками объединения. Некоторые из них продолжили своё обучение в колледжах по специальности Парикмахерское искусство декоративная косметика». Многие работают в парикмахерских нашего города, а также Тулы, Москвы и др.
Есть среди выпускников успешно продвинувшиеся в индустрии красоты, открыв своё дело – парикмахерский салон: это Пахомова Людмила, Миранчук Ксения, Леонтьева Ирина, Евтеева Мария.
Евтеева Мария творческая, целеустремленная личность, она дипломант и призер открытого независимого чемпионата по парикмахерскому искусству, нейл дизайну и декоративной косметике на кубок Дружбы, фестиваля красоты «Московские берега».
Мария совершенствовала свои знания и умения на курсах Академии парикмахерского искусства «Долорес»
И как результат- открыла салон – парикмахерскую «Папараций. Мария организовала совместно с учащимися объединения творческий проект «Власть женщины», который вышел в виде откидного календаря. Здесь учащиеся выступили в роли фотомоделей, ощутили себя в образе женщин разных исторических эпох.
Выпускники приходят в «ДДЮТ» за советом, поддержкой, мы радуемся вместе с ними их достижениям и победам. В группе объединения присутствуя на занятиях выпускники рассказывают о своем пути становления: о том, какую роль в и жизни сыграло объединение. как открыть своё дело. какими качествами надо обладать работая парикмахером.
В своих беседах выпускники делятся с учащимися знаниями и умениями, полученными на семинарах, курсах, конкурсах. С этой целью ими проводились мастер – классы по инновационным технологиям: косметической и декоративной окраски волос: креативным молодежным стрижкам, укладкам, ламинированию волос. Знакомят с известными косметическими фирмами, демонстрируя новинки косметики и парфюмерии для волос. Иногда беседы переходят в диспуты о моде, красоте, стиле.
Регулярно организовываются в объединении экскурсии на рабочие места выпускников. Здесь на практике учащиеся видят оборудование рабочего места, работу и общение мастера с клиентом, весь процесс обслуживания клиента: подготовительные работы, технологический процесс, заключительные работы.
В процессе работы учащиеся задают вопросы мастерам связанные с эстетикой, технологией, культурой труда.
Партнерство объединения с выпускниками, их опыт, активность, творчество, любовь к профессии и желание дарить людям радость – во многом является примером и способствует жизненному и личностному самоопределению учащихся.
Таким образом, выстроенная система обучения и социального партнерства открывают перед учащимися объединения личностное жизненное пространство. Способствует самоопределению, формируя в них положительные качества, раскрывая, корректируя и дополняя духовный мир.
В результате, учащиеся видят себя культурными, мобильными, нужными обществу, уверенными в своих силах и в завтрашнем дне.